Развитие творческих способностей детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник аппликаций. Статья.

Кирсанова Анжела Ивановна, воспитатель
Слизова Светлана Владимировна, воспитатель
Фомина Валентина Юрьевна, воспитатель
ГБУ РХ « Республиканский дом- интернат для детей « Теремок»
г. Абакан, Республика Хакасия.
Развитие творческих способностей детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник аппликаций.

Дети со сложной структурой дефекта имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Мотивация у детей к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
У детей со сложной структурой дефекта недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, способность к умственным операциями, активность мышления снижена, наблюдается отставание в формировании восприятия. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Они не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, не знают, с чего начать. У этих детей слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. С. Л. Рубинштейн считает, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» [4].
Изобразительная деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Данная деятельность включает себя такие виды занятий - лепка, рисование, аппликация.
Наиболее простым и доступным способом создания художественных работ является такой вид художественной деятельности как аппликация.
Этот вид художественной деятельности позволяет у детей со сложной структурой дефекта развивать чувство формы, цветоощущение, мелкую моторику, активизирует наблюдательность, внимание, способствует расширению представлений об окружающем мире, запаса знаний и развивают художественное восприятие, творческие способности. Занимаясь аппликацией, воспитанники приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития.
Аппликация предметная, состоящей из отдельных изображений (человек лист, дерево, ветка, гриб, птица, цветок, и т.д). Воспитанники овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает в соответствии с темой или сюжетом наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи ( «Аквариум», «Осенний лес»).
Декоративная - это вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) используя яркие цветовые сопоставления. Ребенок учится, декоративно преобразовать предметы, стилизовать и наделять образцы новыми качествами. [1 ].
У детей со сложной структурой дефекта работа с нетрадиционными материалами вызывает большой интерес, что является основой для проявления творчества, заключает в себе большие возможности для творческого развития ребенка.
Организация работы ведется по следующим направлениям:
Аппликация из природного материала. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту удивляться и радоваться каждому новому открытию, а сам природный материал является отличным победителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Самодельные игрушки- не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, отзывчивым материалом, но и невидимый для глаз – развитие нестандартного мышления и воображения. [3 ]. В процессе изготовления поделок из природного материала у детей развивается мелкая моторика рук, трудолюбие, восприятие и наблюдательность, интеллектуальная и творческая активность, но и формируется основа его личности, правильное отношение к природе и окружающему миру.
Аппликация из различных материалов. Аппликация в различной художественной техники расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, фантазию, эстетический вкус. А также работа с различными материалами развивает ориентировано - исследовательская деятельность, творческие и познавательные способности, самостоятельность, трудолюбие.
Квиллинг. Это техника основана на бумагокручении - умение скручивать полоски из бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять и форму и составлять из полученных деталей композиции. Работа с бумагой требует аккуратности сообразительности, внимательности, учит анализировать, сравнивать, наблюдать, а также находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается глазомер, усидчивость, моторика, целеустремленности.
Торцевания - один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. С помощью данной техники можно создавать объемные картины, мозаики, панно, открытки. Это направление развивает у ребенка внимание, аккуратность, мелкую моторику, способствует эмоционально-эстетическому развитию.
Аппликация с элементами конструирования. Конструирование из бумаги создает условия для развития произвольного внимания, моторики, мышления, речи, способствует развитии творческого мышления и формирует знания о назначении строении конструкции, ее роли в жизни человека.
Экспериментирование с различными материалами не утомляет ребенка, а наоборот у него сохраняется работоспособность и активность на протяжении всего занятия. Разнообразие материалов увлекает детей. Дети, создавая аппликации своими руками и видя результат, испытывают положительные эмоции. Им приятно дарить свои работы и украшать группу. Используя в своей работы нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес у ребенка к данной деятельности.
Таким образом, одно из важнейших условий успешного развития детского художественного творчества - это разнообразие и вариативность работы с детьми в художественной деятельности. Использование нетрадиционных техник аппликации помогает детям лучше познать окружающий мир, выразить свои переживания, эмоции. Многообразие материалов аппликации способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы ребенка в целом.

Литература:
1.Комарова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детского сада /Т.Г.Комарова. - Москва: Просвещение,1985-258с.
2.Комарова Т.С.Дети в мире творчеств: книга для педагогов дошкольных учреждений/Т.С.Комарова. – Москва: Мнемозина,1985-248с.
3.Лыкова И.А.Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки скульптуры из природного материалы/И.А.Лыкова-Москва:карапуз,2008-20с.
. 4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.