Технология творческих мастерских на уроках русского языка и литературы


Технология творческих мастерских на уроках русского языка. И литературы.
Учитель: Конечных Оксана Алексеевна, учитель НОУ «Русская гимназия полного дня», г. Чита
Современные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо не только хорошо ориентироваться в информационном пространстве, но и мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, быть предприимчивыми и способными реализовать свой личный потенциал, уметь принимать нестандартные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. В связи с этим главной задачей образования является выработка тех ценностных ориентаций и установок, которые определяют направленность и содержание деятельности личности во всех сферах повседневной жизни, особенно связанных с самореализацией и самоопределением.
Поэтому очень важным представляется введение в процесс обучения технологий, призванных стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей, способствующих гармоничному развитию личности и позволяющих учащемуся реализовать себя. Применяя в своей работе различные методы и технологии, я убедились в наибольшей эффективности технологии творческой мастерской.
Мастерская – педагогическая технология ХХI века, разработанная педагогами «Французской группы нового образования», у истоков которой стояли психологи Ланжевен, Валлон и Пиаже. Цель данной технологии – создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира, она удовлетворяет основным целям обучения русскому языку и литературе. Обязательным является включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
В мастерских я использую следующие формы работы: стихосложение, синквейн, спич, реклама, песня, виртуальное путешествие, ролевая игра, инсценировка. В частности сочинение стихов позволяет развить детям творческие способности и пробуждать воображение. Подобный вид работы помогает учащимся развить чувство языка, грамотно использовать лексические единицы и способствует формированию умения превращать обычный текст в поэтическое произведение. Учащиеся с удовольствием принимают такой вид деятельности, о чем свидетельствует публикация конкурсной работы на сайте Педразвитие.ру конкурсной работы Вероники В.
« Навстречу весне» http://pedrazvitie.ru/razdely/102_uchitelyam/index?id=4838Написание стихов - процесс творческий и требует определённых навыков. На уроках литературы я посвящаю несколько минут рубрике « Советы юному поэту», на которых ребята знакомятся с правилами стихосложения, обмениваются опытом, делятся информацией, представляют свои работы, дают советы, редактируют. Иногда это просто тренировочные пятиминутки «Буриме» ни уроках литературы. Ученики на заданную рифму и тему сочиняют четверостишья. Лучше всего такие пятиминутки проходят в конце урока, как некий итог, который ребёнок подвел сам, да ещё и в стихотворной форме. Для написания стихотворения всегда должен быть настрой, толчок - определённая эмоция, необходимо включить подсознание, область чувств ученика, создать личное отношение к предмету. Ярких эмоции накануне празднования 70-летия Великой победы было огромное множество. Задача учителя вызвать эти эмоции, например, при помощи музыки, песен, картин. Очень хорошим толчком в данной работе служит методика французских мастерских, когда ребята записывают слова-ассоциации к слову война. Например, война – это борьба, ужас, взрывы, голод, смерть, победа. Далее ребята распространяют их эпитетами, например, жестокая, кровопролитная, беспощадная, напрасная и т.д., записывают определение к слову или фразу, подбирают рифмы к словам. Всегда говорю ученикам о том, что в стихотворении должна быть своя изюминка, какая-нибудь необычная рифма или, например, метафора. Ученики с большим интересом выполняют данное задание, создают небольшой текст о войне в стихотворной форме. При затруднении ученик может воспользоваться словарём рифм, слабым ученикам предлагаю воспользоваться буриме (парами рифмующихся слов для создания четверостишья). Часто сложность у учеников вызывает работа над композиционным построением и стихотворным размером, поэтому они могут воспользоваться «каркасом» или «трафаретом» уже известного стихотворения, заменяя на собственные слова, в итоге получаются как индивидуальные, так и коллективные творческие работы. Многие ребята с удивлением открывают в себе творческий потенциал, презентуют свои стихи с иллюстрациями и музыкальным сопровождением. Ученица 5 класса Катя А. написала стихотворение о своём дедушке, приготовила презентацию, в итоге выступила с номером на праздничном концерте 9 мая.
Использование приёма синквейн, как итога урока, подразумевает составление особого типа стихотворения из 5-ти строк. Богатство словарного запаса и способность к анализу – необходимое условие применения такого приёма. Написание синквейна позволяет резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Спич – особый тип выступления по данной теме на 3-5 минут, который всегда начинается с эпиграфа, подходящего к ней. Спич формирует ораторские способности, позволяет преодолеть страх перед публикой.
В работе использую такой прием, как составление рекламы. При изучении, например, темы « Тире между подлежащим и сказуемым» учащимся предлагается выполнить творческое задание. Придумать социальную рекламу, нарисовать к ней плакат и написать слоган, предложение, в котором использовалось бы тире.
На уроках литературы учащимся часто предлагаю совершить воображаемое (виртуальное) путешествие вместе с автором в те места, где находятся герой художественных произведений. В связи с этим дети готовят сообщения-путеводители, маршрутные карты. Например, задание в 5 классе нарисовать карту: « Путь Ильи Муромца». Такая творческая деятельность развивает воображение учащихся.
Ролевая игра является очень эффективным средством обучения, т.к. предполагает интенсивное общение между учащимися, между учителем и учеником, способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Вариантом ролевой игры является инсценировка, где учащимся предлагается инсценировать рассказ, басню, сказку, постановка микроспектаклей.
Таким образом, система моей работы основана на главных принципах педагогической мастерской: отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и, прежде всего, на равенстве всех, включая мастера, ненасильственным привлечением к процессу деятельности, чередовании индивидуальной и коллективной работы.