Внеклассное мероприятие Конституции РФ 20 лет конкурс методических разработок


Всероссийский конкурс школьных проектов , посвящённых 20 –летию Конституции
Российской Федерации
Конкурсная работа
по номинации:
Конкурс методических разработок по изучению Конституции РФ
учителя истории классного руководителя Сыроваткиной Нины Владимировны
МБОУ Талловеровская СОШ
Внеклассное мероприятие
«Конституции России 20 лет»
9 класс
Классный руководитель:
Сыроваткина Нина Владимировна
2013-14 уч. год
Цели:
формировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции как основного закона государства
укреплять понимание важности государственных символов Российской Федерации. формировать гражданское отношение к обществу и активную позицию человека как гражданина
воспитывать у них уважительное отношение к конституции Российского государства
Задачи мероприятия:
обратить внимание на самые главные характеристики нашего государства как демократического и правового
в игровой форме закрепить знания о Конституции;
расширять кругозор и повышать общую и гражданско-правовую культуру подростков.
Форма проведения: Познавательная ролевая игра.
Оборудование:
- Аудиозапись гимна РФ.
-Тексты Конституции РФ
- Проекты участников игры
- Символы Российского государства(.Герб , флаг)
пять маленьких флажков (3 бело-сине-красных, 1 – СССР, Андреевский флаг)и портреты правителей государства
-Эпиграфы “Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права” (А.Мицкевич)
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон)
Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся двигателями прогресса. (А.Петров, начало ХХ века).
-мантии для «судей»
Ход мероприятия
(Звучит Гимн РФ.)
Ученик.
Есть книга правды и свободы,Вся наша жизнь – ее слова,Запечатлели в ней народыСвои священные права.Той книги солнечные строкиЛежат пред нами, как дороги,Зовут на подвиг и на труд…Как песнь заветная поэту,Она тебе принадлежит.И для Отечества родногоПо зову творческой душиВпиши в нее хотя б полслова,Верней, всю жизнь в нее впиши.Н. ДоризоУчитель. Ребята, в этом году наше государство отмечает знаменательную дату – 20 лет Конституции Российской Федерации. Сегодня мы с вами узнаем подробнее о главном законе России. Я попросила вас прочитать ее и понять основы и ценности этого закона. Сегодня наша встреча пройдет в форме игры.
(Знакомство с условиями игры.) Игра будет проходить в несколько этапов. Класс делиться на группы заранее - по 4 человека в каждой. В каждой группе – журналист, судья, депутат, гражданин. На каждом этапе по одному из участников группы получают задание, а жюри оценивает выполнение задания.
1 этап игры
В первом конкурсе участвуют ЖУРНАЛИСТЫ от каждой группы. ЖУРНАЛИСТЫ накануне получили индивидуальное журналистское задание : подготовить сообщение (на 2 мин) в форме электронной презентации, видеосюжета, газетной заметки . Жанр выбирал каждый журналист сам.
Темы для презентаций:
История конституционального строя
Конституции России от истоков до наших дней
Обзор Конституции РФ
Проект 1. История конституционального строя
(Слайд ) Что означает слово конституция. Конституция – [лат. Constitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.(Слайд ) Конституционные начала развивались и утвердились в Англии, где, начиная с XIII в. (Великая Хартия вольностей 1215 г. ) была подписана королем Джоном.
(слайд) Конституционные монархии
(слайд) Установление парламентаризма в Европе
Проект 2. Конституция России от истоков до наших дней
Большое значение для истории данного документа имел «План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского (1809 г.), а также «Государственная уставная грамота Российской империи» Николая Новосильцева (1818 г.).
Впервые в России о конституции заговорили в начале 19 века
в связи с реформаторской деятельностью Александра I .Александр I был первым государем России, кто решил реформировать политический строй посредством создания Конституции. «Государственная уставная грамота Российской империи» была готова в 1820 году, но ее утверждение отложилиПосвященные люди составили кружок при императоре, где обсуждали пути конституирования.
Также идея конституционного правления вдохновила декабристов в их противоправительственной деятельности.
В середине 19 века значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства. . В 1881 году Александр II был убит, когда направлялся подписывать Конституцию
В начале 20 века, в период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест 17 октября.
В какой политической и экономической обстановке был издан этот документ?
Царь «даровал» населению политические и гражданские права и свободы, гарантировал участие в выборах нового законодательного органа Государственной Думы тех слоев населения, которые ранее были лишены права голоса.
Таким образом, этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым русским парламентом.
Конституция России.
В Росси до определенного периода не было закона, под названием Конституция. Когда же он появился?
До этого периода конституции в России не было - была абсолютная монархия.
В 1918 году 5-м Всероссийским съездом Советов была принята первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В 1924 году была принята вторая конституция РСФСР основной идеей которой было построение социализма и добровольное объединение равноправных народов в Союз.
1936 году - третья конституция РСФСР. Впервые была выделена глава, посвященная правам и обязанностям граждан.
Конституция 1977 года  считается конституцией развитого социализма, и выполняет политико-пропагандистские функции.
Что предшествовало созданию и принятию последней Конституции России в 1993 г.?
Причиной конституционного кризиса 90-х годов было расхождение между практикой создания рыночной экономики, правового демократического государства, нового политического режима и недостаточном логичным отражением всего этого в Конституции РСФСР 1978 года. В 1991 году в августе была попытка государственного переворота.
 - 14 сентября 1993 г. Президент  подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем, Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции РФ на референдум.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции.
  В Российской Федерации были провозглашены: приоритет прав и свобод человека, равноправие всех форм собственности.
(Слайд) Попытки подготовки Конституции в ХIХ веке
(Слайд) манифест 17 октября 1905 г.
(Слайд) Конституция РСФСР 1918 г.
(Слайд) Конституция СССР –1924 г., 1936 г., 1977 г.,
(Слайд) Конституция РФ 1993 г.
Учитель:
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Начинается она словами: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своем земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”.
Проект 3.
Конституция Российской Федерации — это список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно — гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
Что для нашего государства самое главное?
В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
(Слайд ) Конституция РФ состоит из 2 разделов. В первом разделе 9 глав (137 статей). Во втором разделе 9 положений. А далее о Конституции вы будете узнавать все больше в процессе игры.
(Слайд) Название первой главы – основы конституционного строя, которая включает 16 статьей.
(Слайд) Вторая глава – права и свободы человека и гражданина состоит из 48 статей.
(Слайд) Третья глава – федеральное устройства включает 15 статей.
(Слайд) Четвертая глава – Президент Российской Федерации – 14 статей.
(Слайд) Пятая глава – Федеральное собрание – 16 статей.
(Слайд ) Шестая глава – Правительство РФ – 8 ст.
(Слайд) Седьмая глава – Судебная власть – 12 ст.
(Слайд) Восьмая глава – местное самоуправление - 4 ст.
(Слайд) Девятая глава – Конституционные поправки и пересмотр конституции, которая включает 4 статьи.
-Вывод учителя.
Конституция- это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
В Конституции нашей страны прописаны наши права и обязанности. Мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.
Учитель :Сейчас мы подробнее познакомимся с этими статьями
II этап. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – задание для ГРАЖДАНИНА из каждой команды.
(ГРАЖДАНИНЕ достают по очереди лист с написанным незаконченным предложением из Конституции РФ.)
1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)
2. Статья 14. РФ-светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве(государственной или обязательной)
3. Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно (Общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией)
4.Статья 18. Права и свободы гражданина являются (непосредственно действующими)
5. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)
6.Статья 19. Мужчина и женщина имеют(равные права)
7.Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)
8. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)
9. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)
10. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).
11. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)
12.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)
13. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)
14. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .15. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).
16. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и … (Государственной Думы)
17. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)
Музыкальная пауза
Каждая из команд должна по цепочке произнести слова гимна по одному слову каждый , чтобы текст не прервался.
1команда - первый куплет
2 команда- припев
3 команда - второй куплет
III этап. ВСТАВЬ НУЖНОЕ СЛОВО конкурс для ДЕПУТАТА каждой группы
(На этом этапе проходят дебаты. Учащимся предлагается на экране статья из Конституции РФ с пропущенными словами. ДЕПУТАТАМ необходимо вставить пропущенные слова.)Статья 67
1. Территория Российской ( Федерации ) включает в себя территории ее (субъектов), внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает (суверенными) правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом (федеральным законом и нормами международного права).
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены (с их взаимного ) согласия
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на (всей ее )территории является (русский язык).
2. Республики вправе устанавливать (свои государственные ) языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются (наряду с государственным языком )Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам (право) на сохранение (родного языка,) создание условий для (его изучения и развития.)
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является( рубль.) Денежная эмиссия осуществляется исключительно ( Центральным ) банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция (Центрального банка Российской Федерации), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в (федеральный бюджет,) и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются (федеральным законом. )4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным (законом), и размещаются на (добровольной) основе.
Рекламная пауза
Конкурс с флагами
Раздать командам по пять маленьких флажков (3 бело-сине-красных, 1 – СССР, Андреевский флаг) каждая команда должна расположить эти флажки в хронологическом порядке и соотнести с портретами правителей
[Ответ:1)Б-С-К, 2)Андреевский флаг, 3)Б-С-К, 4)СССР, 5)Б-С-К]IV Этап. ВОССТАНОВИ ИСТИНУ (Для СУДЬИ из каждой команды)
(Каждый СУДЬЯ получает лист с неправильным текстом статей Конституции. СУДЬИ удаляются «на совещание» –«Выносят правильный приговор» пишут рядом правильный текст в соответствии с Конституцией.)
РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов.
Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Право частной собственности охраняется гражданином.
Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу.
Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
В РФ признается идеологическое единство.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.
Учитель : Пока судьи готовят «свой приговор» участники команд получают задание. На карточках записаны государственные праздники Российской Федерации
День России
День Российского флага
День Конституции
Необходимо определить число и месяц и расположить в определённой последовательности (по месяцам).
V. этап. ВИКТОРИНА
Учитель:
Только если все члены общества будут законопослушными гражданами , можно построить гражданское правовое государство. Поэтому последнее задание команда выполняет сообща. Команда получает листы с вопросами. Напротив каждого вопроса члены команды пишут ответ.
Сколько разделов в Конституции РФ?
На сколько лет избирается Президент РФ?
Во сколько лет можно стать Президентом РФ?
Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
Какую власть осуществляет Правительство РФ?
Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судей?
Сколько лет должно быть гражданину РФ, чтобы стать депутатом Государственной Думы?
Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ?
Кто осуществляет государственную власть в РФ?
Какой закон имеет высшую юридическую силу?
Что подлежит официальному опубликованию?
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
Сколько статей в Конституции РФ?
Подведение итогов.
Составление синквейна.
1. Тема синквейна      « Конституция»
2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему
3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме
5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение
(Конституция справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция – обладает высшей юридической силой.
Конституция – закон, основа демократии.)Учитель: Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги. Слово предоставляется жюри. (Награждение победителей.)
(Гимн РФ)
Литература : 1. Конституция Российской Федерации. – Ростов –на –Дону . ООО ПРИНТ-СЕРВИС 2012г.
2. М.А.Козлова. УМК Классные часы: внеклассная работа . , Изд . ЭКЗАМЕН 2011 г.
3. А.И Кравченко .Обществознание 8-9 класс. М.ООО «Русское слово» 2010 г.
4. А.А.Данилов , Л.Г.Косулина. М.Ю.Брант. История России ХХ- начало ХХI века М.Просвещение.2012 г.
5. А.А.Данилов , Л.Г.Косулина. История России ХIХ века М.Просвещение.2012 г.