Разработка в помощь родителям Жизненные приоритеты

Родительское собрание
Цель: формирование у родителей представления об истинных семейных ценностях как основе духовно-нравственного воспитания первоклассника в семье.
Задачи:
способствовать формированию у родителей отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
показать важную роль в семье традиций и ценностей,
«обмен» семейными традициями с последующим их применением в воспитании детей.

Ход собрания
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Психологический настрой.
Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Я предлагаю вам поиграть в детскую игру-кричалку. Если вы согласны с высказыванием, то необходимо сказать «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
2.Вступительное слово классного руководителя:
-Однажды я прочитала одну очень поучительную притчу, послушайте её.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он ещё вытащил две баночки воды и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка это ваша жизнь. Камни это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок это всё остальное, мелочи. (это наверное лучшие притчи о семье ) Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное это только песок.
Прием «Ваше мнение»
-Как Вы думаете, о чем эта притча? Какова ее главная мысль? (высказывания родителей)
-Чему будет посвящено наше родительское собрание?
Тема нашего родительского собрания «Формирование семейных ценностей первоклассника в семье» важна и актуальна, т.к. когда-то семейные традиции и обычаи были неизменным условием дружной и сплоченной семьи, и люди просто не представляли, как можно жить без них. Но, к сожалению, в наши дни семейные традиции и обычаи являются редкостью, и очень немногие могут похвастаться ими. Чаще всего современные родители слишком заняты, а, возможно, у них просто нет желания - они считают, что это не нужно ни им, ни их ребенку. Но на самом деле все это не совсем верно. Ведь именно в этом возрасте мы продолжаем активно воспитывать у ребенка любовь к семье и семейным ценностям.
Я надеюсь на наше сотрудничество, ведь теперь ваши дети, это мои дети, а вместе – мы одна семья!
Наша с вами задача способствовать формированию у учащихся ценности института семьи; показать важную роль в семье традиций и ценностей, приобщаться к этим ценностям, закладывать новые и культивировать старые семейные традиции.
Упражнение «Портфельчик с полезностями»
-У каждого из вас на столе имеется так называемый «Портфельчик», и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Приём «Дерево»
-Садовник, сажая дерево, ждёт от него хорошие плоды. Можно образно сравнить и родителей с садовником. Я предлагаю вам сегодня создать дерево семейных ценностей. Важно не упустить главное в этом довольно таки не простом вопросе.
-И сейчас мы с вами образно вырастим плоды на нашем дереве (дерево появляется нарисованное на доске)
-Как вы думаете, что же такое семья?
Приём «Ваше мнение»
Давайте подискутируем.
-Как вы считаете,  кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?
Не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.
Попробуйте вспомнить свое детство, какие семейные традиции вы помните из своего детства?
Все те вещи, которые были для вас важны – это сказка, прочтенная мамой перед сном, или елка, наряженная всей семьей, а может быть, поделка новогодних игрушек и другие моменты, которые оставили в вашей памяти самые светлые воспоминания – это были традиции вашей семьи. Почему же ваш ребенок должен быть лишен их?
«Личный опыт»
-Какие традиции есть в ваших семьях?
Приём «Мозговой штурм»
РАБОТАЯ В ПАРАХ, ПОСОВЕЩАЙТЕСЬ И
Самостоятельно составьте традиции , которые могут быть в семье.
Запишите их в свой портфельчик. «Портфель с полезностями», в который могут быть помещены все традиции.
Приём «Вопрос-ответ»
Почему именно через семейные традиции можно формировать у ребенка семейные ценности?
Как еще можно воспитывать любовь у ребенка к своей семье? (совместные дела, доброе отношение в семье)
Продолжению семейных традиций может послужить интересная и современная  форма   работы родителей  и детей: создание семейного  портфолио.
Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.
С  чем   можно сравнить портфолио?
  Портфолио – это Архив, Энциклопедия, Семейный альбом, Музей семейного рода и семейных традиций, Коллекция, Копилка, Досье достижений, Наследство и т. д.
Можно разработать вместе с детьми рубрики портфолио :«Наша фамилия»,»Наши достижения», "Портретная галерея» , "Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня», «Кодекс чести семьи"."Мои друзья и друзья семьи";"Семейная память";
"Семейные легенды";"Семейные заповеди»
Приём «Полезные советы»
Традиция повторяется всегда, ведь она традиция;
Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным;
Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие
Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём семейные праздники должны сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.
Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье и не были ей в тягость.
При воспитании ребенка не допускайте с одной стороны излишней строгости, а с другой – вольности. Ведь и то, и другое, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.
-Прочитайте высказывание на слайде.
Наши дети  это наша старость. Правильное воспитание  это наша счастливая старость, плохое воспитание  это наше будущее горе, это  наши слёзы, это  наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А.С.Макаренко)
-Как вы думаете, почему А.С.Макаренко сказал, что наши дети – наша старость?
-Как можно отобразить это на нашем дереве?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Проблема:
Почему необходимо формировать семейные ценности с ранних лет? (мнение родителей)
-Обратимся к получившемуся дереву. Какие составляющие семейных ценностей мы получили? Я думаю, что многие из вас стремятся получить именно такие плоды в воспитании своих детей.
-Просмотрите видеоролик который называется «Моя семья»
-И так, что же необходимо для формирования семейных ценностей первоклассника?
Решение собрания.
Формировать семейные ценности через семейные традиции, совместные дела и добрые отношения всех членов семьи.

Рефлексия
Что для себя вынесли?
Что полезного приобрели сегодня в свою копилку?
-Ваш портфельчик с полезностями насыщен достаточным количеством полезной информации , которая пригодится вам как родителям в воспитании ваших детей. Спасибо за внимание!

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

На слайды:
Тема родительского собрания
Цель и задачи
Картинка «Портфельчик с полезностями»
«Дерево»
«Прием «Ваше мнение» на слайде может быть картинка семьи и школы и меду ними ?
Личный опыт (картинка семья)
Семейное портфолио, семейное древо
Полезные советы (параллельно раздать памятки)
Высказывание А, С. Макаренко
Актуализация «Дерева»
Видеоролик
Итоговый слайд (м.б. тоже дерево пусть и останется)