Презентация обобщения опыта работы на тему:Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы»


Жегулина Олеся АнатольевнаУЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЛИЦЕЙ №2» Г. МИХАЙЛОВСКАМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2017» Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег  Жегулина Олеся Анатольевнаучитель начальных классов МБОУ «Лицей№2» г.Михайловска Шпаковского района23.07.1976 г. – дата рождения 1987 - 1993 г. – обучение в СГПИ (естественно-географический факультет).2003 г. – дипломант районного конкурса «Мой опыт».2007 г. – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 2014 г. - Почетная грамота Союза охраны птиц России . 2015 г.- Благодарность отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края. 2015 г НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯФГОСНОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯНОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯНОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯИ УЧИТЕЛЕЙНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯНОВЫЕ СРЕДСТВАОБУЧЕНИЯ Новизна работы- формирование универсальных учебных действий, в основе которых лежит деятельностный подход;-формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию-умение учиться;-в процессе обучения у школьников, формирую устойчивый интерес к изучению предметов через использование активных форм и методов обучения, внедрении технологии проблемно-диалогического обучения. Педагогическая цель работыРазвитие учебных универсальных действий младших школьников через различные формы, методы, приёмы учебного процесса, повышающие качество образования Задачи работыРаскрыть понятие универсальных учебных действий, используя педагогическую и методическую литературу.Изучить и внедрить специфику применения универсальных учебных действий в начальной школе. Технология работыПроблемы при построении программы формирования универсальных учебных действий:-разный уровень готовности детей к школе;-некоторые ученики не владели русским языком;-на протяжении четырех лет менялся состав классаТехнология формирования универсальных учебных действий на всех этапах урока Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действияЦелеполагание и мотивация Учитель подводит обучающихся 1-2 класса к осознанию целей и задач. Тему и задачи урока в 3-4 классе формулируют сами обучающиесяКоммуникативные (слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания.)Регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачи)Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действияАктуализация знанийПланирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)Регулятивные (учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке) Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действия«Открытие» нового знания детьмиУчащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультируетКоммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, донести свою позицию до других, оформить мысль в устной речи)Регулятивные (принимать учебную задачу)Познавательные (извлекать нужную информацию, наблюдать и делать выводы) Личностные (самостоятельно определять и высказывать своё мнение) Приемы для развития универсальных учебных действий «Чтение с пометками»V я это знал(а)+ новое для меня думал ( а) иначе? непонятно, нужно разобраться «Чистая доска» Приемы для развития универсальных учебных действий«Дерево предсказаний»БасняВариант ответа1Вариант ответа2Вариант ответа3Вариант ответа 4 Показатели (характеристики) планируемых результатовТиповые задачи(задания)Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.Регулятивные целеполаганияпредполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.Регулятивные планирования.Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах;с помощью речи регулирует свои действияРегулятивные осуществления учебных действий.предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…» Обучение в сотрудничестве Правила сотрудничества Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действияКонтроль усвоенияУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультируетРегулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)Обсуждение допущенных ошибок и их коррекцияУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогаетЛичностные (адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)Регулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)Оценка деятельностиУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультируетЛичностные(адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)Коммуникативные (осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь) - «Лови ошибку» - «Повторяем с контролем»- «Свои примеры»- «Пересечение тем»- «Игровая цель»- «Эстафета»- «Логическая цепочка»- «да» и «нет» не говорите- «ромашка»- «незаконченное предложение»Приемы для развития универсальных учебных действий Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действияКонтроль усвоенияУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультируетРегулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)Обсуждение допущенных ошибок и их коррекцияУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогаетЛичностные (адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)Регулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)Оценка деятельностиУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультируетЛичностные(адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)Коммуникативные (осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь) Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действияИнструктаж д/зУчащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейРегулятивные (принимать учебную задачу) Примерная структура урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды деятельности Формируемые универсальные учебные действияПодведение итогов занятия. РефлексияПроводится рефлексияКоммуникативные (строить монологическое высказывание)Регулятивные (совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке) 1 класс: учимся оценивать свой ответ 1 класс: учимся оценивать свое состояние Мониторинг УУД Инструментальная готовностьЛичностная готовность1234567891011121314151617Камилла10111111111100112112Александр21211001121121218224Кирилл22112111110111117202Екатерина С22111111211121220224Анастасия10111111111100112112Татьяна10121111212121118112Иван0102001101110008202Валерий12121112211211221224Алиса11221111210000219213Екатерина К21121111121112119022Виктория22222211211121022202Владислав1010110001010016011Валерия22222101211120221224Виктория22221222222221225202Екатерина Б22200222121221223101Артем1011110001110019101АВысокий уровень % 31 %19%БСредний уровень % 44 %44%ВНизкий уровень % 25%37%«Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий» Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования Результативность опытаДинамика уровня сформированности личностных УУД обучающихся 2012-2016 уч.г. Результативность опыта Динамика уровня сформированности регулятивных УУДобучающихся 2012-2016 уч.г. Результативность опыта Динамика уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся 2012-2016 уч. г. Результативность опыта Динамика уровня сформированности познавательных УУД обучающихся 2012-2016уч.г. Мониторинг качества знаний обучающихся за 2012-2016 уч.г. Динамика учебных достижений класса по предметам Итоги комплексных работ Индивидуальные образовательныедостижения