Рабочая программа по биологии 11 класс базовый уровень по учебнику Н.И.Сонина


№ Наименование раздела, темы урока Кол. часов Сроки Тип урока Содержа-ние Результаты освоения
учебного предмета Вид
контроля д\з
личностные метапредметные предметные 1. 1. История эволюционных идей.
1. Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея.
Подготовка к ЕГЭ. 4 05.09 Вводный, изучение нового материала.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представление о сущности жизни и ее развитии, господство идеалистических идей, система природы К Линнея. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Давать определения ключевым понятиям, называть ученых и их вклад в развитие биологической науки, объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Устный. П.4.1.
Подготовка к ЕГЭ.
2. 2.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Подготовка к ЕГЭ. 12.09 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Критика теории Ж.Б.Ламарка, эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, Давать определение ключевым понятиям, формулировать законы «упражнения и неупражнения органов» и «наследование благоприятных признаков», объяснять единство живой и неживой природы. Тестирование П.4.2
. Подготовка к ЕГЭ.
3. 3.Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.
Подготовка к ЕГЭ. 19.09 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Семинар.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий. Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Давать определение ключевым понятиям, называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина, объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, находить информацию о различных источниках. Решение биологических задач. П.4.3. – 4.4.
Подготовка к ЕГЭ.
4. 4.Эволюционная теория Ч.Дарвина.
Подготовка к ЕГЭ. 26.09 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Семинар.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картине мира, естественный отбор, искусственный отбор, эволюционная теория. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
Давать определение ключевым понятиям, называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе, характеризовать сущность действия искусственного отбора, сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения. Фронтальный опрос Повторить по учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция».
Подготовка к ЕГЭ.
5. 2.Современное эволюционное учение.
1. Вид. Критерии и структура вида.
Подготовка к ЕГЭ. 03.10 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
Выполнение Л.Р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Давать определение ключевым понятиям, характеризовать критерии вида, обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев, составлять характеристику видов с использованием основных критериев. Выполнение Л/Р. П.4.5.
Подготовка к ЕГЭ.
6. 2.Популяция – структурная единица вида и эволюция
Подготовка к ЕГЭ. 10.10 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции, эволюционные изменения в популяциях. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Давать определение ключевым понятиям, характеризовать популяцию как структурную единицу вида, популяцию как единицу эволюции, находить информацию о популяциях в различных источниках. Устная П.4.6, 4.7.
Подготовка к ЕГЭ.
7. 3.Факторы эволюции.
Подготовка к ЕГЭ. 17.10 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Движущие эволюции, их влияние на генофонд популяции, эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.
Л.Р.№2 «выявление изменчивости у особей одного вида» развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Давать определение ключевым понятиям, называть факторы эволюции, характеризовать их, объяснять причины изменяемости видов, выявлять изменчивость у особей одного вида. Самостоятельная работа П.4.8
. Подготовка к ЕГЭ.
8. 4.Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
Подготовка к ЕГЭ. 24.10 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции, направленный эволюционный процесс закрепление определенных изменений. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Давать определение ключевым понятиям, называть причину борьбы за существование, характеризовать естественный отбор как результат борьбы за существование, формы естественного отбора, сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Тестирование П.4.9.
Подготовка к ЕГЭ.
9. 5.Адаптации организмов к условиям обитания.
Подготовка к ЕГЭ. 31.10 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмам конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций.
Л.Р.№3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Давать определение ключевым понятиям, характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции, виды адаптаций, объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Определять относительный характер приспособленности. Работа по дидактическим карточкам-заданиям. П.4.10.
Подготовка к ЕГЭ.
10 6.Видообразование.
Подготовка к ЕГЭ. 14.11 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий. Видообразование – результат эволюции. формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Давать определение ключевым понятиям, называть способы видообразования и приводить примеры, описывать механизм основных путей видообразования Фронтальный опрос П.4.11.
Подготовка к ЕГЭ.
11 7.Сохранение многообразия видов.
Подготовка к ЕГЭ. 21.11 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе – важнейшее условие сохранения многообразия видов. Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли. Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий Давать определение ключевым понятиям, приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных, характеризовать причины процветания или вымирания видов, условия сохранения видов, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, прогнозировать результаты применений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия. Письменная работа по вопросам учебника. П.4.12.
Подготовка к ЕГЭ.
12 8. Доказательства эволюции органического мира.
Подготовка к ЕГЭ. 28.11 Урок комплексного применения знаний. Конференция
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Прямые и косвенные доказательства эволюции. Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Давать определение ключевым понятиям, , находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции. Устный опрос Повторить П.4.1. – 4.13, подготовиться к заче Подготовка к ЕГЭ.ту.
13 9. Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»
Подготовка к ЕГЭ. 05.12 Урок контроля и оценки знаний.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Повторить П.4.3, 4.2.
Подготовка к ЕГЭ.
14 3. Происхождение жизни на Земле.
1.Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
Подготовка к ЕГЭ. 12.12 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Происхождение жизни на земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории самозарождения жизни, стационарное состояние, панспермия. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Давать определение ключевым понятиям, описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни, характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. Устный опрос П.4.14, 4.15, вопросы семинара, индивидуальные задания.
Подготовка к ЕГЭ.
15 2.Современные представления о возникновении жизни.
Подготовка к ЕГЭ. 19.12 Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.
П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
Давать определение ключевым понятиям, находить и систематизировать информацию по проблемам происхождения жизни, анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле., объяснять вклад эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Работа по карточкам П.4.15, 4.16, вопросы семинара, индивидуальные задания
Подготовка к ЕГЭ.
16 3. Развитие жизни на земле.
Подготовка к ЕГЭ. 26.12 Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Давать определение ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. Фронтальный опрос. П.4.16.
Подготовка к ЕГЭ.
17 4. Происхождение человека.
1. Гипотезы происхождения человека.
Подготовка к ЕГЭ. 5 09.01 Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Проблема антропогенеза – сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Современная теория антропогенеза.
П.Р.№2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Давать определение ключевым понятиям, называть положения гипотез происхождения человека, характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза, находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека, анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. Работа по вопросам учебника П.4.17, 4.18, вопросы семинара, индивидуальные задания.
Подготовка к ЕГЭ.
18 2. Положение человека в системе животного мира.
Подготовка к ЕГЭ. 16.01 Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно-эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек – биосоциальное существо. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Давать определение ключевым понятиям, называть место человека в системе животного мира, обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. Биологический диктант. П.4.18, 4.19.
Подготовка к ЕГЭ.
19 3. Эволюция человека.
Подготовка к ЕГЭ. 23.01 Урок изучения нового материала. Семинар
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Роль факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Называть стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии, характеризовать представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций Заполнение таблицы. П.4.19, 4.20. Подготовка к ЕГЭ.
20 4.Человеческие расы.
Подготовка к ЕГЭ. 30.01 Урок изучения нового материала. Семинар
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Принадлежность всего человечества к одному виду – человек разумный. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма. Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов •умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Давать определение ключевым понятиям, называть и различать человеческие расы, объяснять механизмы формирования расовых признаков, доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма. Тестирование Повторить П.4.17 – 4.20.
Подготовка к ЕГЭ.
21 5.Зачет №2 «Происхождение человека»
Подготовка к ЕГЭ. 06.02 Урок контроля и оценки знаний.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Повторить П.4.5.
Подготовка к ЕГЭ.
22 5. Экологические факторы.
1.Организм и среда. Экологические факторы.
Подготовка к ЕГЭ. 3 13.02 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Экосистема – функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы – определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закон минимума К.Либиха. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий Давать определение ключевым понятиям, называть задачи экологии, экологические факторы, обосновывать роль экологии в решении практических задач, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, выявлять закономерности влияния факторов на организмы. Составление вопросов по тексту учебника. П.5.1.
Подготовка к ЕГЭ.
23 2. Абиотические факторы среды.
Подготовка к ЕГЭ. 20.02 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Экологические факторы – определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Влияние абиотических факторов на организмы. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Давать определение ключевым понятиям, называть основные абиотические факторы, описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действие местных абиотических факторов на живых организмы и оценивать практическое значение ограничивающего фактора. Устный. П.5.2.
Подготовка к ЕГЭ.
24 3.Биотические факторы среды.
Подготовка к ЕГЭ. 27.02 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, Давать определение ключевым понятиям, называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов. Тестирование П.5.3.
Подготовка к ЕГЭ.
25 6. Структура экосистем.
1.Структура экосистем
Подготовка к ЕГЭ. 4 06.03 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Давать определение ключевым понятиям, описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы, характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Решение биологических задач. П.5.4.
Подготовка к ЕГЭ.
26 2.Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Подготовка к ЕГЭ. 13.03 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой сети. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Экологическая пирамида формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
Давать определение ключевым понятиям, приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни, характеризовать трофическую структуру биоценоза, роль организмов в потоке вещества и энергии, солнечный свет как энергетический ресурс. Составлять схемы передачи вещества и энергии, использовать правила 10% для расчета потребности организма в веществе. Фронтальный опрос П.5.5.
Подготовка к ЕГЭ.
27 3.Причины устойчивости и смены экосистем.
Подготовка к ЕГЭ. 20.03 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Экосистема – динамическая структура. Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистемы. Смена популяций различных видов. Смена экосистем в природе.
П.Р.№3 «Решение экологических задач» формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Давать определение ключевым понятиям, объяснять причину устойчивости экосистемы, причины смены экосистемы, необходимость сохранения многообразия видов, описывать этапы смены экосистем, выявлять изменения в экосистемах, решать простейшие экологические задачи. Устный опрос. П.5.6.
Подготовка к ЕГЭ.
28. 4. Влияние человека на экосистемы.
Подготовка к ЕГЭ. 27.03 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Давать определение ключевым понятиям, приводить примеры экологических нарушений, называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов, способы сохранения естественных экосистем, характеризовать влияние человека на экосистемы, сравнивать экосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения, прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам. Написание мини-сочинения. П.5.7.
Подготовка к ЕГЭ.
29 7. Биосфера – глобальная экосистема
1. Биосфера – глобальная экосистема. Подготовка к ЕГЭ. 2 10.04 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса. Учение В.И.Вернадского о биосфере. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Давать определение ключевым понятиям, называть структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие, характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы, распределение биомассы на земном шаре. Заполнение таблицы. П.5.8.
Подготовка к ЕГЭ.
30 2.Роль живых организмов в биосфере.
Подготовка к ЕГЭ. 17.04 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Круговорот веществ – обязательно условие существования и продолжения жизни на земле. Роль живого вещества в биосфере. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Давать определение ключевым понятиям, описывать биохимические циклы воды, углерода, проявления физико-химического воздействия организмов на среду, характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Самостоятельная работа. П.5.9.
Составить схему круговорота азота и фосфора
. Подготовка к ЕГЭ.
31 8.Биосфера и человек.
1. Биосфера и человек
Подготовка к ЕГЭ. 3 24.04 Комбинированный урок.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Антропогенные факторы воздействия на биосферу, факторы вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия. •умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу, находить и систематизироватьинформацию о последствиях деятельности человека на биосферу в целорм, анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде, предлагать пути преодоления экологического кризиса. Фронтальный опрос. П.5.10.
Подготовка к ЕГЭ.
32 2.Основные экологические проблемы современности, пути их решения.
Подготовка к ЕГЭ. 08.05 Комплексное применение ЗУН. Семинар.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почвы. Пути решения экологических проблем. Рациональное использование природных ресурсов.
П.Р.№4 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем, находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения, анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Семинар П.5.11, 5.12.
Подготовка к ЕГЭ.
33 3.Зачет №3 по теме «Экосистема»
Подготовка к ЕГЭ. 15.05 Урок контроля, оценки знаний. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
Тестовая контрольная работа в нескольких вари антах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся. Подготовка к ЕГЭ.
34 4. Роль биологии в будущем
Подготовка к ЕГЭ. 22.05 Комплексное применения ЗУН. Круглый стол Устойчивое развитие, рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Экологические проблемы России, сфера жизни человека как фактор здоровья. формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; •осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Давать определения ключевым понятиям, оценивать последствия роста населения планеты, этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе, значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами, характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества. Беседа с учащимися. Подготовка к ЕГЭ.