Обобщение и систематизация по теме «Строение вещества. Химическая связь


Разработка урока химии в 8 классе
по теме: «Обобщение и систематизация
по теме «Строение вещества. Химическая связь»
Тема: " Обобщение и систематизация по теме «Строение вещества. Химическая связь»
Цели: обобщить и повторить знания учащихся по данной теме.
Предметные. Уметь применять полученные знания для решения учебных задач.
Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия с соответствии с изменяющейся ситуацией.Личностные. Формировать ответственное отношение к учебе.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; портрет Д. И. Менделеева; карточки с заданиями, играм.
Эпиграф
Старайся дать уму как можно больше пищи.
А. Толстой
Как рыба об лед, испокон веков
билась мысль мудрецов в своем
стремлении к единству во всем,
то есть исканий начало всех начал.
Д.И. Менделеев
Х о д у р о к а
Организационный момент.
II. Слово учителя
УЧИТЕЛЬ. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме строение атома, химическая связь. На нашем уроке разделим класс на две группы (по рядам), они будут соревноваться в конкурсах. За каждое выполненное задание команда получает по одному баллу. Конкурсы оценивает жюри. Баллы заносят в опросный лист.
1.Конкурс «Паспортные данные»
Учащиеся пишут химический диктант – учитель читает определение понятий по теме, а ученики на листках записывают по порядку названия терминов. После окончания диктовки ассистенты собирают работы и сдают их на проверку членам жюри.
Вопросы:
1.Мельчайшая неделимая частица вещества?
2.Цифра, показывающая число атомов каждого элемента в молекуле вещества?
3.Условная запись качественного и количественного состава вещества по средствам химических символов и индексов?
4.Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента?
5.Вещества, которые образованы атомами разных элементов, связанных между собой?
6.Силы взаимодействия, которые соединяет отдельные атомы в молекуле, ионы, кристаллы?
7.Способность атома элемента образовывать химические связи с другими атомами?
8.Химическая связь между атомами, осуществляемая с помощью общих электронных пар?
9.Способность его атомов притягивать к себе электронов связывающие их с другими атомами?
10.Формула молекулы, которой в каждая общая электронная пара изображается черточкой?
11.Молекулы состоят из символов элементов, вокруг которых точками обозначены валентные электроны (т.е. электроны внешнего уровня), а между атомами связывающие электронные пары?
12.Химическая связь между атомами с одинаково электроотрицательностью?
13.Химическая связь между атомами, которые незначительно различаются по электроотрицательностью?
14.Химическая связь между ионами, осуществляемая электростатическим притяжением?
15.Условный заряд атома в соединении, который приписывают ему, исходя из предположения, что соединение состоит только из ионов?
16.Степень окисления при отдаче электрона?
17.Значение степени окисления имеют атомы в соединениях с неполярными связями?
18.Сложные вещества, состоящие из двух атомов разных химических элементов?
19.Основоположник Периодической системы химических элементов?
2. Ты мне – я тебе
1) Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать. (на-три-натрий)
2) Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
To металлом окажусь. (мель-медь)
3) Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
Ну а с Б – я уже неметалл. (хром-бром)
4) С К А – активный я металл,
С Г Е – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз. (калий-гелий)
5) Я – металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле (буран-уран)
6) Двенадцать пар – не забывай!
У всех людей на свете.
В другом значении – узкий край,
Так учат в школе дети.
Если СЕ ко мне добавить –
Вмиг в металл я превращусь.
А к тому могу добавить –
В первой группе окажусь. (ребро-серебро)
3.Археологическая находка
Задание первой команде.
Пергамент Элюара.
Зная о высоких ценах на археологические находки, Жан Элюар, владелец антикварной лавки в Париже, решил разбогатеть. Он нанес на старинный пергамент фрагменты Периодической системы химических элементов, а затем состарил его. Затем инсценировал находку пергамента в песках у одной из египетских пирамид в присутствии толпы американских туристов. Однако эксперт, приглашенный оценить манускрипт, объявил его грубой фальшивкой.
Чем руководствовался эксперт, делая свое заключение? В чем была ошибка Жана Элюара?

Ответ. Впервые символы химических элементов ввел в употребление И. Я. Берцелиус в 1814 г. Цифры перед символами – порядковые номера были введены намного позже, неизвестно каким образом обозначали жрецы Древнего Египта известные им металлы и неметаллы.
Задание для второй команды.
В начале XX столетия геологи зашифровывали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ3, 6IБ, 6IIБ. Расшифруйте записи геологов.
Ответ. Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром; 4VIIIБ3 – никель; 6IБ – золото; 6IIБ – ртуть.
4.Наскальные рисунки

5.Конкурс капитанов «Юный археолог»
К доске вызываются “сильные” ученики представители каждой из команд и выполняют задание по карточкам.
Задание № 1.
Напишите электронную формулу и постройте энергетическую диаграммы для следующих атомов: Li, N, Cl.
Укажите положение этих элементов в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева.
Задание № 2.
Определите тип химической связи и запишите схему ее образования для веществ формулы, которых N2, LiCl, Ca.
6.Расшифровка манускрипта
Конкурс “Химических ребусов”
В клетках изображены химические символы, под которыми стоят одна или несколько цифр. Чтобы прочесть зашифрованное слово, надо заменить эти цифры буквами из названия изображенного над цифрами символа. А буквы берутся из каждого слова в порядке стоящих под ним цифр.
Задание № 1.
ArKrAs
15,61
ErLiBeONEuNeLiTiRnCCaV
112143,41,251`1,2343,4Я
SISTcMg
1111,21,2
Ответ. Атом – элетронейтральная система.
Задание № 2.PoEuBeBCuIЧSScK
113,4231 21,24,5
AuNaOFNa
12131
SnTiOPЫLi
11161
Md BeBi1,2,3,4,5,6,72 1
Ответ. Периодический закон открыл Менделеев
7.Впечатление от «экскурсии»
1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:
a) Mg; б) Si; в) С1; г) S.
2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:
а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.
3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:
а) 5-орбиталями; в) d-орбиталями;
б) р-орбиталями; г) /-орбиталями.
4. Максимальное число электронов на р-орбиталях:
а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.
5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу Is22s22p63s23pl:
a) Na; б) Р; в) А1; г) Аг.6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Атом какого химического элемента содержит три протона?
а) В; б) Р; в) А1; г) Li.
8. Атом какого химического элемента имеет заряд +22?
a) Na; б) Р; в) О; г) Ti.
9. Число нейтронов в атоме марганца равно:
а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.
10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, наш урок – смотр знаний подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?.