Упражнения для исправления нарушений письма


Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков
Тема 1
Обозначение гласных звуков буквами
Упражнение 1
Вставь гласную букву в начале слова.
А О Ы И У Э
_ кунь, _зел, _глы, _хо, _зредка, _стный, _гол, _дрес, _жил,_мя, _вгуст, _ тренник, _ слик, _жин, _хнул, _тпуск, _мный, _стров, _ тлас, _ ист, _лей,_тка, _кна, _ней, _гры, _рден, _тот, _дик.
! Проверь Себя
Какой гласный звук при написании вызвал затруднение? Научись произносить его, глядя в зеркало. Придумай и запиши несколько слов, где есть этот гласный звук при произношении. Какой буквой ты его обозначил при написании?
__________________________________________________________________
Упражнение 2
Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.
_ птека, _ зюм, _ дут, _шли,_льбом, _ктёр,_ таж, _зоры, _кзамен,_чёба, _ рбуз, _кула, _борка, _читель, _ лмаз, _ кран,_ пельсин,_ страда, _пал, _ сфальт, _ жасный, _зложение.
! Проверь Себя
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнение 3
-1657353282950Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:
-203835330200- с гласным звуком {а}
- с гласным звуком {о}
-118110-133350- с гласным звуком {у}
-203835-7493000- с гласным звуком {э}
= - с гласным звуком {и}
= - с гласным звуком {ы}
45243757156450Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, пил, пол, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.
22193250000
____________ ________________ _______________
_____________ ________________ _______________
_____________ _______________ _______________
_____________ ________________ ________________
_____________ _________________ _________________
_____________ _________________ __________________
_____________ __________________ __________________
______________ ___________________ __________________
47625025527000
= =
____________ ________________ _______________
_____________ ________________ _______________
_____________ _______________ _______________
_____________ ________________ ________________
_____________ _________________ _________________
_____________ _________________ __________________
_____________ __________________ __________________
______________ ___________________ __________________
Упражнение 4
Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.
Дом - __________________________
Бак - ___________________________
Сок - ___________________________
Пил - ___________________________
Вал - ____________________________
Мел - ____________________________
Бом - ____________________________
Шок - ____________________________
Трут - ____________________________
! Проверь себя

Тема 2
Обозначение согласных звуков буквами при написании слов
Упражнение 1
Добавь в конце слова букву х, т или к. С каждым словом составь и запиши предложение:
Ко _
________________________________________________________________
Пу_
________________________________________________________________
Ра _
________________________________________________________________
Лу _
________________________________________________________________
Ро _
________________________________________________________________
Ма _
________________________________________________________________
Ки _
________________________________________________________________
Мо _
________________________________________________________________
Жу _
________________________________________________________________
Ме _
________________________________________________________________
Со _
________________________________________________________________
! Проверь себя
Упражнение 2
Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.
Сыр - ________________
Сон - _________________
Кот - _________________
Сук - _________________
Мак - _________________
Стоп - _________________
! Проверь себя
Упражнение 3
Замени в начале слова согласную букву так, что бы получилось новое слово, а где возможно- несколько новых слов.
Точка ________________________________________________________
Балка ________________________________________________________
Лук __________________________________________________________
Лак __________________________________________________________
Ком __________________________________________________________
День _________________________________________________________
Педаль ________________________________________________________
Макет _________________________________________________________
! Проверь себя
Упражнение 4
«Верни буквы на место»:
_ а_ыпанный _негом ле _ _казочно кра _ив. Ли _а и _оня спешат на _ а _неженную поляну. Ли_а увидела _леды _леды _ айца. _оня слепила _неговика.Вме_то но _а у него морковка. Пусть это будет подарком для _айчика!
Ш или Ж
Прошли до _ди – грибов _ди. Ма_а и Я_а идут в лес. Грибники не спе_ат , гриб мо_ет быть под листвой. Под ногами _ур_ат листья. Вот красивый _елудь. Еловая _ и_ка то _е пригодится. Вдруг послы_ался _орох. Это ё_ик спешит по тропинке.
П и Б
В _олях _оказались _ервые _роталины. На _ухли на ветках _очки .
_о_лыли _о не_у _елые _ушистые _арашки о _лаков. _ервые _ерелётные _тицы скоро _оявятся в наших краях. Ре_ята ждут _ольших _еремен в _рироде.
Т или Д
Ле_о с _ояло жаркое. В _оме _ухота. От жары все спря_ались в _ень _ерева. _ам с_ои _ с _ол и _абуре_ки. На с_толе в кувшине холо_ная во_а. Ря_ом с _омом ка_ушка. Сего_ня в ней купаются воробьи, над во_ой кружат с_рекозы.
Г или К, или Х
_де цвето_, там и медо_._ора с _орой не сойдется, а челове_ с челове_ом стол _нется. Кни_а – лучший дру_. _ончил дело - _уляй смело. _вастун – пустой челове_. _удо тому, _то добра не делает ни_ому.
_орошая _озяйка и из пету_а у_у сварит.
С, З или Ш, Ж
Ку_т _ур_ит - _ерый _айка дро_ит. _абавного _уравля на _вали _уркой. Пу_и _тые _не - _инки _акру_ились в моро_ном во_духе. _ве _ий ветер о _ивил агру_тив _ие ли_тья.
Р или Л
Сегодня у _аи день _ождения. Она наде_а новое п_атье. Мама для _аи испечет _юбимые пи _ожки и ват_ушки. В гости она приг_асила друзей: И_у, Ми_у, К_а_у, _ому, Во_одю. Всем будет весе_о.
Ц или Ч, или Щ
Зака_ались на липе желтые _веточки. _ед ровый медовый запах наполнил ве_ерний воздух. Деревья в _аще слились в _ернею _ую массу. Сы_прокри_ал о наступлении но _ и - _арство тьмы.
! Проверь себя
Тема 3
Звук и буква. Позиция звука в слове.
Упражнение 1
Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах; если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твердый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.
109156532385Кусты
10858509525Скорый
108585018415Белка
10763259525Книга
106680069851085850302260Майка
1085850312420Мужество
1076325312420Оля
Колесо
10763259525Рояль
10763258890Ноты
10953759525ноябрь! Проверь себя
Упражнение 2
Сочетания ча – ща, чу-щу, жи – ши.
1.Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твердо- пишу мягко, слышу мягко – пишу твердо». Как ты ее понимаешь?
Крич_, ч_стый, мол_у, ж_р, суш_л,сту_у.
Ч_айка, шалаш_, ч_ужой, щ_ука, ищ_, ч_с.
Луж_, пряч_, рощ_, ч_лан, пищ_, ж_лка.
Крич_л, мыш_, лыж_, сторож_л, ч_лок.
Ч_йник, лопоч_т, ч_родей, муж_к.
Кувш_н, ж_раф, чертеж_, афиш_.
Верш_на, уч_,нач_ло, щ_вель, пряч_тся.
2. Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты писал гласную: зеленым цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.
! Проверь себя
Упражнение 3
Укажи цифрой в скобках позицию мягкого согласного звука в словах:
Пакет ( ),петушок ( ),морковь ( ),монета ( ),букет ( ), журавли ( ), книга ( ), сойка ( ), зерно ( ), знамя ( ), фабрика ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ), ладонь ( ).
! Проверь себя
-----------------------------------------------------------------------------------------------------Упражнение 4
Вставь сочетания жи – ши,ча – ща, чу – щу в скороговорки.
Волки ры_т, пи _ _ и _ т.
Та _ _, та _ _, не дота _ _, боюсь, что выпу_ _.
В _ _ вом уголке _ _ ли у _ _и е _ _
С _ _ ла Саша Сашке шапку, Саша шапкой _ _ шку с_б.
Чешуя у _ _ чки, щетинка у _ _шки.
! Проверь себя
Проверь себя
Раздел IУпражнения для исправления нарушений письма, связанных
с артикуляцией звуков
Тема 1
Обозначение гласных звуков буквами
Упр 1
Ответ: эти гласные звуки ударные.
Окунь, узел, иглы, эхо, изредка, устный, угол, адрес, ожил, имя, август, утренник, ослик, ужин, ахнул ( охнул, ухнул) , отпуск, умный, остров, атлас, аист, улей, утка, окна, иней, игры, орден, этот, Эдик.
Упр 2
Аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры , экзамен, учёба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмаз, экран, апельсин, эстрада, упал, асфальт, ужасный, изложение.

Упр 4
Дом –дым, бак –бок, сок – сук, пил – пыл, вал – вол (вёл), мел – мял (мул, мыл),бом – бум (бим), шок – шик, трут – трёт.
Тема 2
Обозначение согласных звуков буквами
при написании слов.
Упр 1
Кот, пух, рак, лук, рот, мак, кит, мох, жук, мех, сок.
Упр 2
Сын (сыт, сыч) , сок (со, сор, сох), ком (код, кок, кол, кон), суп (суд, сух),мат (маг, мал, мах), сток (стол, стог, стон).
Упр 3
Точка –дочка, кочка, ночка, почка, мочка; балка – галка, палка; лук – бук, жук, сук; лак – бак, мак; ком – дом, лом, ром, сом, тон; день – лень, пень, тень; педаль – медаль; макет – жакет.
Упр 4
З или С
Засыпанный снегом лес сказочно красив. Лиза и Соня спешат на заснеженную поляну. Лиза увидела следы зайца. Соня слепила снеговика. Вместо носа у него морковка. Пусть это будет подарком для зайчика!
Ш или Ж
Прошли дожди – грибов жди. Маша и Яша идут в лес. Грибники не спешат, гриб может быть под листвой. Под ногами шуршат листья. Вот красивый желудь. Еловая шишка тоже пригодится. Вдруг послышался шорох. Это ёжик спешит по тропинке.
П или Б
В полях показались первые проталины. Набухли на ветках почки. Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. Первые перелётные птицы скоро появятся в наших краях. Ребята ждут больших перемен в природе.
Т или Д
Лето стояло жаркое. В доме духота. От жары все спрятались в тень дерева. Там стоит стол и табуретки. На столе в кувшине холодная вода. Рядом с домом кадушка. Сегодня в ней купаются воробьи, над водой кружат стрекозы.
Г или К, или Х
Где цветок, там и медок. Гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется. Книга – лучший друг. Кончил дело – гуляй смело. Хвастун – пустой человек. Худо тому, кто добра не делает никому. Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит.
С, З или Ш, Ж
Куст шуршит – серый зайка дрожит. Забавного журавля назвали Журкой. Пушистые снежинки закружились в морозном воздухе. Свежий ветер оживил загрустившие листья.
Р или Л
Сегодня у Раи день рождения. Она надела новое платье. Мама для Раи испечет любимые пирожки и ватрушки. В гости она пригласила друзей: ИРУ, Милу, Клару, Рому, Володю. Всем будем весело.
Ц или Ч, или Щ
Закачились на липе желтые цветочки. Щедрый медовый запах наполнил вечерний воздух. Деревья в чаще слились в чернеющую массу. Сыч прокричал о наступлении ночи - царство тьмы.
Тема 3
Обозначение согласных звуков буквами
при написании слов
Упр 1
Синий Красный Зеленый Зеленый/
Красный
кустыбелкамужествонотыскорыйкнигаОля майкаколесорояльноябрьУпр 2
Кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши, лыжи, сторожил, чулок, чайник, лопочут, чародей, мужик, кувшин, жираф, чертежи, афиши, вершина, туча, начало, щавель, прячутся.
Упр 3
Пакет (3), петушок (1), морковь (6), монета (3), букет (3), журавли (6), книга (2), сойка (3), зерно (1), знамя (4), фабрика (4), фонари (5), новость (6), кувшин (-), ладонь (5).
Упр 4
Волки рыщут, пищу ищут.Тащу, тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.В живом уголке жили ужи и ежи.Сшила Саша Сашке шапку, Саша шапкой шишку сшиб. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.