Презентация к обучающему семинару по читательской грамотности


Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. Сухомлинский Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить.В.А.СухомлинскийС какой целью читают люди?Что значит уметь читать? «Грамотно читать»Понимать текстыРазмышлять над их содержаниемОценивать их смысл и значениеИзлагать свои мысли о прочитанномУметь понимать различные формы представления информации: диаграммы, карты, схемы, таблицы и т.д. Классификация текстов, принятая в исследовании за основу.Сплошные типы текстов:Описание (художественное, техническое)2) Повествование (рассказ, отчет, репортаж)3) Объяснение (определение, толкование, интерпретация)4) Аргументация (комментарий, научное обоснование)5) Инструкция (указания к выполнению работы, правила, инструкции)Несплошные тексты:Графики2) Диаграммы3) Таблицы4) Карты5) Формы (налоговые, визы и т.д.)6) Информационные листы и объявления Оценка грамотности чтения должна учитывать 5 аспектов:Нахождение информации- Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла Выявление информацииИнтерпретация Интерпретация текстаРефлексия и оценка Рефлексия на содержание текста Рефлексия на форму текстаВсе аспекты чтения взаимосвязаны и от успешного выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению задания. Русский язык, как и большинство естественных языков, обладает избыточностью порядка 80%. Это означает, что если из текста убрать 80% символов, то еще можно будет понять, о чем шла речь. Из одной минуты, затраченной на чтение, 58 секунд считываются промежутки между буквами и только 2 секунды затрачивается на чтение буквДля полного усвоения современной программы по математике для 1 класса учащемуся, исходя из его психофизиологических возможностей, потребуется около 10 лет За время учебы в основной школе дети должны только по математике решить примерно 8544 задачи, для этого они должны запомнить: 270 понятий, 137 определений, 154 правила, признака, формулы, диаграммы, аксиомы, символа, 82 типа математических задач,89 теорем (и 45 их доказательств)Учителя утверждают, что на некоторых предметах приходится запоминать до 18 (!) понятий за урок...Анализ вузовской программы подготовки юристов, проведенный академиком Г.Г. Воробьевым, показывает, что для ее полного усвоения студенту необходимо 273 года А38И90Д204Я71Л10.Е1824Ю20К93М13В Информация - это основа учебы и мышления. Без информации мы не можем ни думать, ни принимать решения, ни решать проблемы, ни заниматься творческой деятельностью. Лишь собрав достаточную информацию, мы можем разрабатывать концепции, делать обобщения и мыслить на высоком интеллектуальном уровне. Изучающее чтение направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.Ознакомительное чтение быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Просмотровое чтение задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Дифференциальный алгоритм чтения1 этап. Выделение ключевых слов в абзацах текста.2 этап. Составление из них смысловых предложений.3 этап. Выделение основного смысла отрезка текста.Правильное чтение предполагает не только прямой отбор информации, но и её смысловое сжатие, преобразование. Поисково-просмотровое чтение.-Сюжетная таблица вопросов для изучения текста.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что?Почему?Кто?Когда?Где?Для чего?- «Чтение с остановками»- «Чтение с пометками» (информация: известная, новая, интересная, непонятная)- «Двойной дневник»:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фразы из текстаОбъясненияЧто заставило выписать эти фразыАссоциации и мысли Какой это вид чтения?Задание на восстановление текста.Дан текст, в который необходимо вставить пропущенные предложения или абзацы. Порядок этих предложений или абзацев нарушен. Одно из предложений или абзацев является лишним.Задание: вставить пропущенные предложения или абзацы в пропуски так, чтобы восстановитьцелостность текста.Изучающее чтение
Какой это вид чтения?Задание на соотнесение подзаголовков с абзацами текстаТекст разделён на абзацы. Необходимо выбрать наиболее подходящий заголовок к каждому абзацу. Один из заголовков является лишним.Ознакомительное чтение
1. Сначала прочитайте заголовки2. Затем внимательно прочитайте текст, чтобы понять основное содержание каждого абзаца.3. В каждом абзаце постарайтесь выбрать предложение или ключевые слова, в которых заключена основная идея. Особое внимание обратите на первое предложение каждого абзаца, так как в нём часто содержитсяглавная мысль, но не всегда. Задание на соотнесение подзаголовков с абзацами текстаТекст разделён на абзацы. Необходимо выбрать наиболее подходящий заголовок к каждому абзацу. Один из заголовков является лишним.Стратегия выполнения задания:4. Найдите заголовок, соответствующий основной идее каждого абзаца.5. Помните, что заголовки часто содержат слова, синонимичные словам из абзаца.6. Убедитесь, что лишний заголовок не соответствует ни одному из абзацев.





Какой это вид чтения?Задание на множественный выбор.К тексту прилагаются вопросы с несколькими вариантами ответов. Требуется выбрать правильный вариант ответа.Просмотровое чтение
Какой это вид чтения?Задание на множественные соответствия.Дано несколько небольших статей или отрывков, Относящихся к одной тематике. Необходимо найти соответствие между вопросами/ утверждениями и Текстами. Некоторые вопросы/ утверждения могутбыть использованы более одного раза.Дано несколько небольших статей или отрывков, относящихся к одной тематике. Необходимо найти соответствие между вопросами/ утверждениями и текстами. Некоторые вопросы/ утверждения могутбыть использованы более одного раза.Просмотровое чтение
Какой это вид чтения?Задание на установление логической последовательности. Текст разделён на абзацы, порядок которых нарушен.Необходимо восстановить логику изложения.Изучающее чтение
Какой это вид чтения?Задание на понимание и извлечение смысла из прочитанного текста.Предлагается текст проблемного характера. К нему прилагается от трёх до пяти вопросов, для ответов на которые требуется полное понимание прочитанного.Изучающее чтение
Прием «иллюстрированная шпаргалка»Верные – неверные утверждения- Прогнозирование по отличительным признакам и ключевым деталям «Паззлы»На элементах паззлов пишутся ключевые слова, термины или события, составляющие единую картину учебного материала. 5 ключевых событийПочему? Закончите предложения:Лидер – это…Чтобы стать лидером, надо…Лидерами не рождаются, а становятся, потому что…Я предлагаю взять на заметку лидеру… Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.Области применения Интеллект-карт:Обучениесоздание ясных и понятных конспектов лекций;максимальная отдача от прочтения книг/учебников;написание рефератов, проектов.Запоминаниеподготовка к экзаменам;запоминание списков.Презентациивы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают.Мозговой штурмгенерация новых идей, творчество;коллективное решение сложных задач.Принятие решенийчеткое видение всех «за» и «против»;более взвешенное и продуманное решение. https://cacoo.com «Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько он может их унести и сам оценивает, сколько богатства он приобрел.» ЮНЕСКО (Дакар, 2000):