Конспект урока по окружающему миру на тему: Жизнь древних славян.

Урок 41
Жизнь древних славян
Цель: ознакомление учащихся с жизнью древних славян
Задачи:
учить учащихся находить нужную информацию;
развивать устную речь;
воспитывать интерес к истории.
Оборудование: физическая карта.
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
И хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Тема урока «Жизнь древних славян».
Работа по теме
1.Слово учителя.
- Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесывать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы
Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки прорублены в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место сто и две деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно было укрыться от непогоды и дикого зверья, и согреться у печи и сварить еду.
В каждом поселке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.
2. Работа по карте.
- Рассмотрите карту на с. 35. что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)
- Найдите эти моря и реки на физической карте Евразии. (Дети работают у карты.)
- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)
3.Работа по учебнику.
С. 34-38
- Прочитайте текст на с. 34-38. Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - все это живое, одушевленное. И всеми повелевают боги.)
- О каком боге Древних славян вы узнали, прочитав этот текст? (Перун – бог грома и молнии.)
- Что еще было связанно с почитанием природы?(Были связанны праздники. Один из праздников - праздник многие славянские Ивана Купалы.)
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок
Хомка серенький бочек.
Хомка с солнышком встает
Моет лапки, чистит рот.
И все сделал по порядку
Он идет на физзарядку.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь, лень отбросим.
Работа по теме
1. Работа в рабочих тетрадях.
С. 13, № 1 .
- Прочитайте.
- Рассмотрите карту. Используя карту учебника на с. 35 раскрасьте контурную карту в рабочей тетради. Выделите различным цветом территории восточных, западных и южных славян.
- Вдоль каких рек шло расселение славян? (Дунай, Днепр, Волга, Дон, Двина.)
- Подпишите названия рек и морей.
Взаимопроверка по учебнику.
C.14,№2
- Прочитайте утверждения.
- Найдите одно неверное утверждение (6)
- Отметьте это утверждение знаком «-».
С. 14, № 4
- Прочитайте.
- Рассмотрите рисунки. Найдите рисунки предметов быта восточных славян. Обведите их.
Проверка.
-Сравните свой выбор с рисунками учебника (с. 36)
C.14, №3
- Прочитайте.
- Назовите фантастические существа и почитаемых животных у древних славян. (Медведь, бог грома и молнии Перун, водяной, леший, домовой, русалки.)
- Подчеркните их одной чертой.
- Назовите фантастических существ и почитаемых животных у древних египтян. (Жук-скарабей, бог солнца Ра, кобра, скорпион.)
- Подчеркните их двумя чертами.
Закрепление изученного (Презентация)
- В какой части Европы было поселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.)
- Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? (От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.)
- Как жили славяне? (Жили славяне племенами.)
- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. И налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)
- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами.)
- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, косуль.)
- Кто такие бортники?' (Они собирали мед диких пчел.)
- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, развод огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.) - Почему славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес.)
- Как Древние славяне выбирали место для жилья? (Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)
- Опишите дом древних славян. (Жилища до половины уходили землю. В доме было: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стекол не было. От холода окна прикрывали досками, соломой, ветками.)
- Какая посуда была? (Посудой служили глиняные горшки сковородки.)
- Из чего шили одежду Древние славяне? (Одежду шили изо льна и шерсти.)
- Назовите главного из богов славян. (Перун – бог грома и молнии.)
- В кого еще они верили? (Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живет водяной и русалки.)
- Какие праздники Древних славян вы запомнили? (Праздник Ивана на Купалы, в честь Солнца.) - Почему верования славян были так тесно связанно с природой? (Их жизнь сильно зависела от природы: урожай, охота, и т.д.)
Подведение итогов урока
- С чем были тесно связаны жизнь, славян? Почему?

Домашнее задание: с. 34- 39










Дополнительный материал
Современные названия месяцев - январь, февраль и т.д. пришли к нам от древних римлян. Древние славяне называли месяцы года по-своему, и названия месяцев славянского календаря связанны с занятиями наших далеких предков.
Тяжелым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу - ведь там, где жили славяне, готовых полей не было. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» - рубить.). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали.
Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой. 'Такое земледелие называли «огневым» или «подсечным». Чаще всего сеяли просо, но были известны и другие злаки - пшеница, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа.
Месяцы жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы - «вресень» (от слова «врещи» - молотить).
Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел.
Каждая семья изготавливала для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.
Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль - ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, поэтому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.
Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных коньках бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, рки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьет дубинкой - гремит гром, стрелами - молниями рассекает тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун - он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот
« Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.
Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу - Солнцу - посвящали несколько праздников. Первый - в декабре, когда день перестает убывать. Следующий Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины - символ Солнца.
Самый большой праздник - Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун - ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен - они молили о милости грозное божество.









Используемые источники:
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 400 с. (В помощь школьному учителю)

Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 207 с. (Школа России)












Жизнь древних славян Окружающий мир, 4 класс


13PAGE 15


13PAGE 14515




15