Конспект урока по окружающему миру, направленного на формирование информационной культуры младших школьников


Конспект урока
УМК «Перспектива»
Предмет: окружающий мир
Учитель Выходцева Елена Михайловна
Класс 4
Тема: «Пустыни»
Цели: расширять знания учащихся о природных зонах России на основе знакомства с зоной пустынь, обучать детей сбору и обработке информации;
развивать логическое мышление и речь учащихся, навыки работы с разными источниками информации;
содействовать воспитанию экологической культуры, интереса к учебному предмету и любви окружающему миру.
Оборудование:
для учителя - компьютер, проектор, презентация к уроку по теме, карта природных зон России,
для учащихся - учебники, рабочие тетради,
источники дополнительной информации: обучающие диски серии «Кирилл и Мефодий. Знания обо всем», интернет, энциклопедии «Мир растений», «Мир животных», справочники, словари, фотографии.Ход урока:
Организационный момент
Учитель:
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок?
Вы проверьте,
Все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
- Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний.
Актуализация знаний
- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация? Где мы можем ее найти?
Выслушиваются ответы детей
- С какой целью мы читаем информацию?
Дети: Чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.
Учитель: Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.
План работы на сегодня оформлен в виде схемы. Давайте познакомимся с ним.

На экране схема
- Предлагаю вам составить рассказ о данной природной зоне.
Дети: Не можем.
Учитель: Что вызывает у вас затруднение при составлении рассказа?
Дети: Мы не знаем, о какой зоне идет речь.
Учитель: Чтобы определить ее ответьте на вопросы и заполните кроссворд:
1 2 3 4 5 6 7 Синоним к словам поход, поездка. Оно позволяет раскрыть многообразие окружающего мира. (путешествие)
Как называется зона, в которой растительным покровом являются кустарники, мхи, лишайники. (тундра)
О какой зоне идет речь:
«На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!» (степь)
Как мы называем хвойный лес? (тайга)
Дополните: природные … (зоны)
Как называется лес, где растут хвойные и лиственные растения? (смешанный)
Царство вечной мерзлоты (Арктика)
Целеполагание
Учитель: Ребята, прочитайте слово в выделенных клетках.
-Так какова будет тема урока? (Пустыни)
-Попробуйте сформулировать цель урока, определите, чем мы будем заниматься на уроке.
Дети: будем учиться находить информацию о пустынях в самых разных источниках, создавать опорные схемы и использовать их в работе.
Постановка проблемы
Учитель: Я предлагаю вам план для дальнейшей работы с информацией.
На доске:
Найди информацию.
Пойми (осознай) ее.
Измени.
Сохрани.
«Дневник исследователя»
Знаю Новая информация
Заполните левую колонку «Дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы.
Работа над изучением нового материала. Решение проблемы.
Учитель: Ребята, составьте самостоятельно кластер-помощник изучения темы в рабочих тетрадях по аналогии с прошлым уроком. Один ученик выполняет у доски:
219011560960климат
климат

227965130810Географическое положение природной зоны
Географическое положение природной зоны

4218940143510Растительный мир
Растительный мир

259969072390пустыни
пустыни

313690128905Животный мир
Животный мир
4218940128905Экологические проблемы
Экологические проблемы

2285365167005Деятельность людей
Деятельность людей

Работа с картой природных зон. Запись полученной информации в «Дневник исследователя».
Учитель: Ребята, вам предстоит самостоятельно поработать с разными источниками информации– интернетом, энциклопедиями, справочниками, учебными текстами, обучающими дисками серии «Кирилл и Мефодий. Знания обо всем» словарями, фотографиями и пр., найти необходимые сведения и представить их одноклассникам. Чтобы в классе был порядок, с каждым источником вы будете работать по очереди. Для этого у вас есть маршрутные листки, где цветом отмечен старт.
Маршрутный лист «Метеорологи»
342265157480компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии
00компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии

153289013843000
Маршрутный лист «Биологи»
64960550165компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии
00компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии

168529015113000
Маршрутный лист «Зоологи»
761365130175компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии
00компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии

184721521209000
Маршрутный лист «Экологи»
64389061595компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии
00компьютер, DVD, CD
фотоиллюстрации
учебник
словари
энциклопедии

171386515303500
- Работать будете по группам:
метеорологи – ищут информацию о климатических условиях в данной природной зоне, дать толкование понятию суховей, песчаная буря;
биологи – находят и делятся информацией о растительном мире пустынь, обратить внимание на растения, занесенные в Красную книгу, дать толкование понятиям джузгун, колосняк;
зоологи – подбирают информацию и животном мире пустынь, обратить внимание на животных, занесенных в Красную книгу, дать толкование понятиям каракурт, жук-скарабей;
экологи – предоставляют найденную информацию о деятельности людей и связанных с ней экологических проблемах. Обратить внимание на типы пустынь (глинистые, песчаные, каменистые, солончаковые).
- Ребята, по предложенному в начале урока плану расскажите, какую информацию вы извлекли и оформили в виде схемы о пустынях. Запишите сжато данную информацию в таблицу.
Дети выполняют задание. От каждой группы с отчетом выступает 1 человек. На работу отводится не менее 15 минут.
Физминутка.
Закрепление.
Игра «Узнай меня» по типу «Данетки».
Представители групп загадывают объект своей группы, учащиеся перечисляя возможные характеристики предмета, с помощью вопросов должны его отгадать. Дети задают только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». По ответам определяется объект.
Самостоятельная работа. Текст на слайде
Учащимся предлагается тест из шести вопросов на закрепление новых понятий.
Я – самая жаркая природная зона.
степь
пустыня
тундра
Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но с большими ушами.
заяц-песчаник
тушканчик
лисица-корсак
Я – священный жук Древнего Египта.
каракурт
скорпион
жук-скарабей
Я – травянистое растение, моя задача удерживать пески.
верблюжья колючка
ковыль
колосняк
Я – глиняный участок пустыни, называюсь…
дюна
такыр
бархан
Я – песчаный холм и зовут меня…
бархан
солончак
джузгун
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Ребята, вот мы и закончили работу над изучением зоны пустынь. Чему вы учились на уроке?
Дети: учились извлекать информацию и создавать опорные схемы для использования в работе по теме «Пустыни»
Учитель: Что было важно для вас? Как вы считаете, пригодится ли это вам в жизни? Для чего? Как вы считаете, что нам удалось реализовать на уроке? Что вызвало затруднение?
- Какие задачи мы поставим на следующий урок?
Дети: Продолжим работать с различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, обучающими дисками; будем учиться отделять главное от второстепенного, структурировать материал в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Укажите самых активных участников вашей группы, которые заслуживают отметку «5».
Домашнее задание: подготовить сообщение о пустынях, используя записи из «Дневника исследователя», текст учебника, подобрать и вклеить иллюстрации в рабочую тетрадь.