Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла


Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
Слайд 1 Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу ребенку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру. И этому, как нельзя лучше, способствуют предметы гуманитарного цикла в школе.
Слайд 2 Ни для кого не является секретом, что те радикальные преобразования, которые произошли в жизни нашего общества за последние 25 лет, не были основаны на каких-либо моральных принципах или правилах. В итоге – поменялись ценностные ориентиры, материальные потребности доминируют над духовными. Мы перестали думать о богатстве и щедрости души, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Культ насилия, пропаганда свободной любви, свободы от запретов и требований общественной морали делают свое дело: наносится непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, попираются нравственные ценности того, что делает человека Человеком.
Слайд 3 В каких бы условиях не находились мы, учителя гуманитарного цикла, каждый стремится внести посильный вклад в воспитание духовно-нравственной личности, способной созидать, а не только потреблять, личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своей страны. В особенности этому способствует литература.
Слайд 4 Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение.  Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно  русская литература дает возможность сохранить в  сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Необходимо подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей  и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание прочного духовного стержня в человеке, понимания, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. И главное, это воспитание уважения и любви к ближнему. На основе этого ребята уже сами будут строить впоследствии прочное здание ясного,  разумного понимания духовной и нравственной жизни.
Вдумаемся: как нерусские литераторы воспринимали создания писателей русских
Слайд 5 Стефан Цвейг: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой ребятишек, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один»
Слайд 6 Турецкий переводчик и критик Э.Гюней: «Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».
Слайд 7 Украинский писатель Иван Франко: «…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»
Слайд 8 У русского же писателя, А.И.Солженицына, выражено то еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».
Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы.
Вот почему русская литература задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели осознавали как служение
Человек обречен на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключенный в этом трагизм своего существования еще и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту-то смятенность души высветила русская литература, сделав ее, по сути, главным предметом своего сострадательного исследования. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература европейская. Западный человек может, разумеется, страдать, но от отсутствия, миллиона, титула, коттеджа и т.д. И только в русский литературе возможно появление героя, который страдает, обладая всеми подобными благами в переизбытке.
Слайд 9 - Какие нравственные качества имеет возможность развивать в ученике учитель литературы?
1. Например, в 7 классе мы изучаем поэму М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». В рамках изучения этого произведения мы обязательно проводим урок на тему «Купец Калашников как воплощение русского национального характера»
-Какие качества Степана Парамоновича Калашникова делают его воплощением русского национального характера? (истинно православный, защищающий семейные ценности, любовь и уважение между супругами)
2. А. С. Пушкин « Капитанская дочка».
- Давайте с вами сейчас сами определим, каким важным нравственным качествам можно научить детей на примере героев этого произведения?
Главная героиня, Маша Миронова, отказывается от своего счастья, когда её возлюбленный не получил благословения родителей.
3. Любовь к ближнему, обязанность каждого человека прийти на помощь и оказать поддержку, когда это необходимо – эти основы прививаются учащимся 5 класса при чтении произведения В. Г. Короленко «В дурном обществе»; в 6 классе – при чтении рассказа В. Распутина «Уроки французского»; в 7 классе – при изучении таких рассказов, как «Кусака» Л. Андреева, «Юшка» А. Платонова и др. Христианской нравственностью также пропитаны произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.
Если говорить о духовно-нравственной роли изучения родного и иностранных языков в школе , то следует отметить, что язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания.
Слайд 10 В. А. Сухомлинский писал: «Язык – это духовное богатство народа. Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы».
Используя на уроках русского языка специально подобранные тексты о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках важно побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы.
Беседы по прочитанным текстам помогают формированию у учащихся чувства патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне, например, на уроке в 7 классе, перед написанием изложения анализируя фрагмент рассказа Е.Носова «Живое пламя», ученики не только получают нравственные уроки, но и учатся выражать свои чувства и переживания через творческую работу
В ходе изучения иностранного языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранного языка, особенно в среднем и старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры. Работая по теме «Моя семья» учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Во время изучения тем по страноведению учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, с культурой и литературой этих стран, им предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие.
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история тоже занимает важное место в системе духовного воспитания личности.
Знакомство с историческим наследием и умение учиться у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях и учащиеся, и мы столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».
Нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития, сначала надо воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строиться в основном на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
Учитель должен донести до ученика главную мысль истории с том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации.
Слайд 11 Итак, Основными направлениями нравственного воспитания можно назвать следующее:
1. Уроки должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки через сравнивание свей позиции с изучаемым предметом нравственной деятельности.
2. Уроки должны быть направлены на формирование эмоционально- чувственной стороны у ребенка.
3. На уроках должны присутствовать новизна фактов и ситуации.
4. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины.
5. Уроки должны затрагивать одни и те же нравственные категории в разных эпохах.
В сущности своей нравственное воспитание учащихся должно сводиться к мысли о том, как отражается деятельность каждого человека (ученика) на жизнь его самого, его близких и друзей, а так же на жизнь общества в целом. Что несет в жизнь учащийся ныне и с чем он уйдет из школы? Любая технология должна быть обращена к нравственной оценке самого себя, используя жизнь литературных героев или исторических личностей.
Таким образом, видно, что процесс воспитания - это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.
Слайд 12 Ф. М. Достоевский однажды заметил: "  Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это никогда не ищи, «ибо и без того уж велика тебе награда на с ей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает».».