Православные праздники – духовные ориентиры России


Областные педагогические чтения. Секция №3
Учитель начальных классов МБОУ лицей №1 города Балтийска Белоногова Светлана Анатольевна
«Православные праздники – духовные ориентиры России»
В.А. Сухомлинский говорил: «Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества».
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.
Проблему духовно - нравственного воспитания необходимо решать в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.
Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.
Представляем опыт работы МБОУ лицея №1 города Балтийска по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в нашей школе.
Цикл занятий включает в себя содержание, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками. Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:
Воспитание чувства благоговения к святыням, интереса к истории своего народа, традициям, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, духовной и народной музыке.
Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Основные принципы цикла:
Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность,).Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость,).Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).
Формы работы:
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Театрализация - это яркий эмоциональный метод изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, театрализация помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:
Подбор и литературы и информационное обеспечение, разработка сценария – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит, насколько содержательным будет мероприятие.
Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника.
Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
Обогащение знаний и представлений детей происходит как на уроках, классных часах, так и при посещении храма, в свободной деятельности. Использую методы и приемы: чтение произведений, рассказ, заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, пение, рисование и многие другие.
Предполагаемый результат:
Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
Потребность к сопереживанию.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
Приобщение к опыту православной культуры.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Кроме православных праздников, мы включили в наш цикл славянские праздники, которые передают бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков, воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потёмках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции. Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой, поэтому в наш цикл входит раздел «Радетели Земли Русской». Цель: развивать интерес к истории родной страны, сформировать представления обучающихся о подвигах защитников Руси, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
1.«Благоверный князь Александр Невский».
2.«Защитник земли русской - Дмитрий Донской».
3.«Сергий Радонежский - духовный собиратель Руси и русского народа».
4.« Великий князь Владимир».
5.«Князь Игорь».
6.«Великая княгиня Ольга».
7.Праздник «Первоучители словенские».
Православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, в них радость жизни. Эти праздники, обладают особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их лежит русский дух. Праздник - это повод ребёнку проявить себя, выразить внимание к другим людям, это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, переживаниями.
Для проведения праздников подбирается материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом дать необходимый запас знаний.
Праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Православный праздник в школе положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют праздники, рассказывают о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на героев спектакля, которые помогали старикам, защищали слабых, просили прощения, если провинились, или прощали обидчикам.
Говоря о результативности воспитательной и образовательной деятельности, на мой взгляд, сложно измерить духовность человека вообще, тем более у ребенка. Гораздо позже придет осознание основ нравственности, заложенных в раннем детстве. Задумаемся над словами Иродиона Ветринского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии (XIX век): «Утвердить добрый характер дитяти в добре, а дурный и наклонный ко злу направить и расположить к правилам добродетели, сообразно призванию питомца – вот великая тайна воспитания». Эта тайна сейчас неведома для нас, в ней заложены будущие плоды наших трудов, будущее нашего общества, будущее России.