Итоговая экзаменационная работа по биологии 9 класс


ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ
9 КЛАСС
1 ВАРИАНТ
При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный вами ответ, поставив знак «V» в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А28).

А1.Изучением строения и функций клетки занимается наука:
1.эмбриология 3.генетика
2.селекция 4.цитология
А2.Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах:
1.тРНК 3.ДНК
2.липидов 4. полисахаридов
А3.Органоиды, состоящие из особого вида рибонуклеиновых кислот, расположенные на гранулярной эндоплазматической сети и участвующие в биосинтезе белка, - это:
1.лизосомы 3.митохондрии
2.рибосомы 4.хлоропласты
А4.Всю совокупность химических реакций в клетке называют:
1.фотосинтезом 3.хемосинтезом
2.брожением 4.метаболизмом
А5.В каком процессе в клетке электрон молекулы хлорофилла поднимается на более высокий энергетический уровень под воздействием энергии света?
1.Фагоцитоза 3.синтеза белка
2.Фотосинтеза 4.хемосинтеза
А6.Соматические клетки в отличие от половых содержат:
1.двойной набор хромосом 3.одинарный набор хромосом
2.цитоплазму 4.плазматическую мембрану
А7.Основной признак клеток прокариот –:
1.наличие оболочки 3.одноклеточность
2.отсутствие ядра 4.наличие жгутиков
А8.Благодаря конъюгации и кроссинговеру при образовании гамет происходит:
1.уменьшение числа хромосом вдвое
2.увеличение числа хромосом вдвое
3.обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами
4.увеличение числа гамет
А9.Укажите признак, характерный только для царства растений:
1.имеют клеточное строение
2.дышат, питаются, растут, размножаются
3.имеют фотосинтезирующую ткань
4.питаются готовыми органическими веществами
А10.В клетках гетеротрофов в отличие от автотрофов отсутствуют:
1.митохондрии 3.лизосомы
2.хлороплаты 4.рибосомы
А11.При скрещивании морских свинок с генотипами Аавв х ааВВ получится потомство с генотипом:
1.ААВв 2.АаВв 3.АаВВ 4.ааВВ
А12.При скрещивании гомозиготных растений гороха с желтыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами (А-желтые, В-круглые) в соотношение 9:3:3:1 особей с разным фенотипом свидетельствует о проявлении закона:
1.доминирования 3.сцепленного наследования
2.расщепления 4.промежуточного наследования



А13.Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:
1.генных мутаций 3.хромосомных мутаций
2.комбинативной изменчивости 4.модификационной изменчивости
А14.Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации – причины:
1.увеличение числа инфекционных заболеваний
2.увеличение числа наследственных заболеваний
3.приспособленности организмов к среде
4.усложнения цепей питания
А15.Растения отдела голосеменных в отличие от отдела покрытосеменных не имеют:
1.семян 3.листьев
2.проводящей ткани 4.цветка и плода
А16.Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют:
1.одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием
2.две семядоли в семени, стержневую корневую систему, листья с сетчатым жилкованием
3.корень, побег, цветок и плод
4.соцветие метелку, сложное строение листьев
А17.У червей – паразитов со сменой хозяев половое размножение происходит в :
1.организме основного хозяина 3.организме промежуточного хозяина
2.наземно-воздушной среде 4.почве и водной среде
А18.Какие животные имеют внешний скелет из хитина?
1.двустворчатые моллюски 3.черепахи
2.членистоногие 4.брюхоногие моллюски
А19.Млекопитающие – наиболее высокоорганизованные и широко распространенные позвоночные животные, так как они:
1.тесно связаны с окружающей средой обитания
2.населяют разные среды обитания и разные территории
3.имеют постоянную температуру тела, интенсивный обмен веществ, сложное строение систем органов
4.занесены в Красную книгу и охраняются законом
А20.Иммунитет обеспечивается способностью:
1.гемоглобина присоединять и отдавать кислород
2.крови образовывать тромб при ранениях
3.организма усваивать органические вещества
4.организма вырабатывать антитела и фагоцитозом
А21.В гуморальной регуляции функций организма принимают участие:
1.антитела 2.гормоны 3.ферменты 4.нуклеиновые кислоты
А22.Реакция ребенка на бутылочку с питательной смесью - это пример рефлекса:
1.врожденного
2.приобретенного в течение жизни
3.имеющегося у всех грудных детей
4.имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием
А23.У ВИЧ-инфецированных и заболевших СПИДом людей:
1.быстрее, чем у здоровых, происходит свертывание крови
2.вырабатывается невосприимчивость к инфекциям
3.разрушается иммунная система организма
4.увеличивается число эритроцитов в крови
А24.Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей:
1.наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности
2.определенный набор и форма хромосом
3.наблюдается сходство химического состава
4.имеется сходство внешнего и внутреннего строения

А25.Естественный отбор – это:
1.сложные отношения между организмами и неживой природой
2.процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
3.процесс образования новых видов в природе
4.процесс роста численности популяции
А26.Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в:
1.использовании солнечной энергии
2.образовании органических веществ из неорганических
3.разрушении органических веществ до минеральных
4.образовании симбиотических связей с растениями
А27.Конкуренция в экосистеме существует между:
1.дубом и березой 3.березой и трутовиком
2.елью и белкой 4.дубом и белым грибом
А28.Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:
1.они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией
2.на Земле существует огромное разнообразие растений
3.растения расселились во все среды обитания
4.численность растений каждого вида очень высокая

Задания «В»

При выполнении заданий В1-В2 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящихся к правильному ответу.

В1. Чем митоз отличается от мейоза?
Происходят два следующих друг за другом деления.
Происходит одно деление, состоящее из 4-х фаз.
Образуется две дочерние клетки, идентичные материнской.
Образуются четыре гапплоидные клетки.
К полюсам клетки расходятся и гомологичные хромосомы, и хроматиды
К полюсам клетки расходятся только хроматиды.

В2.Примеры смены экосистемы в процессе саморазвития сообщества (сукцессии).
Образование гари на месте леса в результате пожара.
Появление полей на месте степей после их распашки.
Зарастание скал лишайниками.
Зарастание водоема и образование болота.
Заболачивание пойменных лугов при постройке плотины на реке.
Зарастание старицы реки.


Задание «С»

Для ответов на задания этой части (С1-С2).
Запишите сначала номер задания (С1, С2), затем на задания С1-С2 дайте полный развернутый ответ.

С1. Как называются мономеры молекулы белка?

С2. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ
9 КЛАСС
2 ВАРИАНТ
При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный вами ответ, поставив знак «V» в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А28).

А1.Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:
1.хромосомная теория 3.клеточная теория
2.теория эволюции 4.теория гена
А2.В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются:
1.Гормоны и витамины 3.Вода и углекислый газ
2.Неорганические вещества 4.Белки, жиры и углеводы
А3.Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов, которые расщепляют сложные органические вещества до простых, мономеров, -
1.Митохондрия 3.Аппарат Гольджи
2.Рибосома 4.Лизосома
А4.Конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена:
1.Углекислый газ, вода 3.Глюкоза, аминокислоты
2.Белки, жиры 4.АДФ, АТФ
А5.Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:
1.любого организма 3.содержание хлоропласты
2.содержание лизосомы 4.содержащих митохондрии
А6.Клетки животных относят к группе эукариотных, так как они имеют:
1.Хлоропласты 3.Плазматическую мембрану
2.Оболочку 4.Ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой
А7.Гаметы – специализированные клетки, с помощью которых осуществляется:
1.половое размножение 3.вегетативное размножение
2.прорастание семян 4.рост вегетативных органов
А8.Частота кроссинговера между двумя генами определяется:
1.Доминантностью одного из генов 3.Доминантностью обоих генов
2.Расстоянием между хромосомами 4.Расстоянием между генами
А9.Лишайники – пример симбиоза:
1.Бактерий и вирусов 3.Вирусов и дрожжей
2.Грибов и водорослей 4.Бактерий и дрожжей
А10.Для клеток большинства автотрофов в отличие от клеток гетеротрофов характерен процесс:
1.Энергетического обмена 3.Биосинтеза белков
2.Синтеза АТФ 4.Фотосинтеза
А11.Промежуточный характер наследования проявляется при:
1.Сцепленном наследовании 3.Неполном доминировании
2.Независимом наследовании 4.Полном доминировании
А12.При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов:
1.100% черных 3.75% черных, 25% белых
2.50% черных, 50% белых 4.25% черных, 75% белых
А13.Границы модификационной изменчивости признака называют:
1.Мутагенезом 3.Нормой реакции
2.Полиплодией 4.Гетерозисом



А14.Может ли дочь заболеть гемофилией, если ее отец – гемофилик?
1.Может, так как ген гемофилии расположен в У – хромосоме
2.Может, если мать не является носителем гена гемофилии
3.Не может, так как она гетерозиготна по Х – хромосомам
4.Может, если мать – носительница гена гемофилии
А15.Растения отдела покрытосеменных в отличие от отдела голосеменных имеют:
1.Семена 3.Проводящие ткани
2.Фотосинтезирующую ткань 4.Цветок и плод
А16.Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше, относят к классу:
1.однодольных 3.двудольных
2.голосеменных 4.лилейных
А17.Животные, как правило, питаются:
1.Только минеральными веществами
2.Органическими веществами, которые сами создают из неорганических
3.Готовыми органическими веществами растений и других организмов
4.Веществами, которые образуются в клетках тела при окислении органических веществ
А18.Узнать земноводных среди позвоночных других классов можно по:
1.сухой коже без желез с роговыми чешуйками
2.коже без желез с перьевым покровом
3.коже, покрытой чешуей с большим количеством желез
4.голой влажной коже с большим количеством желез
А19.Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них:
1.полового размножения, влажной кожи
2.питания готовыми органическими веществами
3.приспособлений к дыханию кислородом воздуха, к передвижению по поверхности суши
4.внутреннего скелета (хрящевого или костного)
А20.Организм человека постоянно подвергается воздействию огромного числа болезнетворных бактерий и грибов, вирусов, но не заболевает, если:
1.У него имеется естественный иммунитет
2.Он постоянно принимает лекарства от многих болезней
3.Он постоянно уничтожает всех болезнетворных микроорганизмов вокруг себя
4.Он соблюдает строгий режим питания
А21.Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:
1.двигательным нейронам 2.вставочным нейронам
3.чувствительным нейронам 4.коротким отростком двигательных нейронов
А22.Реакция человека на зеленый цвет светофора – это рефлекс:
1.врожденный 3.приобретенный
2.безусловный 4.наследуемый
А23.Вирус СПИДа поражает:
1.эритроциты 3.тромбоциты
2.лимфоциты 4.плазму крови
А24.При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать:
1.Комплекс критериев вида 3.Знания о входящих в него популяциях
2.К какому роду принадлежит вид 4.Историю развития вида
А25.Борьба за существование играет большую роль в эволюции, так как:
1.сохраняет особей преимущественно с полезными изменениями
2.сохраняет особей с любыми наследственными изменениями
3.поставляет материал для отбора
4.обостряет взаимоотношения между особями


А26.Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:
1.Биогеоценоза 3.Вида
2.Популяции 4.Биосферы
А27.Конкуренция – это отношения между:
1.хищниками и жертвами 2.живыми организмами и абиотическими факторами
3.паразитами и хозяевами 4.организмами со сходными потребностями
А28.Определите правильно составленную пищевую цепь:
1.Семена ели еж лисица 3.Лисица еж семена ели
2.Семена ели мышь лисица 4.Мышь семена ели еж



Задания «В»

При выполнении заданий В1-В2 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящихся к правильному ответу.


В1.В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между:
березами и елями
березами и грибами –трутовиками
тлями и муравьями
ежами и насекомоядными птицами
березами и подберезовиками
черемухой и опыляющими ее мухами

В2.Какие функции выполняет в клетке ядро?
Обеспечивает поступление веществ в клетку.
Служит местом локализации носителей наследственной информации – хромосом.
С помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка.
Участвует в процессе фотосинтеза.
В нем органические вещества окисляются до неорганических.
Участвует в образовании хроматид

Задание «С»

Для ответов на задания этой части (С1-С2).
Запишите сначала номер задания (С1, С2), затем на задания С1-С2 дайте полный развернутый ответ.


С1.В какую фазу фотосинтеза происходит синтез молекул АТФ?

С2.Как происходит синтез полипептидной цепи на рибосоме?

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515Основной текстОсновной текст с отступом1C:\Мои документы\повтор.doc1C:\Мои документы\повтор.doc1$C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия повтор.asd1$C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия повтор.asd1C:\Мои документы\повтор.doc1C:\Мои документы\повтор.doc1C:\Мои документы\повтор.doc1!C:\Мои документы\ТЕСТ 9 КЛАСС.doc1!C:\Мои документы\ТЕСТ 9 КЛАСС.doc113A:\ТЕСТ 9 КЛАСС.doc
·
·