МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 5-м классе по теме: «Древняя Греция»


Тиунова Елена Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№34
пгт. Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ИСТОРИИПлан-конспект урока истории в 5-м классе по теме:
«Древняя Греция»
Цель урока:
Познакомить учащихся с основными событиями   истории Древней Греции;
Развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять исторические факты; логически мыслить, высказывать свою точку зрения.
Развивать у школьников интерес к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать личность учащихся.
Тип урока: Повторительно – обобщающий
Оборудование:
карта: “Древняя Греция”;
презентация
мультимедийное оборудование
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с основными событиями   истории Древней Греции;
- развивающие: расширение кругозора; развитие творческих способностей учащихся, интереса к изучению истории с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом; развитие коммуникативных умений.
-воспитательные: Приобщение к культурному наследию мировой истории.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: поисково-исследовательская работа
Термины и понятия:
Демос, Демократия, Реформы, Граждане, Ирригация, Метрополия, Полис, Демократия, Миф, Философия, Иерархия, Деспотия, Олигархия, Система ценностей.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
Организационный момент. Вступление (1-1,5 мин).
Мотивация к изучению новой темы (3 мин).
Подготовка учащихся к теме урока. (2 мин).
Поисково – исследовательский этап (10 мин).
Физкультминутка с элементами гимнастики (1-2 мин).
Закрепление нового материала. (14 мин).
Итоги урока выставление оценок (2 мин).
Рефлексия (1 мин).
Информация о домашнем задании (0,5 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступление.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Мотивация к изучению новой темы.
Ребята мы начинаем изучать древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на развитие культуры всех народов мира, ее жители оставили свое наследие в истории и развитии цивилизаций. Греция никогда не была единым государством. Тем не менее греков объединяла языковая общность, которая имела несколько диалектов. Но несмотря на это имели место быть: поклонение общим богам и сходство образа жизни во всех уголках Древней страны.
Тема нашего сегодняшнего урока «знакомство с жизнью Древней Греции».
Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? (мнения ребят).
3. Подготовка учащихся к теме урока (2 мин).
Идёт показ слайдов:
Тема: «Древнейшая Греция» (1 слайд)

Девиз: «Греция – виденье моих снов
Родина мифических героев.
Скалы здесь – обители Богов.
В памяти живут герои Трои» (2слайд)

4. Поисково-исследовательский этап
Учитель: Знакомы ли вам эти термины? Как часто вы их слышите? Как вы можете объяснить значение терминов:
Демос, Демократия, Реформы, Граждане, Метрополия, Полис, Демократия, Миф, Философия, Иерархия, Деспотия, Олигархия, Система ценностей.?Запись в тетрадях:
Демос - народ;
Демократия - власть народа;
Реформы - преобразования;
Граждане - свободные афиняне.
Метрополия - государство по отношению к своим колониям, которое оно эксплуатирует
Полис -  античная городская гражданская община с массой неполноправных  c преобладанием рабов.
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Иерархия - порядок подчинённости низших слоев общества -  высшим.
Деспотия - Государство, управляемое  правителем - деспотом.
Олигархия -  государство, основанное на господстве знати.
Работа с картой. Найдите и покажите на карте территорию Древней Греции.(3 слайд)
(дети находят территорию Греции, учитель помогает учащимся ориентироваться по карте, даёт комментарии).
Комментарий учителя: Берега полуострова Греции покрыты горами; множество крупных и мелких островов, прекрасно расположены бухты. В море разнообразие рыбы и моллюсков. Практически круглый год стоит жаркая погода.
- Как вы уже успели заметить, природа Древней Греции очень разнообразна и необычна. Древние греки не всегда могли объяснить явления природы, поэтому все необъяснимое считали волей богов их в виде богов.
(4 слайд)

Игра:
Класс делится на 3 команды(по количеству рядов в кабинете), каждая команда получает вопросы(раздаточный материал) и используя свои знания, учебник и сеть Интернет быстро отвечает на вопросы, чья команда будет первой – дети получают оценку «5»
-110076108790Вопросы: раздаточный материал
1. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы (Олимп)
2. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон - (на море), Аид – в «Царстве мертвых».
3. Греки возводили в честь богов храмы и приносили им (жертвы)
4. ( Афродита)- богиня красоты и любви.
5. ( Цербер)- чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом, охраняющий вход в царство Аида.
6. ( Дионис) - бог – покровитель виноградарей и виноделов.
7..(Персефона )- прекрасная красавица, дочь Деметры, попавшая в царство Аида.
8. Низшие божества - ( сатиры) и ( нимфы)населяли леса, реки и горы.
9. ( Гермес) - вестник богов.
10. ( Гера) - старшая из богинь, супруга главного бога.
Слайд 5

Слайд 6.

А знаете ли вы, кто впервые установил демократию в мире? Кто установил демократию в Афинах?
Слайд 7.

Кроме политики в Древней Греции была развита и культура.
Слайд 8

Слайд 9.

5. Физкультминутка
Приглашается желающий из учащихся и проводит разминку.
6. Закрепление изученного материала
На каком полуострове расположена Греция? (Балканском)
Самая высокая гора в Греции? (Олимп)
Кто по преданию живет на Олимпе? (греческие боги).
У какого бога были крылья на сандалиях, головном уборе и жезле в руке?
(у Гермеса, бога торговли, красноречия, жуликов и воров)
7.Учитель подводит итоги и выставляет оценки.
8. Рефлексия.
Эмоционально выделяют то, что запомнили без затруднений
На уроке я узнал…
Меня заинтересовало…
Мне было трудно понять…
9. Домашнее задание:
Учитель задает домашнее задание: проработать параграф учебника, подготовить краткое сообщение « Древняя Греция»