Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного, естественно-научного и эстетического цикла в начальной школе


«Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного,
естественно-научного и эстетического цикла в начальной школе»
Школа – целостный социальный организм, имеющий свою собственную логику функционирования и развития, духовно-нравственное воспитание в котором занимает особое место.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Для того чтобы правильно сформировалось Ваше представление о нашей школе, следует отметить:
Наша школа – школа - новостройка. Современное образовательное учреждение, где для каждого педагога оборудовано рабочее место.
Наше расположение - густонаселённый жилой район, застроенный многоэтажными домами, что накладывает свой отпечаток на специфику функционирования школы.
Условия работы - большая численность обучающихся в классах и большое количество классов в параллелях.
В нашем арсенале два учебно-методических комплекса, по которым мы работаем –УМК «Школа России» и УМК «Перспектива».
Наши ученики – дети военнослужащих, или военных пенсионеров, уволенных в запас, съехавшихся со всех уголков нашей необъятной страны.
Наш опыт работы – два года.
Наш коллектив – заботливые, чуткие и внимательные педагоги.
С первых дней функционирования школы мы понимали, над чем нам предстоит работать, приоритетной задачей для нас стало сплочение ученического коллектива при формировании единого образовательного пространства. Мы понимали, что между урочной и внеурочной деятельностью нам необходимо стереть грань.
340995040957544386504095751304925409575Среди базовых ценностей духовно-нравственного воспитания, лежащих в основе уклада нашей школьной жизни, следует выделить
Гражданско-патриотическое воспитание Культурно-историческое становление Региональную идентичность
Это три ориентира, на которые мы опираемся и выстраиваем свою работу через тесную связь между урочной и внеурочной деятельностью.
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя (воспитателя). В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса.
У учителей начальных классов были и есть огромные преимущества перед преподавателями среднего и старшего звена.  
Во-первых, это ежедневное тесное взаимодействие с обучающимися.
Во-вторых, глубокая межпредметная связь. Поскольку современные науки тесно связаны между собой, постольку и школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга.
В-третьих, начальная школа работает в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который предусматривает интеллектуальное и творческое развитие учащихся через исследовательскую и проектную деятельность и духовно-нравственное воспитание.
Литературные уроки при сетевом взаимодействии с Домом культуры.
Библиотечные часы при взаимодействии с центральной библиотекой.
Интегрированные уроки с взаимопроникновением содержания различных дисциплин для направленного формирования у обучающихся духовных и нравственных ценностей.
Экскурсии, организованные родителями с выездом по историческим и памятным местам.
Викторины.
Диспуты.
Это далеко не полный перечень разнообразных форм нестандартных уроков, которые мы используем в своей работе.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и в связи с этим часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Нам на помощь пришло современное рабочее место учителя. Информационные технологии помогают решению возникающих проблем в организации деятельности педагога. Это виртуальные экскурсии, фрагменты видеоуроков, иллюстрации к содержанию учебных предметов, использование электронных приложений в классе.
Несмотря на то что воспитание духовности, нравственности заложено в любом школьном предмете, самыми благодатными остаются предметы гуманитарного и эстетического цикла, хотя огромная роль отведена познанию окружающего мира с включением школьников в учебную деятельность.
В нашем арсенале два учебно-методических комплекса, по которым мы работаем – это УМК «Школа России» и УМК «Перспектива». Процесс интеграции рассматривается как взаимопроникновение содержания различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся духовных и нравственных ценностей.
Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. (УМК «Школа России») Содержание предмета строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов. Это позволяет объединить предметное обучение чтению с духовно-нравственным воспитанием младших школьников.
Литературное чтение Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. (УМК «Перспектива») В основе концептуальной идеи лежат духовно-нравственное воспитание младших школьников, развитие творческих способностей.
Окружающий мир А.А. Плешаков. (УМК «Школа России») Весь процесс обучения направлен на включение школьников в учебную деятельность, он обеспечивает возможность дифференцированного, проблемно-поискового, проектного методов обучения.
Окружающий мир А.А. Плешаков. (УМК «Перспектива») Наряду с сезонными изменениями в природе рассматривается труд и праздники людей в разное время года, вопросы охраны здоровья, тесно связанные с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также проблемы охраны природы.
Музыка Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Предмет знакомит с народной и духовной музыкой, с сочинениями композиторов-классиков и современных композиторов. Предмет помогает развитию личности ребёнка, его способность видеть, слышать, чувствовать.
Изобразительное искусство. 1-4 классы под ред. Б.Н. Неменского. (УМК «Школа России») «Шаг за шагом», от темы 2 класса «Искусство и ты» через тему 3 года обучения «Искусство вокруг нас» к теме 4 класса «Каждый народ - художник» ребёнок постигает духовное содержание искусства, его образный язык и возможности различных художественных материалов.
Изобразительное искусство. 1-4 классы Т.Я. Шпикалова (УМК «Перспектива») Знакомит с творчеством выдающихся деятелей национальной культуры России, Западной Европы и стран Востока. Его содержание направлено на развитие у учащихся способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира.
Большое внимание в образовательном процессе при реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования уделено проектной деятельности, которая развивает у детей навыки сотрудничества. Получая знания на уроках, учащиеся используют эти знания во внеурочной деятельности
Окружающий мир. Чему меня научили уроки экологической этики V Всероссийский конкурс
«Ищем таланты»
Презентация: Водоёмы Санкт-Петербурга «Чёрная речка», диплом 1степени
Окружающий мир. Всемирное наследие в России
V Всероссийский конкурс
«Ищем таланты»
Презентация: «Финский залив – жемчужина Балтики», диплом 1степени
В рамках проекта Юнеско «Сохраним всемирное культурное и природное наследие». Книга памяти
Литературное чтение. Сочиняем вместе волшебную сказку. VI Всероссийский конкурс
«Ищем таланты»
В литературном творчестве: «Волшебные краски», диплом 1степени
Окружающий мир. Наш город в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов. IV Всероссийский конкурс «Гордость России» Эссе «История моей семьи в истории страны», диплом 2 степени
Весной 2016 года учащиеся 2-4 классов приняли участие в 1 школьной научно-практической конференции-конкурсе исследовательских работ МО Шушары «Многогранная наука». Мы получили превосходные результаты: 3 учащихся из 17 стали победителями и 3 – призёрами.Для осмысления плодотворности своей работы, в конце каждого учебного года мы проводили небольшую диагностику по изучению уровня воспитанности младших школьников.
За ключевые компетенции мы взяли следующие показатели: трудолюбие, патриотизм, любознательность, доброта, самодисциплина. По каждому критерию ребёнок получал 3 оценки (самооценка, оценка товарищей, оценка родителей)
Самый высокий показатель - 3 балла. Если сравнить два года, то можно увидеть небольшой рост в цифрах. Но нам бы очень хотелось увидеть этот рост в жизни.
компетенции 2015г
май 2016г
май
Трудолюбие 2,22 2,4
Патриотизм 2,28 2,3
Любознательность 2,35 2,4
Доброта 2,27 2,47
Самодисциплина 2,17 2, 27

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. В этом направлении мы работаем над созданием детской общественной организации «Росток».