План-конспект урока «литературного чтения» «И.С.Никитин. «В синем небе…»»»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №15"
городского округа "город Якутск"







План-конспект урока «литературного чтения»
«И.С.Никитин. «В синем небе…»»»
4 класс УМК «Школа России»






Выполнила: учитель начальных классов

Соловьева Сардана Коммунаровна








Якутск, 2014 г

Технологическая карта урока

Тема: «И.С.Никитин. «В синем небе…»»
Цель: Создание условий для знакомства учащихся с поэтом И.С. Никитиным и с произведением И.С. Никитина «В синем небе…»;
Учебная задача: кто такой И.С.Никитин?
Тип урока: открытие нового знания;
Планируемые результаты:
Предметные:
ознакомиться с жизнью и творчеством поэта;
учиться выразительному чтению, пониманию глубины произведения;
пополнять словарный запас;
формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
-- овладеть логическими действиями сравнения, обобщения;.
Регулятивные УУД:
- Формировать умения контролировать себя в учебном процессе;
- действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные УУД:
-Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другим «Я»;
- Формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Личностные:
формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Материалы и оборудование:
Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 4 класс часть 1. Презентация Power Point. 3.раздаточный материал
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 МИН)
2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (4 МИН)
3. РЕШЕНИЕ УЗ (10 МИН)
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЕ (15МИН)
5. РЕФЛЕКСИЯ (3 МИН)


Ход урока

№ п/п Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы. Результаты
1. Орг момент Доброе утро ребята!

Как настроение!

В школе любимойИ всем нам знакомойСлышится снова веселый звонок.Девчонки, мальчишкиБыстрее бегут на урок.И вот позади уж давно переменаПора нам дружноПриняться за дело!

Откроем тетради, запишем число
Какое сегодня число? Здравствуйте!

Хорошо











Метод: мотивирующий,
Прием: стихотворения


Включение всех учащихся в деятельность. Готовность класса к усвоение нового материала.

2. Постановка учебной задачи Ситуация успеха:
Начнем урок с поверки домашнего задания
Какое домашнее задание было задано?

Спрашиваю в разброс (3-4 человека)
Проблемная ситуация:
Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

Ребята взгляните на портрет?
Вы знаете этого человека?
Кто он?
Совместная формулировка УЗ.
Кто догадался, про кого сегодня будет идти речь?
- Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством
Ивана Саввича Никитина (показываю портрет).

Выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка»




О птицах








Да

Иван Саввич Никитин он писатель



Иван Саввич Никитин Метод: обсуждения; диалог, ситуации успеха, проблемная ситуация;
Прием: вопросов, презентации,

Умение выходить, принимать и осознавать учебную задачу
3. Поиск решения учебной задачи





































































Восприятие, осмысление
текста

- Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд?
1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).
- Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи. В своих стихах он передал любовь к родной русской природе и Родине. Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти.
ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА СТРАНИЦЕ 146
Познакомимся с произведением Ивана Саввича Никитина «В синем небе…».
2) Первичное знакомство со стихотворением
- А теперь приготовьтесь слушать. Я вам прочитаю, ваша задача представить, о чем говориться в стихотворении.
3) Проверка первичного восприятия стихотворения:
- Что вы представили, когда слушали?
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

4) Словарно-лексическая работа.
«Прочитайте стихотворение про себя. Отметьте незнакомые слова».
- Какие слова требуют разъяснения?
5) Словарная работа
Грезит - мечтает
Межа - граница земельных участков.
Зарево- огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений
Храм- здание для совершения богослужения и религиозных обрядов
- Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:

Грезит -
Восторг -
Золотой -
Сиять-


-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:
Прохладный -
Восторг -

Есть желающие прочитать стихотворение?

6)Работа над анализом стихотворения.
- Исследуем стихотворение. Отвечаем в тетради самостоятельно:
1. -Сколько строф в этом стихотворении?
2. Как называется такая строфа?

3. Что такое рифма?

4. Какие рифмы в этом стихотворении?
Проверка: обменяйтесь тетрадями проверти друг друга.



- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно
- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?
- Вспомните, что такое эпитет.
1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.
2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

Самостоятельно читаем стихотворение по четверостишиям находим эпитеты записываем в тетрадь.
Проверка

Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

6.Подготовка к выразительному чтению.
-- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.
-Вы подумали с какой интонацией будете читать?
(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд
Памятка.
а) Правильно ставь ударения.
б) Соблюдай паузы.
в) Выбери силу голоса (громко, тихо).
г) Определи темп (быстро, медленно)
д) Читай эмоционально.
е) Покажи интонацией свое отношение к произведению




Добрый, внимательный


Дети слушают, делают конспект











(Синее небо, облака, простор и т.д.)

Хорошее, спокойное и.т.д




(Ответы учащихся)









Синонимы- это слова, схожие по значению.
- мечтает
- восхищение
- жёлтый, оранжевый
- мерцать, переливаться


Антонимы- это слова, противоположные по значению
- жаркий, знойный, тёплый.
- огорчение, печаль, тоска.

читает Артур
Потом Ксюша


Три
Трёхстишье

созвучие концов стихотворных строк

парные
взаимопроверка






эпитет










Метод:
диалога, рассуждения, объяснения, работа с книгой

Прием:
Презентация, физминутка, ответ, вопрос
Умение находить информацию из презентации-иллюстраций

Умение в ходить в диалог


Познавательное УУД: поиск информации
Умение находить информацию из иллюстраций и осознавать её;






Умение формулировать правила в месте с учителем













Умение слушать и слышать других










4. Практическое применение 7.Работа в парах над выразительностью чтения

Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

Составление синквейна.
-Теперь давайте представим себя писателями и составим «синквейн» к этому стихотворению.
- Вспомните, что такое «синквейн»?

(Стихотворение из пяти строчек)
Памятка.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных ( раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

проверка задания

Дети пишут синквейн
Практический метод Умение применять новые знания на практике;

Умение регулировать и понимать при выполнений упражнений


5. Итог (рефлексия) Вам понравилось произведение, которое мы читали?
Закончите строчки:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал …
- Оценить работу учащихся на уроке.
Домашнее задание подготовиться к выразительному чтение произведения «в синем небе..» стр.146
Мол
– Урок закончен. Всем спасибо! Да

Ответы детей
















Метод: обсуждения;
Прием: вопросов, ответов

Умение обобщать пройденную тему;


Умение оценивать свое понимание