Презентация по экономике натему Спрос.Предложение. Рыночное равновесие 10-11 класс. Подготовка к урокам и олимпиадам.


СПРОС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕОсновные вопросы:Что собой представляет рыночный спрос ?Что такое рыночное предложение ?Как находится рыночное равновесие ?Что такое эластичность спроса и предложения ?Как государство может влиять на рыночные цены ? РЫНОКРЫНОК – система взаимодействий покупателей и продавцов для совершения ми сделки купли-продажи определенного товара или услуги.Роль рынка проявляется в его функциях:А) Информационная – дает информацию о ценах, дефиците, затоваривании.Б) Регулирующая – с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара. В) Интеграционная – объединительная, рынок связывает воедино производителей и потребителей. На рынке потребители конкурируют за спрос потребителей. Впервые на это обратил внимание Адам Смит, который сформулировал так называемый принцип «невидимой руки» рынка СПРОССПРОС – желание покупателей приобрести какое-либо количество определенного товара.ВЕЛИЧИНА СПРОСА – платежеспособная, обеспеченная деньгами потребность покупателей в данном товаре по определенной цене в определенный момент времени. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС – потребность отдельного покупателя в том или другом товаре.РЫНОЧНЫЙ СПРОС – суммарный спрос индивидуальных покупателей. ЗАКОН СПРОСА – чем ниже цена, тем большее количество блага согласны купить потребители. Иначе говоря, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.Взаимосвязь цены и объема спроса можно представить в виде: ТаблицыФормулыГрафика Взаимосвязь цены и объема спроса в форме таблицыСпрос на виноград в зависимости от цены. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цена килограмма винограда в рубляхКоличество покупаемого винограда в килограммах6057048039021001 Взаимосвязь цены и объема спроса в виде формулыОбозначим количество покупаемого товара - QДФункция спроса от цены: QД = f (P).Д – спросР - цена Взаимосвязь цены и объема спроса в виде графика ГРАФИК СПРОСАГрафик спроса строится следующим образом. По вертикальной оси откладывается переменная величина – цена товара (Р). По горизонтальной оси откладывается производная величина – количество товара, на который предъявляется спрос – Q Д.ВНИМАНИЕ !!! Расположение осей графика спроса «обратное» по сравнению с обычными математическими графиками.График спроса представляет собой множество точек, показывающих определенное сочетание цены и объема спроса, соответствующего этой цене.Важно отметить, что существуют особые, специфические товары – так называемые товары Гиффена. Для которых характерна не обратная, а прямая связь между ценой и спросом. Это товары, занимающие большой удельный вес в расходной част бюджета малоимущих семей спрос на которые возрастает вместе с ростом цен на них. Роберт Гиффен описал это явление в ХIХ веке, когда сильнейший неурожай охватил Ирландию и вызвал голод: цены на картофель – основной продукт питания ирландских бедняков –выросли, но вырос и спрос на картофель ФАКТОРЫ СПРОСАЦена товара – ценовой фактор.Неценовые факторы:А) Изменение предпочтений, вкусов покупателей.Б) повышение цены на другой товар:Взаимозаменяемые товары (банан-виноград) – субституты.Взаимодополняющие товары (ракетка-мяч) - комплиментарные.В) изменение дохода покупателей.Г) Изменение числа покупателей.Д) Инфляционные ожидания потребителей. СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СПРОСАПри снижении цены товара потребитель будет покупать большее его количество, а при повышении цены товара последствия прямо противоположные. СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СПРОСАПри снижении цены дополняющего товара потребитель начинает покупать его в большем количестве и увеличивает потребление дополняемого товара. То есть, при снижении цены дополняющего товара спрос на рассматриваемый товар возрастает. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕПРЕДЛОЖЕНИЕ- ЖЕЛАНИЕ ПРОДАВЦОВ ПРОДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕНЕ.ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ состоит в том, что чем выше цена товара, тем больше поставки товара на рынок.В данном случае зависимость объема предложения от цены прямая.Функция предложения: Если количество продаваемого товара обозначить QS. А цену – Р, то функция предложения в простейшем виде может быть представлена как: QS = f (P) Действие закона предложения в форме таблицыПредложение винограда в зависимости от цены. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цена килограмма винограда в рубляхКоличество предлагаемого к продаже винограда ( в КГ)6017028039041005 Действие закона предложения в форме графика ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРА – ЦЕНОВОЙ ФАКТОР. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ. Графики изменения объема предложения – слева и изменения предложения - справаНеобходимо различать изменения предложения (функции предложения) и изменения объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, иллюстрируется движением по кривой предложения. Изменение предложения (функции предложения) происходит под действием изменения неценовых детерминант и иллюстрируется параллельным сдвигом кривой предложения вправо или влево. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯИзменения в технологии производства.Изменения цен на ресурсы.Ассортимент производимых и продаваемых товаров.Цены на другие товары ( товары – конкуренты) Изменение числа продавцовИнфляционные ожидания продавцовВведение дополнительных налоговИзменение природно – климатических условий в природоэксплуатирующих отраслях РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – ориентирование покупателей и продавцов в спросе и предложенииНОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ - ограничивает излишний спрос потребителей готовых благ который бы мог иметь место при более низких ценах и ограничивает спрос предпринимателей на ресурсы для производства соответствующих товаров, если цены на готовые изделия невысоки и не окупят всех издержекСТИМУЛИРУЮЩАЯ – ориентируясь на определенный уровень цен, предприниматели принимают решения о расширении или сокращении объемов производства, о внедрении новых, более прогрессивных технологий производства Последствия введения фиксированных ценЦены «потолка» - иногда государство устанавливает так называемый «потолок» цен, выше которого нельзя поднимать цены на определенные товары. Следствием этого будет устойчивое превышение спроса над предложением, то есть дефицит данного товара или группы товаров.Цены «пола» - государство поддерживает производителей и устанавливает цены, ниже которых нельзя покупать товары этих продавцов. Появляется излишек товара, который обычно государство само и вынуждено выкупать у данных производителей по этим завышенным ценам (фермеры, мелкие производители).Государственное вмешательство в рыночное ценообразование должно быть ограниченным и может быть вызвано только особыми причинами (войны, стихийные бедствия) ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСАЭЛАСТИЧНОСТЬ – степень чувствительности изменений одной величины на изменения другой величины.Эластичность спроса – обычно сопоставляют, на сколько процентов изменится спрос в ответ на однопроцентное изменение цены. Это отношение называется коэффициентом эластичности спроса по цене. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОКАЗЫВАЕТ СТЕПЕНЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ.