Презентация к психолого-педагогическому семинару Нравственный аспект в воспитательной модели школы


Нравственный аспект в воспитательной модели школы Психолого – педагогический семинар план 1. Теоретические основы нравственного воспитания в школе.2.Сущность и природа нравственного воспитания.3. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы.4. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. «...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, чем наполнение головы познаниями».К.Д. Ушинский. 1.Теоретические основы нравственного воспитания в школе. Ценность жизни Наивысший рейтинг жизни как естественного права человека, не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни. Семья Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи. К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Образование. Труд и собственность. Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается реальной жизнью. Если же молодёжь все же идет на продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы. Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность. Свобода Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н. Столыпина: «Бедность - худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или даже практически не могут позволить себе самое необходимое. По результатам общественного опроса общими ценностями выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность, образование.Наименее популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. В связи с тем, что происходит смена ценностей в обществе, нужно активизировать процесс нравственного воспитания. 2. Сущность и природа нравственного воспитания. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». В педагогической энциклопедии: Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности. Задачи по методике осуществления нравственного воспитания: Рассмотреть теоретические основы, различные формы и методы организации нравственного воспитания. (Семинар)Разработать воспитательные дела с использованием различных методов организации нравственного воспитания. (Проект «Я – гражданин») Определить методические рекомендации взаимодействия учителя, родителей и учащихся в процессе нравственного воспитания. (Педсовет) 3.Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. Направление «Этика, нравственность, мораль» Основные понятия: -Нравственный выбор, нравственное и правовое просвещение, выдающие люди и их нравственные ценности. -Нравственный опыт, правовая и этическая грамотность. Ответственность, долг, достоинство личности.-Семейный уклад и традиций семей, ду­ховное общение и взаимоотношения, защищенность ребенка в семье. -Самоактуализация и самореализация, профессиональное самоопределение. - Развитие творческих способностей личности, приобщение к творчеству и народным традициям. 1.Тематические классные часы, КТД; театрализованные представления; фестивали, презентации; литературные балы, утренники, вечера, направленные на развитие творческих способностей, формирование нравственных основ личности.2. «От всей души»- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям: изготовление сувениров, открыток, выпуск газет.3.«Мир увлечений"- участие в творческих конкурсах, выставках, соревнованиях.4.Традиции школы: День знаний, День учителя, вечер встречи выпускников.5.«Добро и зло» - проведение внеклассных мероприятий, нравственных, правовых бесед, на­правленных формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.6.«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» -изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны, нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер. Классные часы, утренники, беседы. 7.«Я среди людей»- дискуссии, игровые тренинги по нравственной тематике.8.«Я и закон» сотрудничество с правовыми организациями в целях право­вого просвещения учащихся, сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;9.«Мораль и право» - декады, конкурсы, викторины, читательские конференции по правовой тематике.10. «Я сам» - классные часы, игры, тренинги по самопознанию, самовоспитанию, нравственному самосовершенствованию.11.«Этические нормы современного человека», классные часы, беседы.12.«Толерантность, что это?» - беседы, классные часы.13.«Сотвори свое будущее» - беседы, классные часы, деловые игры, проектная деятельность по профориентации. Направление «Патриотизм, гражданственность». Основные понятия : -Патриотизм, уважение к великим свершениям, прошлому народа и государства.- Общественная активность, политическая культура, ответственность и гордость за свою страну.-Понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.-Ценностное отношение к своей семье, к своим близким. 1. Участие в акциях «Милосердие», помощь ветеранам войны и труда. 2.« Великое прошлое моей страны, моего народа» - экскурсии в музей, знакомство с историческими и памятными датами;3. «О Родине с любовью» - проведение внеклассных мероприятий, бесед, классных часов, направленных формирование патриотизма.4.« МЫ – тимуровцы» - поисковая работа, шефство над памятниками на территории села;5. «День Победы» - совместные мероприятия с ДК: утренники, вечера, концерты для ветеранов, митинг 9 мая.6.Празднование памятных дат календаря;7.«Символы России» - изучение государственной символики. 8.«Помнят люди» - уроки мужества.9.«Служу Отечеству» - классные часы, беседы, диспуты, спортивные вечера.10.«Экологический десант» - субботники на территории школы, тематические КТД, викторины, конкурсы рисунков. 11. Деятельность ДПО «Фортуна» по школьному ученическому самоуправлению: дежурство по школе, КТД, шефская работа. 12. «Семья – это то, что с тобою всегда» - классные часы, беседы, диспуты, праздники вместе с родителями. 13.«О маме» - проведение Дня матери, праздников, утренников.14.Изучение семей , системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.15.Поощрение родителей, участвующих в жизни класса, школы. 4.Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся следующие: * Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность, способствовать моральному развитию учащихся. Воспитание у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения.Формирование у учащихся активной жизненной позиции.Организация нравственного самовоспитания детей. Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности. Функции классного руководителя по организации процесса нравственного воспитания систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.многоплановость и разнообразие средств педагогического воздействия на учащихся.обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.коррекция отклонений в моральном развитии отдельных школьников.изучение семей, педагогическое просвещение родителей. «... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».(П.П. Блонский).