Урок — ролевая игра пресс — конференция Российские символы

Урок «Российская символика».

Эпиграф к уроку:
«Герб и флаг страны отражают историю народа,
мечту Создателя и достоинство своих граждан»
М.Монтень
«клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы
переменить отечество, или иметь другую историю, кроме
истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал»
А.С.Пушкин

Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и её истории патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- изучение происхождения герба, гимна, флага, анализ значения государственной символики;
- формирование устойчивого интереса к истории России;
- развитие умений формулировать вопросы и вести диалог, использовать при объяснении иллюстративные материалы, работать со справочной литературой, выбирать главное.
Форма проведения: ролевая игра - «Пресс – конференция».
Оборудование: плакат «Государственные символы России»;
звукозаписи: Государственный гимн РФ (музыка А.Александрова, слова С.Михалкова), «Всем святым, в земле российской просиявшим..» (музыка Г.Пономарева, слова Н.Жданова – Луценко), «Боже, царя храни!» (музыка А.Львова, слова В.Жуковского), «Интернационал» (музыка П.Дегейтера, слова Э.Потье), «Патриотическая песня» (музыка М.Глинки);
иллюстрации к сообщениям «История герба», «История флага»;
репродукции иконы «Георгий Победоносец».

Правила проведения урока (для учителя): соблюдать момент импровизации, подготовительную работу вести с каждой группой отдельно, создать эмоциональный настрой в классе, группе, исходить из того, что учитель в ходе этой игры исполняет роль консультанта, уделить особое внимание подготовительному этапу.
Этапы подготовки пресс – конференции:
Определение темы пресс – конференции и распределение ролей. Учащимся дают задания (на выбор):
- изучить справочную, научно – популярную литературу по теме;
- выделить и определить необходимые понятия;
- подобрать наглядный и иллюстративный материал;
- оформить плакаты, представляющие различные периодические издания, написать высказывания, которые послужат эпиграфом всего сценария;
- сформулировать вопросы, уточняющие и раскрывающие основные проблемы данной темы.
2. Подготовка ведущего пресс – конференции: помочь подобрать необходимую литературу, подготовить вступительное слово и заключение, а также составить «уточняющие» вопросы для «прессы» и аудитории.
3. Классификация поступивших вопросов по проблемам, уточнение формулировок, подготовка музыкального оформления.
4. Проведение консультаций для различных групп участников.
Участники игры:
Группа «Знатоки»: историк, редактор историко – публицистического журнала, социолог, сотрудник научного института, искусствовед, сотрудник музея изобразительных искусств, работник исторического архива.
Группа «Пресса»: собственный корреспондент общественно – политической газеты, заместитель редактора историко – филологического журнала, корреспондент спортивной газеты, корреспондент и переводчик ведущей американской газеты, редактор издания для учителей – историков.
Группа «Аудитория». Ведущий предлагает принять участие в конкурсе на лучший вопрос.


Ход занятия.
Музыкальное вступление: «Всем святым, в земле Российской просиявшим» в исполнении Ж.Бичевской. После небольшого вступления учителя слово передается ведущему.

Ведущий. Разрешите открыть пресс – конференцию, тема которой «Российская государственная символика». Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета.
В каждой стране триединство символов: герб, гимн, флаг. Это триединство начинало складываться в ХIХ в. Тогда же символы государственного суверенитета были закреплены законодательно. Однако это совсем не означает, что гербов или флагов государств не существовало ранее. В России каждый из трех символов появился в определенный исторический период, хронологически далеко отстоящий от другого. Позвольте напомнить вам текст статьи 70 Конституции РФ.
На вопросы отвечают представители группы «Знатоки». От аудитории мы также ждем вопросов и объявляем конкурс на лучший зрительский вопрос. Начинаем пресс – конференцию.
Примерные вопросы:
Какие версии происхождения российского герба вам известны?
Что вы знаете о происхождении двуглавого орла? Как появилась печать Ивана Ш?
Кто такой всадник –драконоборец? Можно ли считать, что это и есть Святой Георгий? Какие мнения ученых вам известны?
Появление герба, государственных символов нередко связывают с именем Петра I. Подтверждается ли эта точка зрения, известны ли вам документы, в которых впервые зарегистрирован двуглавый орел как герб России? Как изменилась государственная печать при Петре I?
Где впервые в мире были обнаружены изображения двуглавого орла? Когда?
Как вы считаете, должен ли меняться герб? Почему он меняется?
Как изменялся герб России после свержения самодержавия?
Почему после распада СССР никто из независимых государств не использовал символику Советского Союза?
В какие моменты поднимается государственный флаг?
Как называются науки о гербах, флагах?
Когда в русской истории появились знамена? Как они назывались?
Что вам известно о знаменах Петра I?
Когда впервые в России появился трехцветный флаг?
Как выглядел Андреевский флаг? Какую роль в истории он сыграл? Почему он так называется?
Известно, что в России в качестве государственного флага употреблялось черно – желто – белое полотнище. Что это за флаг? Какую роль он играл?
Как изменился флаг в период революции 1917 г.? Остался ли красный флаг в числе государственных символов России?
Каково значение слова «гимн»?
Гимн какой страны является одним из самых старых национальных гимнов?
Что вам известно о композиторе Алексее Львове, авторе гимна 1833 г. «Боже, царя храни!»?
Известна ли вам работа поэта В.Брюсова о гимне? О каких принципах построения гимна в ней говорится?
Какую роль в современном российском обществе играют государственные символы?

Отвечая на вопросы, «знатоки» используют наглядный материал, прослушивают запись исторических российских гимнов, знакомятся с результатами проведения социологических исследований.
После пресс – конференции ведущий предлагает знатокам определить лучший вопрос «зрительской аудитории». В заключительном слове учитель подводит итоги занятия.

15