РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эстетическое развитие дошкольников- актуальная и наиболее интригующая проблема психолого- педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме эстетического воспитания она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей.
В настоящее время расширяется круг инновационных методик, технологий и образовательных программ, нацеленных на эстетическое развитие дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий организации детских праздников в ДОУ как средства эстетического воспитания остаётся актуальным.
Современные педагоги дошкольных учреждений боятся самостоятельно придумывать и проводить праздники, ссылаясь на отсутствие музыкального образования. Им легче развивать детей посредством рисования, театрализованных игр или приглашения артистов театра, цирка и филармонии.
В связи с данной проблемой была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому развитию на материалах праздников в условиях детского сада. Так как с детьми в ДОУ работают по Программе «Успех», которая предполагает проведение различных праздников и досугов, то мы решили провести экспериментальную работу в новой форме- подготовив нетрадиционные праздники, с обязательным привлечением родителей воспитанников. Здесь важно учесть, что для успешной реализации проекта было необходимо тесное, доброжелательное общение с родителями, основанное на творческом сотрудничестве. В течении полугода, кроме обязательных и календарных праздников и развлечений с детьми мы показали две театрализованные постановки, провели два концерта, семейный творческий конкурс и музыкально- литературную гостиную.
Для успешной реализации проекта был составлен план проведения праздников написаны сценарии праздников, подобраны методики для обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет выявления уровня эстетического развития, а также было проведено диагностическое исследование до и после экспериментальной работы с детьми и проанализированы полученные результаты.
После завершения эксперимента мы пришли к выводу, что сочетание различных видов искусства, используемых в подготовке и проведении праздников оказали особое влияние на детей и их эстетическое развитие.
Разучивая стихи, песни, танцы, рисуя декорации и подготавливая костюмы к выступлениям, дети получили не только практический опыт и определённые знания, но и наслаждение от происходящих событий. Это помогло им расширить кругозор, развить память, мышление, воображение и речь. А праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей- все эти важные факторы эстетического развития помогли каждому ребёнку прочувствовать, понять себя, и выявить творческие наклонности.
У детей на достаточно высоком уровне сформировались убеждения и суждения, которые имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию произведений искусства и явлений общественной жизни, представления о будничных и праздничных днях. Дети показали эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Они стали внимательнее относиться к окружающим людям, появилось стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Именно подготовка к празднику воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности и пользоваться ими.
Конечно, не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Важно учитывать и то, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и родителей, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности и все вместе получать эстетическое наслаждение как результат деятельности.
Как мы видим, эстетическое развитие играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. А развлечения и праздники, которые любят все дети без исключения, ненавязчиво, но эффективно помогают развитию эстетического вкуса личности.
Библиографический список
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. И др. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие / Т. И. Бабаева. - СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2011. - 592с.
Малыгина А. Н., Коваль А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 995-997
Федина, Н.В. и др. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект М.: Просвещение, 2015. — 235 с.
Шаехова, Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9. – С. 32.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. – 260 с.