Программа курса по выбору Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

ПРОГРАММА
курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
«Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»

Пояснительная запискаВ последние годы в географическом образовании большое внимание уделяется гуманитаризации, т.е. осуществлению повышенного интереса к духовной и материальной культуре человечества, к человеческим ценностям. Из гуманитаризации образования непосредственно вытекает широкий культурологический подход к нему. Он предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными компетенциями современного человека, элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно-эстетической культуры.
За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечательности, которые необходимо сохранять оберегать в течение неограниченно длительного времени. Это, естественно, предполагает их изучение, познание и использование. Знакомство с объектами Всемирного наследия играет огромную роль в расширении кругозора, в формировании личности, владеющей элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно- эстетической культуры, в усвоении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности. Изучение учащимися культурного и природного Всемирного наследия позволит усилить их познавательные интересы к знаниям вообще и к геоисторическим к частности.
В последние десятилетия в мире происходит настоящий туристический бум! Возрос интерес к познанию других стран и народов. Туризм способствует повышению интеллектуального и культурного уровня развития людей. Но прежде чем выбрать маршрут путешествия, необходимо заочно познакомиться со странами мира их достопримечательностями. Поэтому курс ««Объекты Всемирного Культурного наследия» в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально - экономического профиля обучения в старшей школе, на выбор будущей профессии, связанной с областью географии. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.
Данный курс поможет учителю географии подготовить девятиклассников к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе.
Курс рассчитан на изучение по 0,5 часа в неделю, 17 часов в год. Программа элективного курса «ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» построена на основе программы кандидата педагогических наук, доцента Курганского государственного университета Шатных А.В.
Цель курса: развитие познавательных интересов посредством ознакомления со Всемирным природным и культурным наследием мира, его регионов и крупнейших стран; формирование у обучающихся потребности в географических знаниях, способствующих повышению культурного и интеллектуального уровня, возможности применить их в области будущей профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
1 .Формирование знаний о Всемирном наследии, географических особенностях размещениях объектов Всемирного культурного и природного наследия по регионам и станам мира.
Способствоватьформированию у учащихся убеждённости в необходимости изучать культуру различных стран и народов и на этой основе воспитывать чувства уважения к ним.
Показатьглавные черты объектов Всемирного наследия родной страны.
Формироватьу учащихся убеждение в необходимости сохранения природного и культурного наследия и правил цивилизационного общения и общежития.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей учащихся, самостоятельное приобретение ими новых знаний и практических умений.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятие «культура»; «культурное и природное наследие; «природное наследие»;
основные положения «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия»;
виды охраняемых природных территорий: национальные парки, природные заповедники, уникальные ландшафты;
-классификацию объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО;
-географию природного и культурного наследия.
В результате выполнения данной программы развивается: информационно - коммуникативная компетениия, познавательная компетениия, рефлексивная компетенция.
Информационно - коммуникативная компетенция. Обучающиеся должны уметь:
-называть и показывать объекты, которые упоминаются в программе;
- описывать географию природного наследия и культурного наследия;
извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма);
- самостоятельно составлять и оформлять картосхемы, диаграммы, таблицы, готовить презентацию о выдающихся памятниках природы и культуры. Познавательная компетениия. Обучающиеся должны уметь:
исследовать несложные реальные связи в зависимости; определять характеристики изучаемых объектов (объектов природного и культурного наследия);
- участвовать в проектной деятельности по разработке туристического маршрута; оформлению рекламного плаката о туристическом маршруте. Рефлексивная компетенция. Обучающиеся должны уметь:
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
определение собственного отношение к явлениям современной жизни;
участие в коллективной деятельности.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения (с историей и литературой);
интерактивность (работа в малых группах, деловые игры);
коллективные способы обучения;
индивидуализация и дифференциация обучения.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.
Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения, изученные на лекциях и семинарах, сопровождаются выполнением практических работ. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу, где каждый ученик может выполнить задание самостоятельно и принять участие в работе группы. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, семинар, проблемное изложение учебного материала.
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему для оценивания в объеме курса.
Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы, учащиеся выступают в роли экскурсовода по достопримечательностям мира) и выставлением зачетных оценок.
Учебный план курса
«ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО»
№ Наименование разделов Количество часов Форма контроля
1 Введение. 1 2 Тема 1. Система Всемирного наследия. 2 Практическая работа№1
3 Тема 2. Всемирное природное наследие. 1 Практическая работа№2
4 Тема 3. География Всемирного природного наследия. 5 Практическая работа№3
5 Тема 4. Всемирное природное наследие России. 1 6 Тема 5. Всемирное культурное наследие. 2 7 Тема 6. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний) 5 Практическая работа№4. Защита проектов.
всего 17 Календарно -тематическое планирование курса
«ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО»
№ Наименование разделов Наименование тем Количество часов Дата проведения План факт
теория практика 1 Введение. 1. Задачи курса, его структура и источники информации. 1 13.01 2 Тема 1. Система Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1. Сущность и виды наследия. 1 1 20.01
/
27.01 3 Тема 2. Всемирное
природное
наследие. 1 .Виды охраняемых природных территорий планеты 1 03.02 4 Тема 3. География Всемирного природного наследия. 1 .Характеристика объектов природного наследия Европы и Азии. 1 10.02 2.Объекты природного наследия Австралии. 1 17.02 3.Объекты природного наследия Америки. 1 24.02 4.Национальные парки. 1 1 03.03/
10.03 5 Тема 4. Всемирное природное наследие России. 1 .Разнообразие и мировое значение природы России. Характеристики объектов Всемирного природного наследия России. 1 17.03 6 Тема 5. Всемирное
культурное
наследие. 1 .Классификация объектов Всемирного культурного наследия. Особое место городов в системе Всемирного культурного наследия. 1 31.03 2. Архитектурные объекты церковного и гражданского назначения. Уникальные памятники инженерного искусства. Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры. 1 07.04 7 Тема 6. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний) 1 .Роль объектов в формировании мировых и российских туристических районов. 1 14.04 2.Разработка туристического экскурсионного маршрута «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО». Оформление рекламного плаката о туристическом маршруте, включающем посещение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1 21.04 3 .Презентация и защита проектов. 3 12.05 Всего 17 10 7 Содержание курса.
Введение.
Задачи курса, его структура и источники информации. Связи курса с историей, географией и литературой. Понятие о культуре. Культура материальная и духовная.
Тема 1. Система Всемирного наследия ЮНЕСКО.Сущность и виды наследия. Наследие культурное и природное. Направления деятельности ЮНЕСКО. История создания нормативных документов о Всемирном наследии. Цели и принципы создания системы Всемирного наследия. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия.
Понятие «культурное наследие». Памятники, ансамбли, достопримечательные места, их виды и условия внесения в список всемирного населения.
Понятие «природное наследие». Природные памятники, геологические и физико-географические образования и зоны, природные достопримечательные места. Критерии отнесения объектов к Всемирному природному наследию. Практическая работа 1. Изучение материалов Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия.
Тема 2. Всемирное природное наследие Виды охраняемых природных территорий планеты: национальные парки, природные заповедники, уникальные ландшафты и природные объекты, заповедники дикой природы островов.
Практическая работа 2. Составление схемы « Виды охраняемых природных территорий Земли».
Тема 3. География Всемирного природного наследия.Объекты стран Европы, Азии, Австралии и Океании, Африки, Америки.
Характеристика объектов природного наследия Европы: острова Хендерсон и Гоф Великобритании; национальные парки Хортобадь (Венгрия), Пирин (Болгария), Беловежская Пуща (Польша- Белоруссия), Дурмитор (Югославия), Мессельский карьер ископаемых достопримечательностей (Германия), пещеры Аггелекский Карст и Словацкий Карст (Венгрия и Словакия).
Характеристика объектов природного наследия Азии: национальные парки Индонезии (Уджунг Кулон, Комодо), Индии (Казиранга, Нанда Деви). Долина Джюзхейгоу (Китай), заповедник арабского сернобыка (Оман), морской прак риф Туббатаха (Филиппины).
Объекты природного наследия Австралии: национальный парк Какаду, Большой Барьерный риф, дикая природа Тасмании и др.
Объекты природного наследия Америки: Йеллоустоун, Грейт-Смоуки- Маунтинз, Йесемит, Гавайские вулканы (национальные Парки США), Галапагосские острова (Эквадор), Китовый заповедник Эль - Визкаино (Мексика), национальный парк Игу асу (Бразилия).
Национальные парки Африки: Вирунга, Гарамба (Конго), водопад Виктория, Маунт (Кения), Озеро Малави, Нгоронгоро, Килиманджаро (Танзания).
Практическая работа 3. Составление физико-географической характеристики национального парка. Оформление контурной карты «Национальные парки мира».
Тема 4. Всемирное природное наследие РоссииРазнообразие и мировое значение природы России. Характеристики объектов Всемирного природного наследия России. Девственные леса Коми. Озеро Байкал. Вулканы Камчатки. Проблемы сохранения природных объектов России.
Тема 5. Всемирное культурное наследие
Классификация объектов Всемирного культурного наследия по типам и историческим этапам.
Особое место городов в Системе Всемирного культурного наследия. Категории городов, внесённых в Список: города в настоящее время не заселённые (исторические памятники археологии); новые города 20 века; исторические центры городов, представляющие культурно-историческую ценность в качестве архитектурных ансамблей или их сочетаний.
Отдельные уникальные архитектурные объекты церковного и гражданского назначения. Уникальные памятники инженерного искусства: акведуки, мосты, башни и др. Древние культовые сооружения; археологические памятники первобытности и Древнего мира.
Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры; мемориалы памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или выдающимися событиями.
Тема 6. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний)Основные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, имеющие значение для международного и внутреннего туризма. Роль объектов в формировании мировых и российских туристических районов. Примеры туристических маршрутов с активным включением памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Перспективы развития туризма и проблемы охраны объектов всемирного наследия. Практическая работа 4.
Разработка туристического экскурсионного маршрута «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Оформление рекламного плаката о туристическом маршруте, включающем посещение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Защита проекта по темам:1. Объекты культурного наследия в России и других странах СНГ. Исторический центр Санкт - Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Троице - Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности - Объекты Всемирного Наследия. Памятники Украины (Собор Святой Софии и Киево-Печерская лавра, исторический центр Львова). Памятники Закавказья( верхняя Сванетия, музей-заповедник Мцхета, соборы и монастыри Грузии. Армении). Города-музеи Средней Азии: Хива, Бухара, Мерв.
Характеристика объектов культурного наследия Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг-Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов - парк, Собор Святого Петра, оперный театр JIa - Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви, катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах. География объектов первобытности на территории Западной Европы. (Стоунхендж - «висячие камни»- древняя обсерватория; наскальная живопись пещеры Альтамира и др..) Памятники античности Средиземноморья: памятники Древней Греции (Афинский Акрополь, археологические памятники Олимпии), памятники Древнего Рима. Объекты наследия средневековья в Зарубежной Европе (исторический центр Кордовы, средневековый Париж, Кёльнский собор, «Вестминстер», Лондонский Тауэр, исторические центры Таллина. Риги, Кракова, Праги, Неаполя, Берна, Толедо, Порту). Адреса шедевров эпохи возрождения: Флоренция, Венеция, Ватикан, Париж, Валетта. Памятники нового времени: дворец и парк в Версале, Зальцбург, дворцы и парки Потсдама, Берлина, Эдинбург, Варшава, Вильнюс, Будапешт. Памятники инженерного искусства.
Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду - памятник культуры, Тадж - Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс - Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее. Южная Азия - рекордсмен по количеству и разнообразию памятников культурного наследия в Азии. Полуостровной Индокитай и островная Азия: храмовые комплексы и исторические города, рисовые терассы в филиппинских Кордильерах. Памятники Китая, Кореи, Японии: черты сходства историко-архитектурной специфики. Мемориал в Хиросиме - горький отголосок новейшего времени. Памятники Передней Азии: старые кварталы Стамбула, Мейдане-Шах - центральная площадь в Исфахане.
Объекты культурного наследия Африки. Марокко - знаменитые мечети. Вади Сахары - историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания - национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР. Ближний Восток и Северная Африка - перекрёсток культур. Наследство древних цивилизаций: Пальмира, Буера, Тир, Баальбек, Иерусалим, Карфаген, Мемфис и его некрополи - район пирамид от Гизы до Дахшура, древние Фивы, Абу-менас. Памятники арабо-мусульманской культуры (памятники мусульманского зодчества в Каире, Тунисе, Алжире,
Марокко, Сирии, Иордании, на Аравийском полуострове). Культурное наследие Африки к югу от Сахары.
Объекты культурного наследия Америки. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня "Си - Эн -Тауэр", индейские тотемы. США - Статуя Свободы, мост "Золотые ворота", Долина Монументов, арка в Сент - Луисе, памятник на горе Маунт - Рашмор. Мексика - пирамида Чичен-Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия - Водопад Игу асу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор - памятный знак, посвященный экватору. Перу - пустыня Наска. Памятники аборигенного происхождения на территории США и Канады: «пропасть, где разбиваются бизоны», остров Энтони, древние городища и поселения индейцев. Памятники, связанные с европейской колонизацией. Объекты культурного наследия в Латинской Америке: памятники доисторического времени (национальный парк Сера-да-Капивара); наследие доколумбовской эпохи в Мексике и Перу (города Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица, Куско). Отражение послеколумбовской эпохи в объектах Всемирного наследия (колониальный город Санто-Доминго, старая Гавана, исторический центр Мехико, Панамы, Лимы, Сукре, Сальвадора, города Кито, Куско, Потоси). Город Бразилиа-единственный памятник новейшего времени.
Источники информации.Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия. (Международные нормативные акты ЮНЕСКО). М., 1993.
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М.,2000.
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
Планета чудес и загадок. Большое путешествие по самым удивительным местам Земли. М.,1997.
Атлас чудес света. М., 1985
Борисов В.А. и др. Охраняемые природные территории мира. М.,1985
Серия «Страны и народы мира»
9. Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческо курса по географии «Как прекрасен этот мир» г. Усть – Илимск, 2008