Технологическая карта урока Былины. Ильины три поездочки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Былины. Ильины три поездочки».

1
ФИО (полностью)
Лапшова Наталья Александровна

2
Место работы
Московская область, г.о. Балашиха МБОУ «Школа №30»

3
Должность
Воспитатель ГПД

4
Предмет
Литературное чтение


5
Класс
4 класс


6
Тема и номер урока в теме
Былины. Ильины три поездочки. Урок №1


7
Предметная программа и её автор
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Программа для начальной школы.

8
Цель урока:
сформировать понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества, людей, обладающих высокими нравственными качествами, научить читать былинный стих, отражая особенности данного жанра.

9
Тип урока
Изучение нового материала


10
Модель организации УПД младших школьников
АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») –фронтальная работа
1 ПК – 1 ученик – индивидуальная самостоятельная работа

11
Необходимое оборудование
Проекционное оборудование, компьютер с подключением к Интернету, интерактивная доска, ЦОРы, толковый и энциклопедический словари, иллюстративный материал, фотографии, портреты.

12
Структура и ход урока




Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Время
(в мин.)


1
2
3
4
5
6
7

1
Адаптационный
Адаптировать учащихся к деятельности по усвоению понятий: богатырь,
Правила честного поединка,
смелость, мужество,
верность, Отчизне, любовь к своему народу и русской земле,
гражданственность, патриотизм.
Выявить предварительные знания; создать проблемную ситуацию.
Наблюдают (слушают), устно фиксируют результат (пение гусляров)



Рассматривают (возможны вопросы).






Вступают в диалог с учителем, работают (индивидуально со словарями, фиксируют информацию и предъявляют всему классу), рассказывают об известных былинах и богатырях.








Формулируют тему урока и ставят цели.




Практическое наблюдение, мотивированное на учебную деятельность (учитель организует наблюдение).

Наглядный метод: демонстрация иллюстрации с кратким описанием (учитель демонстрирует иллюстрацию).


Демократическая беседа (учитель участвует в беседе) об общем представлении о былинах и их героях-богатырях:
словарная работа (толковый и энциклопедический словари): фольклор – устное народное творчество – пословицы – поговорки – сказки –легенды – предания –былины (старины) сказители, старинщики – богатыри.
Проблемные вопросы:
- существуют ли сегодня современные богатыри, и какой смысл сегодня вкладывают в это слово?
- что включает в себя понятие «нравственный идеал»?
Учитель проводит рефлексию настроения и эмоционального состояния в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом.
А.П. Бородин. Симфония N2 си минор
«Богатырская» (фрагмент)
ЭОР №1
Варган, гусли крыловидные, гудок и смычок.
ЭОР №2
7

2
Основной
Сформировать понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества, людей, обладающих высокими нравственными качествами; научить читать былинный стих, отражая особенности данного жанра.
Разрешить интеллектуальное затруднение

Отвечают на вопросы, задают встречные, высказывают свои точки зрения, рассуждают, приходят к пониманию основных понятий урока:
- «собирательный» образ богатыря;
- формулирование нравственных качеств богатырей;
- раскрытие понятия нравственного идеала на примере образов русских богатырей.
Рассказ ученика:
заочная экскурсия (проводит высокомотивированный на предметную область «искусство» школьник).

Зрительный ряд
(на фоне музыки ЭОР №5)

















Читают, работают в парах, выполняют задания,
подтверждают промежуточные выводы темы урока.
















Устанавливают связь между компонентами целой модели и лексикой.



Физминутка
Дети импровизируют.
Рассматривают иллюстративный материал, фотографии и др.,
высказывают свои точки зрения, приводят примеры из личного опыта, развивают высказывания одноклассников, сравнивают разные точки зрения, находят общие черты, делают выводы по теме урока.





Познавательная беседа по картине В.Васнецова «Богатыри» в форме заочной экскурсии
(проводит беседу, подводит детей к раскрытию образов русских богатырей)








Учитель стимулирует познавательную деятельность учащихся.






















Упражнения обучающее и контролирующее по первой части былины (учитель рекомендует детям выполнять задания учебника, скрыто управляет):
- неторопливый, несколько замедленный темп чтения, ритм былины
- торжественный, плавный, спокойный повествовательный тон
- работа с архаическими формами слов, элементами просторечия
- былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии

Моделирование: интерактивное задание (учитель предлагает выполнить интерактивное задание)

Учитель предлагает провести физминутку.
Учитель организует дискуссию по проблемным вопросам урока (на основе иллюстративного материала: фотографий, портретов, альбомов):
- памятники героям:
памятник героям Отечественной войны 1812 года, ВОВ 1941-1945 гг. и др.);
- национальные герои (Женя Табаков, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Родион Ослябя, Александр Пересвет, Иван Сусанин);
- защитники Отечества.
Помогает в раскрытии понятия нравственного идеала на примере солдат-защитников Отечества, людей, обладающих высокими нравственными качествами (В.Третьяк, В. Дикуль, Леонид Рошаль и др.)
Третьяковская галерея
ЭОР №3
Богатыри
ЭОР №4










М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», для фортепиано. Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве
ЭОР №5
Богатырский скок
ЭОР №6
Лубок Сильный, храбрый Илья Муромец
ЭОР №7
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»
ЭОР№8
Богатырь
ЭОР №9
Палехская роспись «Великий богатырь Илья Муромец)
ЭОР №10





















Задание: одень и вооружи богатыря.
ЭОР №11



25

3
Творческий
Закрепить полученные знания на основе их применения,
повысить уровень формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.






·












Проводят
рефлексию, связанную с исследованием самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений с позиции нравственного идеала:
(личностная):
-физическая (успел – не успел, легко – тяжело),
- сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно скучно),
интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),
- духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других, письменная, без огласки).

Создают коллективный проект «Паспорт нравственных идеалов»

Проводят рефлексию
«10 баллов»
(Оценивают по 10-бальной шкале свою работу на уроке с позиции:
„Я“ 0_________10
„Мы“ 0_________10
„Дело“ 0_________10


















Учитель предлагает
детям объединиться в группы (по желанию) и выполнить
творческие задания:
1 группа:
- составление синквейна со словом «богатырь»;
2 группа:
- работа с пословицами о Родине (подбор пословиц, определение лексического значения пословиц и др.);
3 группа:
- подготовка к выразительному чтению стихотворения И. Никитина «Русь».
Предлагает оценить деятельность.





















Учитель ориентирует детей на создание коллективного проекта.

Ставит обобщающий вопрос, подводящий к самоконтролю и оценке деятельности,
предлагает разноуровневое
домашнее задание:
- 1 уровень: подготовить сообщение по учебной статье
«Кто главный богатырь на Руси? Киевский цикл былин» и обсудить ее содержание с членами семьи;
- 2 уровень: составить творческий рассказ о подвигах русских богатырей или дать
характеристику герою легенд и мифов Древней Греции, равного по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу;
- 3 уровень: написать эссе на тему «Мой нравственный идеал. Каков он?»

13










Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ
к ЭОР

1
А.П. Бородин. Симфония N2 си минор
«Богатырская». Andante
(N 21349).


ЦОР, ИР
Аудиофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Варган, гусли крыловидные, гудок и смычок. (N 118069)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
Третьяковская галерея (N 201601)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
«Богатыри» (№109745)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5
М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки», для фортепиано. Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве (N 21558).
ЦОР, ИР
Аудиофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатырский скок» (N 203784)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7

Лубок «Сильный, храбрый Илья Муромец» (N 203689)

ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

8
Репродукция картины В. М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (N 203819)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

9
Репродукция картины М. А. Врубеля «Богатырь» (N 203794)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

10
Палехская роспись «Великий богатырь Илья Муромец» (N 203541)
ЦОР, ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

11
Задание: одень и вооружи богатыря (N 203526)
ЦОР, ПР
Интерактивное задание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Заголовок 1 Заголовок 215