Статья ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бочарова О.И.

Каждое новое поколение учителей, соотнося опыт, накопленный педагогической наукой с новыми условиями жизни общества, пытается найти технологию воспитания такого ученика, который и хотел, и умел бы учиться.
Навыки устного и письменного счета, каллиграфического и грамотного письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих лет, сейчас все в меньшей мере признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме.
Таким образом, перед учителями встает новая педагогическая проблема-формирование информационной культуры младших школьников средствами разных учебных дисциплин.
«Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире (новые технологии и новые модели действий), подразумевают «новую грамотность»,- говорится в материалах ЮНЕСКО.
Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании. Традиционные умения и навыки приобретают дополнительные грани. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо - как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая все типы носителей информации. Арифметический счет связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях. «Новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим выполнением инструкций, а основной акцент переносит на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.
ЮНЕСКО определяет понятие «новая грамотность» как сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. Учение в значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов. Рассматривая учение как информационный процесс, можно говорить о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, т. е. о развитии информационной культуры школьников.
Практически любое действие с информационными объектами можно сформулировать в понятной ученикам форме:
« найди информацию - пойми (осознай) – измени - сохрани»
Например, если речь идет о текстовой информации учебника, важно уметь найти в книге нужную страницу, текст, абзац. Нужно уметь проанализировать (понять) текст с точки зрения конкретной учебной задачи, т. е. провести необходимые логические операции (выделить ключевые слова, ответить на вопросы к тексту, решить задачу и пр.)
Следует уметь перекодировать (изменить) информацию, придав ей удобную форму (передать содержание своими словами, сделать краткую запись, оформить решение и т. п.) А далее следует найти способ сохранить полученные знания.
Интерес младших школьников к работе с разными информационными источниками прививается в результате их постоянного и комплексного использования в процессе наблюдений, проведения экспериментов и опытов, познавательного общения, чтения, использования медиаресурсов.
Наблюдение - интересный и наиболее доступный для детей способ получения информации об окружающем мире с помощью органов чувств (глаз, ушей, кожи, языка). Наблюдение младших школьников за собой (своими ощущениями, переживаниями), за другими людьми (их словами, эмоциями, поступками), за окружающим миром (природой, обществом) дают основу не только для вербализации результатов проведенных наблюдений, но и для формулирования собственных суждений детей по поводу полученной в ходе наблюдения информации.
Какие деревья встречаются в ближайшем парке?
Почему цены разные?
Что можно узнать о предмете, закрыв глаза?
Когда начинает таять иней?
Какие птицы любят ягоды рябины?
Подобные вопросы способствуют организации самостоятельных детских исследований, основанных на наблюдениях, и помогают в воспитании информационных интересов и потребностей младших школьников.
/Математика. 1 класс. Изучая тему «Цвет, размер, форма» с целью формирования у детей умения извлекать максимум информации в процессе наблюдения при рассматривании предмета уместно использовать описания – загадки. Например:
- Этот предмет небольшого размера, круглый. Он красный. На ощупь - мягкий, упругий, сделан из резины. Он умеет хорошо прыгать. Им играют дети./
Эксперименты и опыты. Получение информации в результате самостоятельно проведенных школьниками экспериментов и опытов – редкое явление в начальной школе, хотя интерес к интеллектуальной деятельности у детей строится наиболее успешно именно при самостоятельном получении и анализе информации, полученной на практике опытным путем.
Возможные темы опытов и экспериментов:
Как влияет солнечный свет на рост комнатных растений?
/Окружающий мир. 2 класс. По теме: «Комнатные растения» уместно провести опыт о влиянии солнечного света на рост комнатных растений./
Как сохранить тепло в помещении?
Как экономить воду?
Как влияет продолжительность сна на самочувствие?
Сколько раз встречается цифра 5 в записи чисел от 1 до 100?
Познавательное общение- обмен мыслями о содержании и значении информации познавательного характера. В процессе познавательного общения происходит усвоение и использование детьми языковых норм и правил, формирование культуры общения. Активизации познавательного общения младших школьников в значительной степени помогают нетрадиционные уроки:
Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
Уроки- фантазии (уроки-сказки, уроки- сюрпризы, уроки- путешествия и др.);
Уроки в форме соревнований и игр (деловая или ролевая игра, конкурс, турнир, викторина, кроссворд)
/Окружающий мир. 4 класс. Обобщающий урок по теме: «Родной край – часть большой страны» уместно провести в виде урока – викторины : «Природа Тамбовской области» /
Уроки - имитации (живая газета, телемост, телепередача, спектакль, литературная гостиная, аукцион, экскурсия в прошлое);
Большие возможности для познавательного общения предоставляет метод проектов.
/Художественный труд. 4класс. Итог работы по теме «Объемное конструирование из бумаги» может отразить выставка творческих проектов «Портрет города» /
В рамках проектной деятельности на уроках и во внеурочное время можно использовать такие формы делового общения, как интервью, опросы, анкетирование. Они уместны для организации общения детей между собой, детей и взрослых.
Средствами познавательного общения решается одна из важнейших задач - воспитание интереса и уважительного отношения детей к опыту старшего поколения.
Освоение детьми форм делового общения в играх, беседах, диспутах способствует интересу к обмену познавательной информацией, формирует умение слушать и слышать собеседника.
Чтение. Основным информационным источником в школе была и остается учебная книга. В условиях развивающего обучения расширяется количество источников, из которых черпаются учениками новые знания. Все больше и больше школьники ощущают потребность заглядывать в словари, справочники, энциклопедии, использовать научно-популярную литературу.
Желание самостоятельно работать с литературой познавательного характера появляется у детей в том случае, если инициатива по поиску книг как источников информации принадлежит им самим, а работа по изучению дополнительных литературных источников детьми умело стимулируется и поощряется учителем.
/ Многообразие рубрик детских журналов дает возможность учителю обратить внимание ребенка – читателя на занимательный материал по различным направлениям. Например: для уроков русского языка – журнал «Веселый Грамотей»; журнал «Веселые медвежата» - рубрика «Игры кота Рыжика»; журнал «Мурзилка» - рубрика «Прогулки со словами»; приложение журнала «Мурзилка» - рубрика «Веселая грамматика»; журнал «Простоквашино» - рубрики «К слову о словах», «Скорей в музей»; журнал «Семь гномов» - рубрики «грамотей», «Умная переменка»/
Если мы хотим, чтобы в условиях развития компьютерных технологий дети не потеряли интереса к книге, то не следует противопоставлять компьютер и книгу с точки зрения их информационной ценности.
Количество печатной продукции для детей возрастает, ее качество порою оставляет желать лучшего. Сотрудничество учителя начальных классов с библиотекой очень важно для стимулирования и регулирования детского чтения.
Использование медиаресурсов: прессы, кино, телевидения, радио, видео и аудиопродукци.
Система медиаобразования в начальной школе – вопрос будущего. Но уже сегодня учителю начальных классов невозможно игнорировать проблему формирования у детей отношения к информации, особенно к той, что заполняет теле - и радиоэфир. Содержание этой информации, ее влияние на умы детей вызывает немалую тревогу у родителей и педагогов. Но системой запретов эту проблему не решить. Поэтому уже в начальной школе следует работать не столько над критикой негативной информации, а над формированием достойных информационных интересов, вкусов, потребностей, а также над развитием у школьников умений выбирать нужную и полезную информацию в прессе, в радио– и телепередачах, на электронных носителях, в Интернете.
Наиболее распространенными для информационных поисков являются следующие темы:
Интересные сведения о жизни растений и животных;
Заочные путешествия по разным землям и странам;
Сведения об устройстве Вселенной, о космических исследованиях;
Сведения о своей малой родине, истории своего края и т. п.;
Виртуальные музеи;
Памятники истории и культуры;
Спорт, история развития спорта.
Несомненно, что интерес школьников к работе с разными информационными источниками прививается постепенно в результате их постоянного и комплексного использования, поэтому задачей учителя является развитие, совершенствование, корректирование информационных вкусов детей, помощь школьникам в освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.












13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 115