Рабочая программа элективного курса по информатике Информационные системы и модели 10 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________________________
Протокол № ___ от ________
«___»_________ 2016 г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________________
«___»_________ 2016 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ№5»
________________Окул Т.В.
Приказ № ___ от ________
«___»_________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по информатике
«Информационные системы и модели»
для учащихся 10 класса
информационно-технологический профиль

2016/2017 учебный год


Составитель: Згурская Ольга Олеговна, учитель математики и информатики, категория специалист


Симферополь, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Информационные системы и модели» составлена на основе программы курса «Информационные системы и модели» авторы: Семакин, И.Г., Хеннер, Е.К. (Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007).
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Семакин, И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие / И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер. – 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 303 с.
Семакин, И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум / И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87 с.
Семакин, И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 71 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающиеся будут знать:
назначение и состав информационных систем;
этапы создания компьютерной информационной системы;
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект;
в чем состоит задача системного анализа;
существующие разновидности моделей систем;
что такое графы;
какие системы называют иерархическими;
основные свойства дерева – структурной модели иерархической системы;
что такое инфологическая модель предметной области;
что такое база данных (БД), классификация БД;
структуру реляционной базы данных;
что такое избыточность и противоречивость данных;
с какой целью производится нормализация модели данных;
в чем заключается требования первой, второй и третьей нормальных форм;
что такое СУБД;
способ описания данных в СУБД с помощью конструктора;
как организуются связи в многотабличной базе данных;
что такое глобальная схема данных;
чем отличается подсхема от глобальной схемы;
какие существуют типы запросов к БД;
какова структура команды запроса на выборку;
способы сортировки данных;
что такое вычисляемые поля в БД;
что такое итоговый запрос, как он создается;
какими возможностями для работы с базами данных обладает OO Calc;
как оформляется список данных;
как с помощью формы производится поиск и сортировка данных в списке;
что такое фильтрация данных; каким способом она производится;
что такое сводная таблица;
что такое макрос;
как можно создавать и выполнить макрос в среде OO Calc;
что такое объективно-ориентированное приложение;
что такое объект; чем характеризуются объекты;
что такое класс объектов;
какие основные объекты используются в программах на VBA для OO Calc;
какую структуру имеет программа на VBA;
какие основные виды инструкций используются в языке VBA;
какими средствами в VBA создаются диалоговые окна;
что такое элементы управления;
как можно установить реакцию на события для элементов управления;.
Обучающиеся будут уметь:
осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;
строить граф-модели систем с иерархической и сетевой структурой;
проектировать несложную информационно-справочную систему;
проектировать многотабличную базу данных;
ориентироваться в среде СУБД;
создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;
осуществлять в СУБД запросы на выборку с использованием конструктора запросов;
работать с формами;
осуществлять запросы с получением итоговых данных;
получать отчеты;
организовывать однотабличные базы данных (списки) в электронной таблице;
осуществлять выборку и сортировку данных в списках;
осуществлять выборку и сортировку данных в списках;
осуществлять фильтрацию данных;
создавать сводные таблицы;
записывать макросы для электронной таблицы с помощью макрорекодера;
просматривать макро-программу на VBA в окне редактора;
осуществлять несложное редактирование программы макроса;
создавать диалоговые окна с элементами управления путем использования пользовательских форм; \писать несложные программы обработки событий на VBA.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Информационные системы и системология
Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект. Модели систем: модель «черного ящика»; модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области.

Тема 2. Реляционная модель и базы данных
Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД. Реализация приложений: запросы, отчеты.

Тема 3. Электронные таблицы – инструмент информационного моделирования
Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора. Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы.

Тема 4. Программирование приложений (6 ч)
Макросы: назначение, способы создания и использования. Структура программы на VBA. Объекты VBA для OO Calc. Разработка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока
Тема урока
Всего
часов
Дата проведения

по плану
по факту


по плану
по факту

Тема 1. Информационные системы и системология.
8



1.

Введение. Понятие информационной системы. Основы системологии.
1



2.

Модели систем: модель «черного ящика» и состава системы. Практическая работа №1 «Построение моделей систем» (задание 1).
1



3.

Модели систем: структурная модель. Практическая работа №1 «Построение моделей систем» (задание 2).
1



4.

Иерархические структуры и деревья. Практическая работа №2 «Построение структурной схемы сложной системы» (задание 1).
1



5.

Построение структурной модели системы. Практическая работа №2 «Построение структурной схемы сложной системы» (задание 2).
1



6.

Практикум по построению семантической сети. Практическая работа №3 «Построение семантической сети».
1



7.

Инфологическая модель предметной области. Практическая работа №4 «Проектирование инфологической модели».
1



8.

Защита проектов.
1



Тема 2. Реляционная модель и базы данных.
14



9.

Понятие базы данных и СУБД.
1



10.

Нормализация данных.
1



11.

СУБД. Практическая работа №5 «Знакомство с СУБД».
1



12.

Создание базы данных. Практическая работа №6 «Построение структуры базы данных. Ввод данных» (задание 1).
1



13.

Запросы на выборку. Практическая работа №6 «Построение структуры базы данных. Ввод данных» (задание 2).
1



14.

Практикум по работе с запросами. Практическая работа №7 «Реализация простых запросов на выборку».
1



15.

Логические выражения.
1



16.

Практикум по реализации сложных запросов. Практическая работа №8 «Реализация сложных запросов».
1



17.

Глобальная модель данных информационной системы.
1



18.

Подсхемы и приложения. Практическая работа №9 «Работа над проектом: завершение построения базы данных».
1



19.

Практикум по разработке индивидуального проекта. Практическая работа №10 «Работа над проектом: завершение построения базы данных».
1



20.

Итоговые запросы и отчеты. Практическая работа №11 «Реализация сложных запросов и отчетов» (задание 1).
1



21.

Практикум по разработке индивидуального проекта. Практическая работа №11 «Реализация сложных запросов и отчетов» (задание 2).
1



22.

Защита проектов.
1



Тема 3. Электронные таблицы – инструмент информационного моделирования.
6



23.

Электронные таблицы.
1



24.

Базы данных (списки) в электронных таблицах. Практическая работа №12 «Создание и просмотр списка. Сортировка данных» (задание 1).
1



25.

Манипулирование данными в списках. Практическая работа №12 «Создание и просмотр списка. Сортировка данных» (задание 2,3).
1



26.

Практикум по манипулированию данными в списках. Практическая работа №13 «Использование автофильтра. Создание сводной таблицы» (задание 1,2).
1



27.

Сводные таблицы. Практическая работа №13 «Использование автофильтра. Создание сводной таблицы» (задание 3).
1



28.

Практикум по работе со сводными таблицами. Практическая работа №14 «Использование пользовательского автофильтра. Итоговая работа».
1



Тема 4. Программирование приложений.
6



29.

Понятие о макросе. Практическая работа №15 «Создание и редактирование макроса» (задание 1).
1



30.

Структура программы на VBA. Практическая работа №15 «Создание и редактирование макроса» (задание 2).
1



31.

Объекты VBA.
1



32.

Создание диалогового окна. Практическая работа №16 «Создание приложения на VBA».
1



33.

Программирование на VBA. Практическая работа №17 «Творческое задание».
1



34.

Защита проектов. Итоговое занятие.
1



Лист коррекции программы

Тема
Дата по плану
Дата фактического выполнения
Причина коррекции






































































































































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815



15