Методические рекомендации для воспитателей. Тема: «Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников»


МАДОУ № 2 «Карамелька» ЩМР МО
Методические рекомендации
для воспитателей
Тема: «Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников»

Подготовила:
Воспитатель
I квалификационной категории
Бородулина Татьяна Сергеевна
г. Щелково 2017 г.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Мы всегда стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом общении.
А ведь часто, общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми.
Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду развитие связной речи, обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
В то же время, известно, что ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.
В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Речь ребенка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи, точность и ясность изложенной мысли, выразительность.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Дошкольное образование призвано обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Важным условием развития речи дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Традиционные методы развития речи, используемые в дошкольном образовании, требуют творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Объект работы– речевое развитие старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет работы– процесс речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с помощью интерактивных методов и приемов.
Цель работы–выявить влияние интерактивных методов и приемов на формирование связной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет работы определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы развития
речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные интерактивные методы и приемы способствующие эффективности процесса формирования связной речи и обогащения словаря, разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать результативность работы по данному направлению.
Гипотеза исследования – целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует более эффективному формированию связной речи и обогащению словаря детей.
Анализ методико-педагогической литературы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни, начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Они отмечали, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, В.В. Гербова, В.И. Яшина. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Ю.С. Ляховской и других.
Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
В современной научной литературе по данным Т.П. Колодяжной, слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания и мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Программы обучения в дошкольном образовательном учреждении определяют круг речевых умений и навыков старших дошкольников. Усвоение лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря дошкольников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.
Большое значение в системе обогащения лексического запаса у старших дошкольников в организованной деятельности по развитию речи имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами.Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Как отмечает А.Н. Леонтьев, что овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов.
Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие. В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает.
Речь детей в этом возрасте насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.Дети умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
Свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.
Ребенок семи лет, продолжая активно развивать речь, расширяет и обогащает свой словарный запас, усложняет фразеологию и грамматику, осваивает литературный язык. Словарь дошкольника может достигать 8000, а иногда и 10000 слов. Основную часть его занимают не только существительные, но и количество глаголов, прилагательных и наречий постоянно увеличивается. Отношение конкретных существительных к отвлеченным составляет 80%, из-за того, что ребенок чаще мыслит категориями и опирается на наглядные свойства предметов.
В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Семилетки способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и не полной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.
Интерактивные методы и приемы в речевом развитии старших дошкольников.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание и используются не только в процессе обучения и воспитания детей, но и в работе с их родителями. В этой связи представляется необходимым осмысление качественного своеобразия активных форм и методов обучения.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также помогает ребенку полноценно овладеть родным языком. Дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, учатся подбирать нужные слова, у них развивается чуткость к языку.
Рассмотрим некоторые, наиболее используемые сейчас в детских садах интерактивные методы и приемы.
Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию. Синквейнна сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Интеллектуальные карты– это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог Тони Бьюзен. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Работа со сказками.Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Существует много интересных форм и методов работы со сказками, которые активно используются педагогами с целью развития речи дошкольников. Это и «Салат из сказок», «Измени конец сказки», «Перевирание сказки» и т.д.

Мониторинг речевого развития детей
подготовительной к школе группы на начало учебного года.
На начальном этапе работы, в сентябре 2012 года, мной был проведен мониторинг по выявлению уровня развития речи у детей подготовительной группы. Для проведения мониторинга использовался модифицированный вариант методики О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной. (приложение № 1)
Нас интересовали разделы «словарь» и «связная речь».
Для старших дошкольников задания предлагаются без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний.
Проанализировав результаты мониторинга, мы отметили невысокие результаты речевого развития. Так лишь 17 % детей справляются с заданиями самостоятельно, с дозированной помощью взрослого с заданиями справились 58% , не справились с заданиями мониторинга 25% детей. (приложение № 2)
Дети данного возраста не всегда умеют подобрать синонимы и антонимы к словам, бедный словарь прилагательных и глаголов. Допускают много ошибок в словоупотреблении,построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Чаще всего дети обращаются к помощи взрослого, не всегда могут справиться самостоятельно с заданием. Это свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания.
На основании полученных данных, возникла необходимость осуществлять углубленную работу по расширению словарного запаса детей и развитию связной речи. Основной задачей стало создание условий для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбор таких методов и приемов обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Организация работы с детьми по речевому развитию.
Система работы по речевому развитию включает в себя – создание условий для речевого развития, планирование деятельности с детьми, взаимодействие с семьей, организация предметно-развивающей среды.
Моя деятельность была направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Одним из условий речевого развития является создание предметно-развивающей среды. При ее создании я обращала внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. Так же в речевом уголке имеются пособия и материалы, необходимые для развития речи детей: зеркала, картинки и картины, картотека артикуляционных упражнений, поддувалочки, пособия для развития мелкой моторики, картотека речевых упражнений и т. д.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В моей группе организован книжный уголок в форме библиотеки с использованием формуляров, книжных разделителей и т.д. и действующие тематические выставки, например, «В краю родном», «Моя сказка», «Военная техника» и т.д. которые создаем вместе с детьми и родителями. Выбираятему этих выставок, мы опираемся на интересы, возраст детей и тематическое планирование, которое мы используем при организации образовательной деятельности. Книги, журналы, подборки иллюстраций, а далее и распечатки изинтернет- ресурсов приносили, в основном, дети. Так мы не только получали дополнительные знания по определенной теме, но и учились искать нужную информацию. А общение с родителями, во время сбора информации, доставляло детям дополнительные минуты радости, а нам дало возможность привлечения родителей к участию в жизни группы.
Также в речевом уголке имеются детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Большой интерес вызывают у детей книги-самоделки с рассказами и сказками, которые мы изготавливаем сами. Книги мы оформляли как по имеющимся уже сказкам, так и по сказкам собственного сочинения. Дети с большим удовольствием выбирали и наклеивали картинки для своих книг. А затем представляли их детям. Рассказы по началу были простые и очень короткие. Ребята предпочитали выстроить последовательный сюжет уже существующих сказок, ведь их не надо было придумывать и рассказывать было легче. Так, работая в группах по 4 человека, мы создали подборку книг-самоделок по русским народным сказкам: «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой» и др. Потом выяснилось, что картинок на воспроизведение уже знакомого сюжета сказки не хватает - пришлосьрисовать самим, также это подвигло детей заменять героев сказок, а впоследствии и составлять сюжет сказки самостоятельно по имеющимся картинкам. Чаще в своих рассказах дети использовали простые, односложные предложения, но впоследствии, с каждым разом, слушать детей становилось все интересней. Показателем работы в данном направлении, на мой взгляд, стало то, что дети, выбрав понравившиеся картинки, сюжет сказки продумывали перед тем какнаклеить их в книгу в нужной последовательности. Так в нашем книжном уголке появились книги: «Приключения цыпленка Пика», «Мой друг щенок», «Путешествие друзей» и др.
Для систематизации работы по речевому развитию, на основе мониторинга было составлено перспективное планирование деятельности, которое включает в себя, как традиционные формы развития речи, так и нетрадиционные технологии (приложение № 3)
Работус детьми по развитию связной речи мы осуществляли посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это игра иорганизация образовательных ситуаций общения.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Особенной любовью детей пользуются творческие игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь каждого ребенка. В нашем детском саду имеется большое разнообразие видов театра, атрибутов для театральной деятельности. Ребята с удовольствием участвуют в драматизации произведений, используя уголок ряженья. Устраивают показы сказок с помощью настольного и кукольного театров. Свою изюминку внес и повысил интерес детей к сказкам красочный театр на дисках и деревянных ложках. Пальчиковый театр ребятам давался труднее, но все участники представлений старались говорить правильно, последовательно, понятно и выразительно. Все это подготовило детей к участию в тематической неделе «Театра». Совместно с родителями в группе мы организовали «Музей ТЕАТРА». Из дома ребята принесли много интересного: маски, куклы, атрибуты к сказкам, фотографии и вырезки о театральных представлениях. Большое впечатление произвели на ребят диски с музыкой к произведениям и театр игрушек из шоколадных яиц на карандашах, собранный специально для нас семьей Секериных. В течение всей недели дети ходили на спектакли других групп детского сада, на которые проходили по пригласительным билетам и были зрителями, как в настоящем театре. И конечно, показывая на сцене свое представление, примеряли на себя роль актеров вдраматизации сказки «Путешествие в страну Светофорию».
Настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей. Содержание настольных игр в группе очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года), о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»).
В группах оформлена картотека речевых игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр. Очень нравятся детям пальчиковые игры в воде, которые, также являются и частью закаливающих мероприятий.
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики улучшают работу мозга, способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности
Пальчиковые игры с водой для детей более интересны и эмоциональны– это замечательный способ развития мелкой моторики и возможность познакомить ребенка со свойствами воды, разных материалов и предметов, а значит расширить активный и пассивный запас слов детей. Летом игры с водой мы проводили на свежем воздухе. В другое время года в группе. Воду наливали в различные ёмкости, естественно только пластмассовые, использовали баночки и бутылочки разного размера, вида объёма. Начинали с простых игр «Лодочка», «Рыбка», «Медуза» и др., затем постепенно текст игр увеличивался, а движения становились сложнее «Морской ёж», «Рано-рано поутру» и др. Использовали воду в других видах совместной деятельности с детьми. Считали - сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? А что, если закрыть бутылку и опустить в воду или кинуть в воду другие предметы? Пробовали все это, пытались объяснить и делали выводы. В конечном итоге, с помощью этих игр я решала много задач –развивался познавательный интерес детей, без помощи речи невозможно было сделать вывод, а значит - развивалась речь, становилась более выразительной, ребята лучше стали запоминать стихотворные тексты.
Для развития диалогической и монологической речи большую роль играют образовательные ситуации общения. Такие ситуации чаще всего возникают спонтанно в ходе рассматривания картин, игрушек, чтения сказок и рассказов, разучивания стихотворений. В них я решала задачу обучения детей умению составлять рассказы о животных, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Использовала ситуации общения в любое свободное время – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Уловив смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, своими вопросами я побуждаю ребенка к диалогу или более полному высказыванию. Одну ситуацию проигрываем несколько раз с разными детьми. Длится она несколько минут в зависимости от настроения детей.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. И, конечно же – это возможность достичь наибольших результатов.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Более подробно остановлюсь на некоторых новых методах, которые я использовала в своей работе.
Интерактивные сказки
Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, и конечно трудно переоценить ее роль в развитии речи детей. Но, к сожалению, робота по ознакомлению дошкольников со сказками не достаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, драматизация, просмотр театрализованных представлении и мультфильмов по мотивам знакомых сказок.
Хочу поделиться с вами нетрадиционными формами работы со сказкой.
Работа над сказкой строю таким образом, чтобы через игровые задания обогащался словарь детей, совершенствовался грамматический строй речи, улучшалась связная речь, обращается внимание на выразительность речи детей
С целью повышения интереса к слову, использовали прием интерактивной сказки. Этот прием позволяет сделать ребенка участником событий, дает ему возможность почувствовать их логику и взаимосвязь. Этому способствуют задания, сопровождающие текст сказки, рисунки. Они позволяют развивать зрительное восприятие, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Рисунки, помимо выполнения иллюстративной функции, играют роль развивающих заданий.
Так, например, очень интересно и плодотворно происходила работа над сказкой «Лиса и лапоть». Особое внимание я обращала на то, чтобы ребенок сам принимал решение, строил свои рассуждения. Формулировал ответ. Рисунки вводила по ходу сказки. Так в самом начале сказки детям было предложено задание «Найди отличия», в котором ребятам не только нужно было выбрать нужный рисунок, но и найти отличия между предложенными иллюстрациями. С заданием ребята справились очень быстро и с удовольствием стали слушать продолжение сказки. Следующие задания требовали от детей большего внимания. Необходимо было определить по мелким деталям на рисунке, какие домашние животные есть в хозяйстве семьи, куда просилась лиса на ночлег, и кто забрал лапоть из курятника, обосновав свою точку зрения. Дети включились в работу и ждали следующего задания. Им было интересно додумывать мысли лисы, мысленно дорисовывать ее выбор , самостоятельно делать выводы, пояснять свой ответ. В ходе работы дети даже не заметили, как сами включились в процесс рассказывания сказки по схемам, предложенным им. После прочтения произведения была поведена работа на закрепление в форме игр-заданий: «Выбери соответствующую по содержанию пословицу», «Составь рисунки по порядку и расскажи сказку» и др.
Нам понравилось интересно, весело, а главное полезно проводить время со сказкой. Эта форма работы увлекла детей и дала хорошие результаты. Поэтому мы также работали по сказкам: «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк». В ходе работы к нам подключились родители и оказали нам помощь в создании раскрасок по этим произведениям.
Благодаря работе над сказкой дети стали более активными в общении, научились отвечать на вопросы, последовательно выражая свои мысли, расширился их словарный запас, дети легко пользовались схемами - моделями, свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Дети стали проявлять интерес к рассказыванию, пользоваться средствами речевой выразительности и знаниями об особенностях сюжета. Более точно использовать обобщающие слова и понятия.
Мнемотехника.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использовала прием мнемотехники. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в работе по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы мы использовали: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Как и любая другая деятельность, наша работа по мнемотаблицам начиналась от простого к сложному. Начинали мы с простейших мнемоквадратов и мнемодорожек - и последовательно переходили к мнемотаблицам.
Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатывали и составляли свою мнемотаблицу, подбирали рисунки к каждой строчке. И так, шаг за шагом создавали мнемотаблицы. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводили словарную работу по произведению, беседовали по смыслу прочитанного, и пробовали воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Это не только интересный, но и очень удобный, для нас педагогов, прием, т.к. использовать его можно при изучении любой темы. Мы его использовали в соответствии с тематическим планом, в основном это конечно же, работа с литературными произведениями. В группе создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», «Новый год», «Овощи - фрукты», и многие другие, а также мнемотаблицы по сказкам «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди» и др.
Прием мнемотехники использовали для закрепления изученного материала с подгруппой детей. Детям двух подгрупп были предложены листы бумаги, на которых они рисовали один элемент мнемотаблицы на тему «Весна». Далее соединив все элементы в большую таблицу, ребята составляли свой рассказ и представляли его друг другу. Рассказы получились объемные. Ребятам выступать было просто и интересно.
Практика показала, что большинство детей в группе подробно пересказывают сказку, составляют содержательные рассказы, заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” их.
Синквейн.
Еще один новый, очень интересный и эффективный методов развития речи ребенка, который мы использовали - работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Этот метод позволил нам эффективно и быстро достичь результатов в расширении словарного запаса детей. Составление синквейна требует умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» «слово, обозначающее признак предмета», и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовили платформу для последующей работы. Сначала мы просто подбирали к предметам определения и действия, затем рассматривали предметные иллюстрации и беседовали по ним. Играли в игру «Ассоциации». И только потом я познакомила детей с синвкейном и предложила стать поэтами и выстроить свои высказывания и мысли в такое стихотворение. Ребята согласились. Я показала образец и рассказала как оно составляется. Так дети познакомились с правилами составления синквейна и узнали что:
1 строка: Предмет или явление .
2 строка: Описать какой этот предмет.
3 строка: Действия данного предмета.
4 строка: Нравится ли данный предмет и как? непосредственно мнение о затронутой теме, личное отношение к тому, о чем говорится в тексте.
5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет? Всего одно слово или словосочетание, которое отражает суть предмета или явления, о котором говорится в синквейне, это личное мнение по теме стихотворения или повторение сути, синоним.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку.
При составлении синквейна я учитывала возрастные особенности детей. Поэтому мы составлялисинквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно с показом образца. Также при выборе тем для составления синквейна мы учитывали тематический план организованной образовательной деятельности. В результате, у нас в наличии есть синквейны на темы: «Посуда», «Обитатели моря» и др.
Затем я уточнила знания детей о том, что в синквейне в первой строке– одно слово, во второй – два, в третьей – три, а в четвертой - четыре. Ребятам показалось это очень интересным, они восприняли это как игру и с удовольствием стали подбирать слова. Делая поправку на возраст детей, я не настаивала на строгом соблюдении правил составления синквейна. Допускала, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается. Но все же мы с детьми старались придерживаться основных правил.
Сначала, нерифмованные стихи показались ребятам непривычными и неказистыми, но привилегия быть поэтом и осознание того, что эти стихотворения составлять просто, быстро и получается у всех, повлияло на перемену мнения. Ребята с удовольствием принимали участие в создании «своих шедевров».
Сочинение синквейна помогло самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов, а представление их перед сверстниками добавило им уверенности в себе и желание придумать еще более интересное и новое, а значит – расширять свой словарный запас.
Составить синквейн получается у всех. Работа с синквейном помогла развить речь и мышление, облегчила процесс усвоения понятий и их содержания, помогла пополнить словарный запас и научить находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Очень важен этап закрепления. Проводили конкурс синквейнов. Дети, совместно с родителями изготавливали рисунки по своему выбору и составляли про них синкевйн. Эти работы мы оформили выставку с папками-передвижками, в которых чередовались работы и составленные к ним синкейны. Посетить выставку могли все желающие дети и взрослые. Они и выбирали наиболее понравившиеся. Дети вложили много усилий для участия в этом конкурсе, поэтому мы не стали выбирать отдельные работы, а распределили их по различным номинациям. Все дети остались довольны.
Работу по составлению синквейна проводили, в основном, как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление изучаемой темы. Темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов, они соответствуют комплексно-тематическому планированию работы.(приложение № 4).
Интеллектуальные карты
Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Он дает возможность проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
С «интеллектуальными картами» мы познакомились и стали использовать после нового года, так как этот метод требует более внимательного и точного подхода к рассматриванию предметов и образов. Первые карты составляли на листе бумаги, располагая его горизонтально, а впоследствии, стали их просто отображать на доске. Сначала, мною были преподнесены правила составления интеллектуальных карт, ребятам показалось это очень интересно. В центре страницы мы ставили главную идею (образ), а затем отводили от нее ключевые моменты, проводили расходящиеся от центра ответвления. Для повышения интереса использовали маркеры разного цвета.
На конце ответвления писалиключевое слово или фразу,т.к. в группе больше половины детей уже читающие, для добавления деталей. Писала разборчиво (печатными) буквами, наиболее важные идеи записывали более крупным шрифтом. Но, когда вся информация по картам была уже преподнесена, я заметила, что интерес детей стал угасать, особенно у тех, которые не умеют читать – ребятам было трудно. Поэтому, чтобы облегчить работу и поднять интерес детей, я добавила символы и иллюстрации в свои записи. На доске вывешивала картинку с изображением ключевого слова и предлагала детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Для записи этих слов использовала символы.Это помогло, детям стало проще соединить всю информацию в одно целое и составлять более полные и интересные рассказы о предметах. Так, например, у нас получился вот такой рассказ по теме «Сказка»: Сказки всегда интересные. Их печатают буквами в книгах, где много иллюстраций. Сказки очень любят дети. Во всех сказках «добро» побеждает «зло». Сказки мы можем не только читать, но и смотреть по телевизору и в театре. Подобные рассказы нами составлялись по темам: «Деревья», «Времена года», «Посуда» и т.д., которые мы изучали в соответствии с тематическим планированием.
Эта форма работы использовалась при рассмотрении определенных тем. Например, в ходе ознакомления с темой «Такой разный урожай», ядавала семейные домашние задания: сделать совместно с родителями «Интеллектуальную карту». Тему дети выбирали по желанию. Так у нас получился альбом со страничками «Злаки», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты» и т.д. В течение недели дети презентовали перед сверстниками свои работы. Развивающая среда группы пополнилась материалами для закрепления знаний детей, и расширения словарного запаса и кругозора.
Работа по развитию речи с использованием нетрадиционных приемов дала свои результаты, которые мы увидели на конкурсе чтецов. Конкурс проходил в феврале месяце и был посвящен празднику «Дню защитника Отечества». К подготовке подошли ответственно и творчески. Все дети дома с родителями нашли и выучили стихотворение. Первый этап конкурса проходил на уровне группы. Выступления детей оценивалось жюри, и сопровождались играми на военную тематику. Победители прошли во второй тур, на уровень детского сада. От группы на конкурсе участвовало 4 человека, и все они заняли призовые места. Жюри отметило правильное литературное произношение, интонационную выразительность речи, темп, ритм и эмоциональную окраску речи детей.
Видя положительные результаты по речевому развитию, мы продолжили работу с детьми младшей группы. Сейчас эта работа, с учетом возраста детей, на начальной стадии – это дидактические и словесные игры, простейшие инсценировки, организация образовательных ситуации, заучивание стихотворений по схемам. Работа направлена на расширение словаря детей, правильность и эмоциональность речи. Мы часто играем в такие игры, как «Кто что делает?», «Скажи: какой?», «Назови одним словом», «Продолжи сказку» и др. Слушаем сказки в записи и показываем их с использованием разных видов театра. Вместе с родителями ребята готовили рассказы и искали стихи по темам «Папин праздник» и «Мама милая моя», а также оформляли листы по теме «Спорт» и заполняли лист – таблицу по подбору признаков и действий к определенным предметам. Работа в данном направлении продолжается и сейчас.
Взаимодействие с семьей.
В детском саду мы - педагоги создаем все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Но все наши усилия не принесут положительных результатов если родители не будут принимать активное участие в решении данной проблемы.
В своей педагогической практике большое внимание уделяем работе с родителями, используя следующие формы взаимодействия:
- индивидуальные и фронтальные консультации;
- открытые мероприятия с участием родители;
- совместное творчество детей и родителей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.
Проводя собрания, беседы, предлагаю консультации по проблемам речевого развития детей. Имеется подборка консультаций для родителей. По данной теме: «Развитие речевого дыхания», «Воспитание сказкой», «Какие книги нужны ребенку», «Будем с пальцами дружить», «Зачем читать детям книги», «Как отвечать на детски вопросы» и др.
В начале года для родителей на родительском собрании по теме «Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет», провела мастер – класс «Ловкие пальчики», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и рассказала о ее роли в развитии речи детей. Предложила родителям памятку с пальчиковыми играми.
Так же интересно и познавательно прошло родительское собрание, которое было проведено в форме семинара – практикума «Развиваем речь детей». Здесь родители смогли посмотреть и обсудить фрагмент занятия по развитию речи с использованием нетрадиционных методов в работе с детьми. А потом попробовать самим составить стихи – синквейны. Домой, вместе с детьми, родителям было дано задание составить интеллектуальные карты по теме «Такой разный урожай».
Опыт показал, что в результате применения современных форм позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе по формированию речевой культуры дошкольников.Родители группы с интересом отнеслись к новинкам и стали с нами больше сотрудничать. Приняли активное участие в подготовке конкурса чтецов, оказали помощь в организации недели театра: изготовление афиши, сбор материала в музей театра, показ детям инсценировки сказки «Три поросенка» и т.д.
Воспитатели используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но только с помощью и поддержкой родителей развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним.
Мониторинг речевого развития детей
подготовительной к школе группы на конец учебного года.
Проведя мониторинг речевого развития в мае 2014 года, пришли к следующим результатам: процент детей, справившихся с заданиями самостоятельно увеличился на 56 % и составил 79 %, справившихся с заданиями с дозированной помощью взрослого - 17%, а процент детей, которые не справились с заданиями составил 4%.(приложение № 5). Прогресс результатов очевиден, что можно отследить на сравнительной диаграмме. (приложение № 6)
Проведенный мониторинг показал эффективность внедрения инновационных технологий в работу по развитию речи детей в нашей группе.
Результаты диагностики показали, что у детей достаточно высокий уровень речевого развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными предложением, речь стала более яркая и выразительная. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои. Все это и является результатом моей работы. Заключение.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.
Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.
Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От педпгога зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать, быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.
Список использованной литературы:
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1986.
Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991.
Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под
ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1988.
Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
Савчук О.В. Синквейны в детском саду.// Ребенок в детском саду. - 2012.- № 2.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
Тимофеева Л.Л. расскажем сказку интересно //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. - №11
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003.
Приложение № 4
Синквейны, составленные детьми.
Кирилл Т.
Арбуз
Большой, круглый
Едят, моют, режут
Я люблю арбуз
Мячик.
Маша И.
Мелодия
Ласковая, нежная
Звучит, играет, слышится
Мы любим её слушать
Музыка.
Ваня Д.
Солнце
Горячее, круглое
Греет, светит, вертится
От солнца всегда тепло
Часы.
Лера
Морской конёк
Маленький, безобидный
Зацепляется, плавает, замирает
Похож на скрипичный ключ
Море.
Даша К
Цветы
Красивые, ароматные
Растут, расцветают, спят
В моём горшочке выросли цветы
Бабочка.
Кирилл К.
Снеговик
Холодный, большой
Стоит, лепится, катится
Все дети любят лепить снеговика
Холод.
Севиля Б
Скорпион
Опасный, маленький, кусачий
Брызгает, охотится, бегает
Я опасаюсь скорпионов
Стрела.
Маша П.
Китовая акула
Большая, толстая
Плавает, ест, приплывает
Она не ест людей
Кит.
Дима
Тарелка
Круглая, большая
Разбивается, держит, стоит
Суповая глубокая тарелка
Колесо.
Даша К
Змея
Ядовитая, длинная
Ползёт, кусается, душит
Змея охотится на мышей
Верёвка.
Максим
Карандаш
Твёрдый, красивый
Рисует, раскрашивает, лежит
Я люблю раскрашивать карандашами
Трубочка.
Сережа М.
Кружка
Глубокая, красивая
Падает, стоит, весит
Я подарил кружку маме
Круг
Чайник
Глубокий, горячий
Кипит, стоит, моется
Чайник помогает кипятить воду
Посуда.
Севиля
Дед мороз
Холодный хороший
Морозит, играет, пляшет
Раздаёт подарки детям
Волшебство.
Лера
Тетрадь
Бумажная, толстая
Ждёт, лежит, думает
В тетрадь можно записывать информацию
Книга.
Приложение №3
Перспективный план по использованию интерактивных методов для развития речи
Подготовительная к школе группа «Теремок»
Октябрь «Мнемотехника»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Дидактические игры
«Подбери по цвету»,
«Подбери картинку»,
«На что похоже»,
«Выложи стихотворение» Составление мнемоквадратов и мнемодорожек в соответствии с тематикой недели «Одежда», «Обувь»
Составление мнемотаблиц по временам года
Заучивание по мнемотаблицамстихов:
«Маша варежку надела»А.Барто
«Ходит осень в нашем парке» А.Арвада
Рассказывание сказок: «Заюшкинаизбушка»,
«Гуси – лебеди», «Три
поросенка» Составление мнемотаблиц подгруппами и их презентация перед сверстниками по теме «Домашние и дикие животные»
Ноябрь «Интерактивные сказки»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Создание музея сказки.
Дидактические игры по сказкам:
«Собери картинку»
«Найди отличия»
«Что лишнее»
«Чего не хватает»
Чтение интерактивных сказок: «Лиса и лапоть»,
«По-щучьему веленью»
Словесные игры – задания: «Подбери соответствующую пословицу»;
«Собери пословицу»
Образовательная деятельность с использованием ИКТ «Истоки народной мудрости» (открытый показ)
Игровые задания
«Расскажи сказку по картинкам»
«Перепутанная сказка»
Раскрашивание иллюстраций к сказам,
создание книг.
Литературная викторина с использованием
ИКТ «Путешествие в страну сказок»
Декабрь Знакомство с «Синквейн»
1 неделя 2 неделя 3 неделя
Настольные дидактические игры:
«Противоположности», «Ассоциации»,
«Что лишнее»,
«На что похоже»,
«Что сначала, что потом» и др.
Словесные игры:
«Назови признаки»,
«Назови действия»,
«Назови одним словом» Рассматривание предметных картинок. Составление описательных рассказов
Январь Составление «Синквейн»
2 неделя 3 неделя 4 неделя
Знакомство с образцами стихов синквейнов на тему «Зима», ««Новый год».
Знакомство с правилами составления синквейнов Составление синквейнов на тему: «Зима», «Зимние забавы», «Животные жарких стран»
Составление синквейнов на тему: «Почта»
Конкурс синквейнов «Мой рисунок» (совместное творчество родителей с детьми)
Февраль «Моделирование сказки»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Чтение сказок:
«Лисичка сестричка и серый волк»,
«Кот, петух и лиса»,
«Гуси – лебеди».
Продуктивные виды деятельности:
Лепка «Гости из сказок»
Рисование «Волшебные сказочные предметы» Дидактические игры
«Сложи картинку»
Словесные игры:
«Назови и сосчитай героев сказки»
«Который по счету»
«Герой какой сказки»
Драматизация сказки
«Лисичка сестричка и
серый волк»
Показ кукольного театра:
«Кот, петух и лиса»
Дидактические игры:
«Чей символ»
«Подбери картинку» «Подбери по цвету»
Театрализованная деятельность:
Показ настольного театра: «Гуси - лебеди»
Показ пальчикового театра: «Теремок»
Март «Моделирование сказки»
1 неделя 2 неделя 3 неделя неделя
Дидактическая игра «Выложи сказку»
Драматизация сказки
«Под грибом»
Совместное модели-рование сказок на фланелеграфе:
«Заюшкина избушка»
«Кот, петух и лиса» Индивидуальное и подгрупповое моделирование знакомых сказок. Самостоятельное
моделирование знакомых сказок, рассказ по моделям.
Создание музея театра.
Драматизация сказки «Путешествие в страну Светофорию» (показ для детей других групп детского сада)
Апрель «Интеллектуальные карты»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Дидактическая игра:
«На что похоже»
Словесная игра: «Составь предложение»
«Назови части предмета» Игры – задания:
«Нарисуй из чего состоит»
«Распредели модели»
«Зарисуй фразу одним знаком» Составление интеллектуальных карт группой .
Словесные игры:
«Составь предложение»
«Расскажи рассказ» Составление интеллектуальных карт дома, совместно с родителями.
Презентация рассказов.
Приложение № 1
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(О.С.Ушакова, Е.М.Струнина)
Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.
Словарь
Выявляются умения:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I серия заданий (словарь и грамматика).
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
3 балла Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и
пьют, это игрушки);
2балла называет отдельные признаки, действия;
1 балл называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
3 баллаВыполняет все задания, называет 1—2 слова к
прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2балла подбирает слова к 2—3 прилагательным;
1 балл подбирает слово только к одному прилагательному
3. Что называют словом ручка?
3 баллаНазывает несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2балланазывает два значения этого слова;
1 балл перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
3 баллаСоставляет грамматически правильно предложение;
2балла называет два слова (словосочетания);
1 балл называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).
3 балла Правильно заканчивает разные типы предложений;
2балла называет два слова;
1 балл подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
3 балла Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу
(синонимы);
2балланазывает 2—3 слова;
1 балл подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
3 балла Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу антонимы);
2балланазывает 2—3 слова;
1 балл подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
3 балла Составляет сложное предложение, с однородными членами.
2балласоставляет простое предложение
1 балл называет одно слово.
II серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
3 балла ребенок составляет описание, в котором присутствуют три
структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый,
колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы
накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2балларассказывает, опуская начало (или конец);
1 балл перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
3 балла Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2балла рассказывает с помощью взрослого;
1 балл перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
3 балла Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2балласоставляет рассказ с помощью взрослого;
1 балл не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий педагог дает, подсчитав общее количество баллов.

Приложение № 2
Выявление уровня развития словаря и грамматики.
№ Фамилия, имя ребенка № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 Баллы
Значение слов Подбор существ.кприлагат Много-значные слова Придумай предлож. Подбор глаголов Подбор синонимов Составь предложение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Приложение № 5
Выявление уровня развития словаря и грамматики.
№ Фамилия, имя ребенка № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 Баллы
Значение слов Подбор существ.кприлагат Много-значные слова Придумай предлож. Подбор глаголов Подбор синонимов Составь предложение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Выявление уровня развития связной речи.
№ Фамилия, имя ребенка № 1 № 2 № 3 Содержа-тельность
рассказов Компо-зиция рассказа Грамматич. правиль-ность Способы связей в предлож. Разнообразие лексич. средств Звуков.оформл. высказы-вания Баллы
Описание по картинке Рассказ по серии картинок Сочини сказку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24