Региональный компонент (Челябинская область)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная средняя школа №28





Анна Турусова.
Очерк творчества.






Выполнила:
ученица 8 класса
Гаглоева А.

Руководитель:
Козякова И.Г.



Магнитогорск,2008
С творчеством Анны Турусовой, магнитогорской писательницы, мне посчастливилось познакомиться на презентации её второй книги «Пятерка за фонарь». Я участвовала в конкурсе и получила из рук писательницы её книгу. Когда я прочитала её, то была поражена необыкновенной добротой, мудростью и искренностью прозы. Поэтому темой моей презентации стали её жизнь и творчество.






























Содержание


Биография..4 стр.
Творчество.5-6 стр.
а) книга «Пятерка за фонарь»
б) стихотворение «Берегиня» (и анализ стиха)
в) стихотворение « Старый паровоз» (и анализ стихотворение)
3. Приложения...7-11 стр.
4. Используемая литература......12 стр.























Анна Турусова.

На литературном склоне Магнитки есть имена - звезды, которые не блекнут с годами. Есть писатели и поэты, при упоминании которых светлеет взгляд, теплеет на сердце. И пусть они не так известны, как их собратья по перу, это не умаляет их роли. Анна Турусова, - по мнению многих, относится к их числу
Анна Турусова (в девичестве Бутяева) родилась и выросла в Магнитогорске в семье спецпереселенцев. Семья Бутяевых, жившая на Волге, была раскулачена и привезена на строительство Магнитки. Не понаслышке знала Аня, что лишиться еды страшнее всего. О голодном военном времени, о вкусных лепешках из сладкой мерзлой картошки можно узнать из “горького” рассказа “Галоши”: “Когда снег таял, и поля приоткрывались, весенние ручьи вымывали и выносили наверх клубни, затерявшиеся в земле или ботве с осени. Наши мамы и бабушки перетирали их в муку и пекли оладьи. Многие семьи не дотягивали до картофельных десантов - первого подножного корма”.
Родители будущей писательницы были большими тружениками, чем заслужили почет и уважение окружающих. Отец Анны Александровны самоотверженно трудился на строительстве Магнитки, и с него, а, стало быть, и со всей семьи было снято клеймо “раскулаченный”. От своих родителей Анна Александровна унаследовала великое трудолюбие, мудрость и терпение. Именно эти качества характера позволили ей, по сути, не знавшей русского языка, успешно окончить и школу, и филологический факультет магнитогорского институт.
В студенческие годы Анна Бутяева пришла в литературное объединение, которым руководил Николай Воронов. Вместе с Анной Александровной первые шаги по литературной тропе делали Владлен Машковцев, Константин Нефедьев, Николай Курочкин, Виктор Павелин, Валентина Немова. На занятиях литобъединения царили атмосфера творчества и дух взаимопомощи, во время обсуждения новых работ кипели страсти.
После окончания института Анну Туру сову оставили работать на кафедре иностранных языков. Но судьба делает неожиданный поворот - и, в 196 году героиню нашего рассказа приглашают на открывшуюся телестудию. Анна Турусова прошла путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Стремление к творчеству - вот главная черта этой красивой женщины. Работая на телевидении, она была в постоянном поиске, старалась понять, что будет интересно зрителям. Анна Александровна разработала проект передачи “Мы жили в палатке” участниками которой были поэты и писатели Магнитогорска. Так магнитогорцы познакомились с М. Львовым, Н. Кондратковской, Б. Ручьевым. Живое поэтичное слово, возможность услышать авторскую трактовку произведений - этим привлекал зрителя цикл передач “Мы жили в палатке”.
Благодаря Анне Александровне на магнитогорском телевидении стали традиционными литературные странички. Произведения наших земляков озвучивали профессиональные актеры. Со слов Анны Александровны , авторы прослушивали эти передачи до выхода в эфир и давали рекомендации актерам . Получался своеобразный сплав идей автора и актера. Произведения Анны Турусовой.








Произведения Анны Турусовой.

Произведения Анны Турусовой с большим интересом читают и дети, и взрослые. Высокую оценку своему литературному труду писательница получила в 2003 году книга “Пятерка за фонарь, удостоенная литературной премии имени К. Нефедьева.
В рассказе “Пятерка за фонарь” присутствуют те самые свежесть доверительность и непосредственность, которых так не хватает многим пишущим захватывают с первого же одноименного с книгой рассказа. С любовью и улыбкой взрослого взглядом и сердцем шестиклассницы - девчонки она показывает своих друзей и учителей, их непростые отношения. В этом ей помогает ненадуманная и свежая образность.
В 70 - е годы Анна Александровна с мужем, специалистом в области металлургии, жила в Иране, Пакистане. Жизнь в городе советских специалистов подарила сюжеты для многих произведений , в частности для новеллы “Сверчок” Писательница не говорит громких слов о России, Родине, но в рассказе “Сверчок" истосковавшаяся героиня радуется даже коту и сверчку, которые напоминают ей о доме: “В доме тихо. Ни радио, ни телевизора. Гнетущее безмолвие и тут подает голос сверчок. Звонкое веселое чирканье разносится по всему дому. Что ему азан, если он безбожник? Пришла ночь, пора обходить свои владения.
Тоска по Родине не покидала А. А. Турусову, и даже во снах она улетала на родной Урал, в Россию: «Вдохновенное, шальное, неумолчное стрекотание кузнечиков в июльском разнотравье родного Урала. Они, конечно, голосистее, да и что удивительного? На просторе и поется вольнее. Очутись я сейчас на лугу в росистых лиловых зарослях матрешки, да разве я бы не запела?»
Какая любовь к Родине и тоска звучат в этих строчках. Невольно начинаешь ценить такие, на первый взгляд, привычные вещи, как тоненькая уральская березка, величественные горы, стрекот кузнечиков.
В рассказе «Куда уходит самовар» деревушка в 15 дворов с егерями и лесниками. Именно они по воле времени, как последние из могикан, зацепились корнями за свою землю обетованную, затерянную в покуда не изведенных лесах. Именно они хранят свой неповторимый язык и говор от нашествия горластой и бесцеремонной цивилизации.
В рассказе “Рыбаки” автор перевоплощается в кота и предлагает читателю видеть и ощущать огромный мир его взглядами и чувствами, жить его открытиями, удивлением, любовью и восторгом. И пусть писательский прием этот далеко не нов, но оснащен он прекрасной, зримой и свежей детализацией, необыкновенной добротой и человечностью.
В “Медовой капельке” - память последней военной зимы. И, как Божье наказание за тайное лакомство в чулане, - случайно примороженный к железной дверной ручке язык... Сбылись слова бабки, брошенные девчонке за вездесущность и шкодливость: “дождешься, накажет тебя Бог”
И глубоко с высоты прожитых лет откровение: «Я и сейчас не знаю, какой он - бог. Никогда его не видела, не слышала. Но так впервые узнала, что есть божьи весы. На одной чаше - мои проделки, на другой расплата. И всю жизнь убеждалась, что вторая тянет тяжелее»
Рассказ “Галоши”, тоже повествует о военном детстве подростков. Практически во всех рассказах и новеллах, по каким - то неуловимым деталям, краскам и бликам узнается наш Уральский край, высвечивается то или иное время взаимоотношения.
В рассказе “Ларь”, исполненном драматизма достоверности, щемящего духовного взлета и внутреннего напряжения, на суд читателя выносится послевоенная судьба семьи, показанная через многострадальный ларь с зерном. Этот ларь стоит в центре повествования как символ крепости человеческого духа, мудрости, благородства, торжества жизни.
Глубоко поэтичны и трогательны новеллы “Лилии долин”, “Он и Она", “Бродяга”, “Арапка”, “Многоуважаемый Граф”, “Сверчок”, "Маленькая женщина в белых гольфах”.
Вообще, вся книга рассказов и новелл отмечена поэтичностью, светом доброты, доверительностью и точностью образов. Написана незамутненным и чистым языком, зримо и ярко рисующим характеры и судьбы в самых разных проявлениях. Читаешь и ловишь себя на мысли: как все просто и безыскусно, но, как западают в душу события и персонажи. Видимо, в каждом повествовании найдена та неподдельная, искренняя интонация, списанная из собственного сердца и жизненного опыта, которая и завораживает читателя, и взволнованно ведет за собой.
Ведь проза А. Турусовой будто соткана из нежнейших нитей - она так же прозрачна и воздушна. Н. Воронов назвал произведения Анны Александровны «самоцветной прозой». С этим нельзя не согласиться
Изданы две книги Анны Турусовой: “Под стук колес” и “Пятерка за фонарь”. Также Анна Александровна писала стихи для песен. (музыка – В. Титов)





































Приложения.

«Паровоз»
Не гремит колесами,
Не дымит до звезд.
дремлет под березами
Старый паровоз.
Стал на пьедестале
Над Сухой травой
Хмурый и усталый
Как мастеровой.
Замерли в тревоге
Красные глаза:
Нет вперед дороги,
Нет пути назад.
Оттого и хмурится,
Что навек прирос
На Вокзальной улице
Старый паровоз.





















Анализ стихотворения “Старый паровоз”

Не гремит колесами,
Не дымит до звезд. -
С этого грустного отрицания начинается стихотворение А. Турусовой «Старый паровоз». Все произведение пронизано какой-то горечью и досадой паровоз, привыкший быстро мчаться по рельсам, сейчас “стал на пьедестале над сухой травой хмурый и усталый, как мастеровой” действительно, всматриваешься в мрачный облик первого паровоза, и тебе кажется, что вот - вот он остановившийся передохнуть сорвется с места и понесет своих пассажиров вдаль, мигая красными глазами Но . . . ты ждешь минуту, две, три - паровоз не срывается с моста, из его трубы не валит пар. Он лишь черной громадой поднимается над тобой, оставляя погрузится в его невеселые мысли. Он лишь замирает в тревоге, всматриваясь вдаль красными глазами, но “нет вперед дороги, нет пути назад
Представить себе этот образ нам помогают использованные А. Турусовой метафоры - “хмурый и усталый”, сравнение - как мастеровой”, олицетворения дремлет под березами”, “оттого и хмурится, что навек прирос”.
Сейчас, наверное, многие люди, спешащие на поезд, пробегая мимо старого паровоза, думают: А ведь когда-то торопились на этот поезд”.































«Берегиня»

Ах, какие слова: герцогиня! графиня! княгиня
Сколько в них серебра и тепла соболиных мехов
Но жило на Руси слово царственнее – берегиня
Жаль, осталось оно под невидимой толщей веков
В этом слове простом лебединая женская поступь
И невест чистота, и отвага седых матерей
Отчего же оно велико стало нам, не по росту
Отчего не вошло даже в сонный простор словарей?
Отболев, ослабев, умирало красивое слово
И на слово бедней стала гордая русская речь.
Может, в нынешний век, опаленный, не в меру суровый
Стало призрачным все,
Что мы призваны были беречь.
Но ведь есть корабли, значит, есть берега ожиданий
Нежность девичьих рук и напев колыбельный в ночи.
Берегинею быть – выше всяких признаний и званий.
Берегинею быть, пока женское сердце стучит!
Возродить его – слово с нежным и царственным ликом
Нам не только наш Бог, материнства огонь повелел.
Берегиням быть в самом малом и самом великом
От тепла очага и до счастья























«Слово с нежным и царственным ликом»
Анализ стихотворения «Берегиня»

Удивительное и женственное стихотворение А. Турусовой «Берегиня» - одно из лучших её произведений. Во всём этом стихотворении чувствуется материнская любовь и ласка, которая переплетается с «нежностью девичьих рук и напевом колыбельным в ночи». Начинает своё стихотворение А. Турусова со слов «герцогиня», «графиня», «княгиня». Слышишь их и представляешь 17-19 века России СереброЗолото Соболиные меха Так бы и называли русских женщин берегинями, но вдруг это прекрасное слово внезапно исчезло под толщей веков. Почему так случилось?
Отчего же оно велико стало нам, не по росту?
Отчего не вошло даже в сонный простор словарей?

-спрашивает писательница.

Красивое название хранительницы домашнего очага, верной жены, любящей матери. Но только ли красивое название? Оказывается, нет, оказывается, это «слово с нежным и царственным ликом» было по праву присвоено женщинам. Женщинам, которые умели, умеют и будут уметь любить. Женщинам, справедливее и мягче которых нет на свете. Женщинам, которые знают, что «Берегинею быть – выше всяких призваний и званий, Берегинею быть, пока женское сердце стучит». Метафоры «отболев, ослабев, умирало красивое слово» подчеркивают боль А. Турусовой, она сожалеет, что «на слово бедней стала гордая русская речь». 3 строфа стихотворения звучит как призыв к нам, в наш нынешний век, опаленный, не в меру суровый – возродить это слово и Берегиням быть в самом малом и самом великом».
Очень стойко и верно служила А. Турусова семье, хранила уют домашнего очага, была истинной берегиней своей семьи. Правда сейчас она лишь вспоминает о счасливых эпизодах семейной жизни
Я считаю, что Анна Турусова стала не только настоящей берегиней, но и настоящей (причем очень яркой) звездой литературного склона Магнитки.















«Очередь»

Очередь в молочный отдел тянулась через весь магазин - от прилавка до выхода. У двери хвост отрывался и сползал на крыльцо.
Я уже была у цели - видела под стеклом витрины бутылки с ценниками:
молоко, кефир, “снежок”. Ряженку и сметану давно раскупили. Проворная рука убрала с витрины последние пачки творога. Стоявшие передо мной два старика разочарованно переговаривались. Кому - то из них был предписан творог, и он мог уйти не солоно хлебавши.
И тут к прилавку застенчиво подошла беременная женщина и попросила пачку творога.
-Не отпускайте без очереди! - хлестнул окрик от двери. - Мужчина в шляпе, ты куда смотришь?
-Да мне только пачку творога! Без сдачи! - беспомощно оглянулась беременная.
У меня тоже без сдачи! - подскочила крикунья - Уберите её отсюда не давайте без очереди!
Очередь загалдела и разделилась на два лагеря. Старик в шляпе ЧТО-то шепнул молодой женщине, и та послушно отошла в сторону.
Когда я спускалась с крыльца, старик отдавал творог из своей сумки будущей мамаше.
Не плачь, тебе вредно. Родишь плаксивого, спать не даст,- уговаривал он её.
Я шла впереди. За моей спиной шагали два старика и вели хмурую беседу.

Вот, брат, какие дела. Раньше на Руси беременной последнее отдавали, а нонче что творят.
да-а. . . И зачем люди войны придумывают? Сделай так, чтобы бабы рожать не хотели, и через тридцать лет, считай и нету страны.
да, брат. Коров съели, а танки разводим. А кого сажать на них будем?
Не знают бабы своей силы. Собрались бы все молодки и сказали свое слово. Не хотим, мол, рожать, пока житье худое - ни жилья, ни творога. Не хотим
- и баста.
Смотри, брат, допризываешься - посодют.
Я уже свое отсидел. Ты как без творога - обойдешься?
Бабка из кефира сделает. А завтра придется встать пораньше.
Я придержала шаг. Старики обогнали меня, покачивая тряпочными авоськами.
















Используемая литература.


Н. Тройцкая. Статья «Слово с нежным и царственным ликом»
Статья «Юности сиреневые слезы».- Магн. Металл, 1996.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15