От Руси к России. Борьба с монголо-татарским игом (1240-1380 гг)


Свистунова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознанияМАОУ лицей №93 города ТюмениОТ РУСИ К РОССИИ. Борьба русских княжеств против монголо-татарского ига (1240-1380 гг) Русская земля лежала в руинах. Города были сожжены и разграблены, жители пленены и уведены в Орду. Многие города после нашествия так и не были восстановлены. В 1243 году Батый организовал на западе монгольской империи Золотую Орду. Захваченные русские земли не вошли в ее состав. Зависимость этих земель от Орды выражалась в том, что над ними нависла обязанность ежегодной выплаты дани.Кроме того, именно золотоордынский хан теперь утверждал русских князей на правление своими ярлыками-грамотами. Таким образом, ордынское владычество установилось над Русью почти на два с половиной столетия.Последствия монголо- татарского ига Монгольское иго разорило Русь, задержало её развитие, но жизненные силы русского народа не иссякли.Постепенно восстанавливается сельское хозяйство. Крестьяне расширяют пашни, увеличивают количество скота. Возрождаются из пепла города. В них развиваются ремёсла. Совершенствуются способы добычи и обработки металла. Возникают новые торгово-ремесленные центры. Ликвидируется замкнутость феодальных княжеств.Между ними возникают торговые связи. Создаются предпосылки для объединения русских земель в единое государство.Последствия монголо- татарского ига Причины возвышения Москвы:Удобное географическое положениеПоддержка политики московских князей со стороны церкви Поддержка политики московских князей со стороны населенияПорядок передачи московского престола по старшинству, который способствовал укреплению княжеской московской властиПраво на получение «великого ярлыка» от Золотой ОрдыМосква- новый центр российского государства Образование российского централизованного государства Н.И.Карамзин «баскаки- лицо хана… делали, что хотели»И.Н.Березин «сбор дани с покоренных народов»Баскаки на территории Русиили Основные этапы борьбы против монголо- татарского ига Дмитрий Константинович Суздальский и Борис Константинович Городецкий против сил Золотой Орды во главе с Булат-Тимуром.Победа примерно на десятилетие обезопасила юго-восточные границы Нижегородско-Суздальского великого княжества и позволила перенести дальнейшую борьбу в бассейн средней Волги. Битва на реке пьяне, 1367 год Сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара и объединенного русского войска под предводительством князя Ивана Дмитриевича 2 августа 1377 года на берегу Пьяны. В сражении русское войско, застигнутое врасплох, было наголову разбито. Это позволило Араб-шаху разграбить Нижегородское княжество и взять Рязань.Битва при пьяне, 1377 год Дмитрий ДонскойБоброк ВолынскийСражение на реке воже, 11.08.1378 Карта куликовской битвы, 08.09.1380 Поединок челубея- пересвета Последствия куликовской битвы Вклад отдельных личностей в истории указанного периода Дмитрий Донской, 1350-1389 гг. Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Сергий радонежский 1314-139 гг Храмы в честь Сергия Радонежского (всего 71)Бибирево Бусиново Сергий нищенства не поощрял и даже запрещал. Он велел трудиться и сам трудился неустанно. Он и сапоги тачал, и избы ставил, и портняжничал, и огородничал. Работал в крестьянских хозяйствах, не брал даже скромной платы, пока не окончит свой труд. Все это было очень важно, ибо на многие годы определило характерные черты русского монашества: не были монахи тунеядцами и захребетниками, какими их иногда изображают, и жили своим трудом; монастырская братия была, помимо всего прочего, трудовым сообществом, где подвиг труда приравнивался к церковному…..Имя Преподобного входит в число тех имён, которые «выступили из границ времени, когда жили их носители»: дело Сергия оказало настолько глубокое и благотворное действие на жизнь дальнейших поколений, что сам преподобный Сергий из исторического деятеля превратился «в народную идею».Вклад Сергия радонежского в историю государства российскогоВ.И. Ключевский Н.П. Лихачев С другой стороны, Н.И. Костомаров и другие исследователи указывали на значительность этого влияния главным образом на русское право и на формирование «единодержавия». Н.М. Карамзин первым из историков высказал мысль о наличии определенных положительных для Руси последствий власти Орды, благодаря которым была якобы быстрее изжита раздробленность, возродилась монархия, а Москва, по его мнению, была «обязана своим величием ордынскому хану». Историки досоветского периода об оценке периодаН.М.КарамзинН.И.КостомаровВ.О. Ключевский также полагал, что без Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.В.О.Ключевский Советская историческая наука о монголо- татарском игеВ советской исторической науке возобладала общая негативная оценка взаимоотношений Орды с Русью. Вместе с тем подчеркивалось, что Русь смогла сохранить свою самобытность и даже государственность, так как прямо не была включена в состав Золотой Орды (А.К. Леонтьев). Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А.Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали… те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того – роднились, подолгу гостили в Орде». Имеются и другие мнения. Так, М.В. Нечкина, а затем и другие историки пытались дать «смягченную» оценку монгольского нашествия и последующих лет владычества Орды над Русью. Наиболее ярко позиция по этому вопросу была высказана Л.Н. Гумилевым. Он категорически отвергал само понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. Для большей убедительности своей позиции историки, разделявшие это мнение, обращали внимание, что специфику отношений Орды и Руси составляло то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не была направлена на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.В современной литературе проблема оценки монгольской и в целом азиатской составляющей русской истории вновь обрела дискуссионный характер в свете концепции «евроазиатской» сущности российской цивилизации. Л.Н. Гумилев о проблеме т.н. «монголо-татарского ига»В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в ХШ веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. … После похода Батыя в 1237-1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. … Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно. Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом».