Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков.


Логопедические упражнения.
Исправление нарушений письменной речи.
Упражнения для исправления нарушений письма,
связанных с артикуляцией звуков.
Тема 1. Обозначение гласных звуков буквами.
Упражнение 1.
Вставь гласную букву в начале слова.
О А Ы У И Э
_стров, _дрес, _глы, __ней, _хо, _кунь, _вгуст, _лей, _стный, _жил, _тренник, _слик, _жин, _мный, _тлас, _ист, _тка, _кна, _гры, _рден, _тот, _дик, _мя.
Упражнение 2.
Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.
_птека, _зюм, _шли, _рбуз, _дут, _кран, _пельсин, _лмаз, _сфальт, _пал, _страда, _льбом, _чёба, _кзамен, _кула, _борка, _читель, _жасный, _зложение, _зоры, _таж, _ктёр.
Упражнение 3.
Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.
Дом - __________, бак - __________, вал - ________, пил - _________, сок - ________, мел - ________, трут - _________, бом - ________, шок - ________.
Тема 2. Обозначение согласных звуков буквами при написании слов.
Упражнение 1.
Добавь в конце слова букву х, т или к. С каждым словом составь и запиши предложение:
ко_ ______________________________________________________________
пу_
________________________________________________________________
лу_
________________________________________________________________
ра_
________________________________________________________________
ро_
________________________________________________________________
ки_
________________________________________________________________
мо_
________________________________________________________________
ма_
________________________________________________________________
ме_
________________________________________________________________
жу_
________________________________________________________________
Упражнение 2.
Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.
Сыр - _________, сон- _________, мак - ________, стоп - __________, сук - ________, кот - __________.
Упражнение 3.
Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.
Лук - _________, день - _________, ком - ________, точка - __________, лак - ________, макет - __________, балка - ___________, педаль - ___________.
Тема 3.Звук и буква. Позиция звука в слове.
Упражнение 1.
Раскрась квадратики соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.
кусты □
скорый □
книга □
белка □
майка □
Оля □
колесо □
рояль □
мужество □
ноты □
ноябрь □
Упражнение 2.
Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь?
Крич_, ч_стый, молч_, ж_р, суш_л, стуч_.
Ч_йка, шалаш_, ч_жой, щ_ка, ищ_, ч_с.
Луж_, пряч_, рощ_, ч_лан, пищ_, ж_лка.
Крич_л, мыш_, лыж_, сторож_л, ч_лок.
Ч_йник, лопоч_т, ч_родей, муж_к.
Кувш_н, ж_раф, чертеж_, афиш_.
Верш_на, туч_, нач_ло, щ_вель, пряч_тся.
Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты писал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.