Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс, МК «Школа России»


Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»
1 класс, МК «Школа России»
БЕХТЕР НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №4»
Иркутской области,
первая квалификационная категория
Аннотация
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО: определены планируемые предметные и метапредметные результаты, продуманы педагогические приёмы и формы организации учебной деятельности с учётом системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, подобраны проблемные и творческие задания. Она помогает построить учебный процесс, направленный на формирование у учащихся общеучебных навыков и способов самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи, что создаёт условия для развития личности и её самореализации. Разработка может быть полезна учителям начальных классов, руководителям методических объединений, а также студентам педагогических учебных заведений.
Введение
Предмет «Окружающий мир» раскрывает широкую панораму природных и общественных явлений – компонентов единого мира и является фундаментом для изучения значительной части предметов основной школы: биологии, физики, химии, географии, истории и обществознания. Представленная в разработке тема урока способствует знакомству младших школьников с разнообразием животного мира, что является частью формирования целостной картины мира. Данный урок проводится в первом полугодии и входит в раздел «Как, откуда и куда?» (10 ч), в котором на изучение представленной темы «Кто такие рыбы?» отводится 1 час. В основе методики преподавания на данном уроке лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания. Организуя разные формы работы, учитель предоставляет учащимся возможность выбора способов решения поставленных учебных задач. На уроке учащиеся, работая с учебником в парах, выполняют практическую работу исследовательского характера, извлекая информацию из схем, рисунков и справочного раздела, необходимую для проверки гипотезы, развивают рефлексивные умения, совершенствуя навыки самоконтроля и самооценки. Используемые педагогические приемы развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.
Технологическая карта урока
Тема Кто такие рыбы?
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Вид урока Урок сомнений и поиска истины.
Цель для учителя Создать условия для формирования представлений у обучающихся о строении и отличительных признаках рыб.
Цель для учащихся Узнать строение и отличительные признаки рыб.
Предметные результаты Знание строения тела и отличительных признаков рыб; умение узнавать рыб на рисунке и различать некоторые виды речных и морских рыб.
Метапредметные результаты (УУД) Личностные – ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться, ценностно-смысловая ориентация в отношении к поведению в процессе учебной деятельности, уважение к иному мнению, соблюдение основных моральных норм при сотрудничестве со сверстниками, принятие базовых ценностей: «доброжелательность, терпимость, уважение», принятие и осваивание различных ролей обучающегося.
Познавательные – умение анализировать и выделять схожие и отличительные признаки, классифицировать данные объекты, использовать имеющиеся знания для нахождения ответа на вопрос, делать вывод, определять тему урока и ставить цель учебной деятельности, доказывать своё мнение, используя имеющиеся знания; анализировать имеющиеся знания и определять недостающие для ответа на вопрос, работать с учебником и извлекать необходимую информацию, читать схемы и рисунки, анализировать иллюстрации, работать со справочником, осваивать способы поискового характера, выделять главное, сопоставлять с эталоном.
Регулятивные – организовывать своё рабочее место, навык самоконтроля, принимать учебную цель, ставить и сохранять учебную задачу, организовывать свою деятельность для решения задачи, планировать свою деятельность, удерживать цель до получения результата,
оценивать запас имеющихся знаний, разграничивать имеющиеся знания и те, что нужно усвоить, работать по предложенному плану, самостоятельно выбирать план действий по решению поставленной задачи, соотносить свою деятельность с поставленной целью, оценивать ход деятельности и её результат, сопоставлять предыдущую и последующую оценки.
Коммуникативные - вести диалог с учителем и со сверстниками, излагать своё мнение, выслушивать и принимать мнение других, налаживать сотрудничество, обмениваться мнениями, договариваться и приходить к единому решению.
Формы работы Групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения ТСО, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием.
Используемые технологии Здоровьесберегающая, проблемная, поисковая.
Педагогические методы Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Педагогические приёмы проблемный поиск, проверка гипотезы, самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, сравнительно—аналитическая работа с учебником, удивительная находка, опрос-итог, обобщение и классификация понятий.
Образовательные ресурсы Учебники, печатные рабочие тетради, карточки для работы в парах, презентация, доска, листы самооценки.
Межпредметная связь Русский язык – словообразование.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД Форма
работы
Органи-
зацион-ныйСоздает условия для эмоциональной, мотивационной подготовки учащихся к усвоению нового материала и формирования навыка самоорганизации и самоконтроля.
Прозвенел звонок, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Нам, друзья, нельзя лениться,
Надо славно потрудиться,
Чтобы мир вокруг познать:
Тайны все его узнать! Осуществляют самоконтроль: проверяют свою готовность к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей).
Проявляют эмоциональную отзывчивость к словам учителя, пробуждающим любознательность. Личностные:
ценностное отношение к учебной деятельности
и желание учиться.
Регулятивные:
навык самоорганизации и самоконтроля,
принятие учебной цели.
фрон-тальнаяАктуа-
лизация знаний Создаёт условия для актуализации знаний, необходимых для усвоения новых.
- Чтобы узнать новые тайны окружающего мира, сначала поработаем в группах и вспомним те тайны, которые мы уже открыли. Образуйте группы и напомните друг другу правила работы в них.
-Найдите ответы на следующие вопросы.
(Осуществляет контроль-наблюдение за работой групп.) Принимают учебную задачу. В группах вспоминают правила работы: работать дружно, вежливо высказывать и доказывать своё мнение, с уважением выслушивать мнение других. Находят ответ на вопрос учителя, представитель от группы его озвучивает. Другие группы корректируют и осуществляют взаимоконтроль.
Личностные: ценностно-смысловая ориентация в отношении к учению и
поведению в процессе учебной деятельности, уважение к иному мнению.
Познавательные: умение анализировать и выделять схожие и отличительные признаки, классифицировать, использовать имеющиеся знания для нахождения ответа на вопрос, делать вывод.
Коммуникативные: излагать своё мнение, выслушивать мнение других, налаживать сотрудничество.
Регулятивные: сохранять
учебную задачу, организовывать свою деятельность для её решения. групповая
182118010477500- Назовите одним понятием, что вы видите на экране?
(Презентация, слайд1) - Объекты живой
природы. - Что лишнее? Почему? - Растение лишнее, остальные – животные. 188023595250- А кто лишний на следующем слайде? Почему? (Слайд2) - Лишний кит, остальные – насекомые. - Кто такие насекомые?
- Насекомые – это маленькие животные, у которых 6 ног. - Так, почему кит – это не насекомое? - Потому что у него нет шести ног. Итог и словесная оценка.
-Молодцы! Вы показали, что владеете тайнами, которые мы уже открыли и доказали, что кит – это не насекомое. Поста-
новкацели
и задач урока
Создаёт условия для постановки целей и задач урока, составления плана работы на урок.
-2730512541250- Кто такой кит? (Презентация, слайд 3) Выдвигают гипотезу, формулируют цель и задачи урока.
(Исходя из имеющихся представлений, большинство ответят, что кит – это рыба.)
Личностные:
мотивация к учению, уважительное отношение к иному мнению.
Познавательные:
определять тему урока и ставить цель учебной деятельности; доказывать своё мнение, используя имеющиеся знания; анализировать имеющиеся знания и определять недостающие для ответа на вопрос.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, удерживать цель
до получения результата, оценивать запас имеющихся знаний,
разграничивать имеющиеся знания и те, что нужно усвоить.
Коммуникативные:
вести диалог с учителем, излагать своё мнение, выслушивать
мнение других.
фрон-тальная-Предположим, что кит – это рыба. (Презентация, слайд 3, анимация)
982345738505- Тогда докажите правоту своей гипотезы. - Кит живёт в воде и плавает. - Но, крокодил, черепаха, лягушка тоже
живут в воде и плавают, тогда они - рыбы!
Учащиеся не согласны с учителем, возникает проблема – нехватка знаний для подтверждения гипотезы. - Подумайте, что надо знать для того, чтобы доказать, что кит относится к рыбам. Сформулируйте тему урока. - Кто такие рыбы? - Какую цель поставите?
(На верхнюю ступеньку лестницы, изображенной на доске, выставляет карточку с записанной целью, после того, как учащиеся предложат свой вариант) - Узнать, каких животных
называют рыбами?
- Какие задачи будем решать, чтобы достичь цели? (Вставляет на ступеньки карточки с задачами.) - Перед нами появился план работы на урок, который надо выполнить, чтобы достичь цели и проверить гипотезу. - 1. Изучить строение рыб.
- 2. Выявить отличительные признаки рыб.
- 3. Узнать, какие бывают рыбы?
-Но, прежде, чем приступим к решению данных задач, оцените уровень своих знаний на индивидуальных листах. Поставьте -17780650875карандашом крестик на линеечке. Осуществляют самооценку на индивидуальных листах. - Поднимите руку, у кого наверху крестик. А кто бы хотел, чтобы крестик был выше? Тогда приступим к решению задач. Проявляют эмоциональную отзывчивость к словам учителя, пробуждающим любознательность. ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)
-А для того, чтобы хорошо думать, быть внимательными сделаем упражнение «Ухо-нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем положение рук так, чтобы правая уже держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо. Выполняют кинезиологическое упражнение, направленное на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Первич-ноеусвоение
новых знаний
- Отгадайте, о какой рыбе идёт речь?
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это … (Презентация, слайд 4) Хором называют отгадку «щука» и потом рассматривают её изображение на экране.
Познавательные:
работать с учебником и извлекать необходимую информацию, читать схемы и рисунки, анализировать иллюстрации, работать со справочником в конце
учебника, осваивать способы поискового характера.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, самостоятельно
выбирать план действий по решению поставленной задачи, работать по выбранному плану, навык самопроверки.
Коммуникативные:
вести диалог со сверстником, излагать своё мнение, выслушивать иное мнение, обмениваться мнениями, договариваться и приходить к единому решению.
Личностные:
соблюдение основных моральных норм при сотрудничестве со сверстниками, принятие базовых ценностей: «доброжелательность, терпимость, уважение» парная
-177801581150- Чтобы решить поставленные перед нами задачи, выполните задание, которое вы видите на экране (Приложение 1) работая в парах. Задание будете выполнять на карточке.
(В Приложении 2 показан материал из учебника, с которым учащиеся будут работать) Принимают учебную задачу, определяют свою пару. Работают на карточке, задание читают на экране.
(Приложение 1) Зачитывает задание, так как навык чтения в первом классе ещё не сформирован, оказывает индивидуальную помощь парам. Выбирают свой план действий. Находят нужную информацию в схемах, рисунках учебника. Организует коллективный контроль и оценку выполнения задания.
- Проверим смогли ли выполнить поставленные задачи. Оценим работу при помощи «Лесенки», построенной нами в начале урока. Анализируют добытые знания, осуществляют самоконтроль и коллективно оценивают свою деятельность, используя приём «Лесенка» - Какая первая задача стояла перед нами?
- Проверим, как с ней справились. - Изучить строение рыб.
Одна пара выходит к экрану, показывают и называют часть тела щуки. Остальные проверяют правильность их ответа, сопоставляя со своим, вносят корректировку. - Я буду называть часть тела, а вы отвечайте - чья она, образуя от слова «рыба» новые слова.
Хвост чей? Голова чья? Плавники чьи? Жаберная крышка чья? Чьё строение назвали?
Учащиеся обогащают словарный запас, образуя однокоренные слова к слову «рыба» и изменяя их: рыбий хвост, рыбья голова, рыбьи плавники, рыбья жаберная крышка, рыбье строение. - Как вы думаете, справились ли с первой задачей? (Ставит знак + на первую ступеньку лестницы на доске) -Да, мы узнали строение рыбы.
- Сможем ли мы подняться на вторую
ступеньку. Назовите отличительные признаки рыб.
(Учитель ставит + на вторую ступеньку) - Рыбы отличаются своим строением от других животных тем, что у них есть жаберная крышка и тело покрыто чешуёй. - Смогли ли найти ответ на третий вопрос? (Учитель ставит + на третью ступеньку) - Да. Рыбы бывают речные и морские. - Попробуем подняться выше. Какая цель стояла перед нами? Узнать, каких животных называют рыбами? - Ответьте на этот вопрос, учитывая особенности этих животных, о которых вы узнали. Каких животных называют рыбами? - Рыбы – это водные животные, у которых есть жаберная крышка и тело покрыто чешуёй. - Подведём итог: насколько хорошо, результативно поработали? - Мы решили все поставленные задачи, достигли цели, но так и не сказали, является ли кит рыбой. (Сделать такой вывод поможет ученикам «Лестница») Первичная проверка понима-ния - Прежде, чем приступим к доказательству гипотезы, проверим, как вы запомнили полученную информацию.
Выполните задание № 1 в рабочей тетради на странице 24 по вариантам.
554355185737500
- Первый вариант - отгадает по силуэтам морских рыб и закрасит кружочки синим цветом, а второй- речных рыб и закрасит кружочки зеленым цветом. По моему хлопку поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Для проверки воспользуйтесь знакомыми вам Выполняют задание в рабочей тетради по вариантам.
Осуществляют взаимоконтроль, поменявшись рабочими тетрадями с соседом и пользуясь рисунком и справочником учебника.
Осуществляют взаимооценку, используя приём «Смайлики», предлагаемый в учебнике, с которым ученики знакомы с первых уроков изучения данного предмета. Познавательные: работать с рисунком, извлекать из него нужную информацию, сравнивать и анализировать объекты, работать со справочником в учебнике, использовать имеющиеся знания для выполнения задания.
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу, осуществлять контроль за действиями партнёра и оценку результата его деятельности, адекватно воспринимать оценку результата своей деятельности.
Коммуникативные:
налаживать сотрудничество, излагать свою точку зрения.
Личностные: интерес к учебному заданию и деятельности, понимать значение знаний для человека, принимать и осваивать различные роли обучающегося. индивидуальнаярисунками из учебника на странице 35 и справочником (Приложение 2), и поставьте оценку при помощи «Смайликов».
Итог: - Поднимите руку, кто получил жёлтый или зелёный смайлик. Погладьте себя по голове за хороший результат, а потом соседа. Аргументируют свою оценку партнеру. ФИЗМИНУТКА
-Хорошо поработали, можем и отдохнуть. Представьте себя рыбами.
Давай с тобой мы поплывём,
Хвостом много раз вильнём,
Плавниками помогаем
И корабль обгоняем. Представляют себя рыбами и имитируют их движения при помощи рук и туловища.

Итог: - Теперь вы не только узнали, кто такие рыбы, но и сами побывали в этой роли.
Первичное закреп-
ление69723075946000- Попробуйте доказать правоту гипотезы, предложенной вами в начале урока.
-Делать вы это будете в группах. Организуют работу в группах. Познавательные:
определять учебную задачу, применять полученные знания для решения учебной задачи, анализировать объекты, выделять главное, делать выводы и аргументировать их.
Коммуникативные:
налаживать сотрудничество, допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, ясно излагать свою.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия для решения учебной задачи,
адекватно воспринимать результат деятельности и его оценку.
Личностные:
осознание ценности имеющихся знаний, смысла учения, уважительное отношение к иному мнению, интерес к новым знаниям,
ценностно-смысловая ориентация в отношении к учению и поведению в процессе учебной деятельности. групповая
- Каждая группа получает одинаковое задание.
33464565024000
Посмотрите внимательно на изображение кита и скажите, что вам надо сделать, для того, чтобы определить является ли он рыбой. - Рассмотреть строение кита, найти известные нам части тела. Сделать вывод: соответствует его строение строению рыб или нет.
(Выполняя задание, замечают, что у кита нет жаберной крышки и чешуи.) Верно, рассмотрите строение кита и подпишите части его тела. Выполняя задание, замечают, что у кита нет жаберной крышки и чешуи. -К какому выводу вы пришли?
-Строение кита не соответствует строению рыб: у него нет жаберной крышки и тело не покрыто чешуёй. - Вы правы! Но существуют рыбы, у которых нет чешуи – это, например, налим, сом, мурена, но нет ни одной рыбы без жаберной крышки, которая защищает от повреждений внутренний орган рыбы – жабры. При помощи жабр рыбы дышат под водой. А у кита нет жабр, поэтому нет жаберной крышки. Адекватно воспринимают оценку учителя и новую информацию. - Подведите итог: является ли кит рыбой? Объясните свой вывод.
- Кит не является рыбой, его строение не соответствует строению рыб, так как у него нет жабр и защищающей их жаберной крышки. -Да, ваша гипотеза оказалась ложной. Сформулируйте вывод о том, кто такие рыбы, учитывая их особенности? -Рыбы – это водные животные, у которых есть жаберная крышка (жабры). Тело большинства рыб покрыто чешуёй. - Кто такой кит, вы узнаете через неделю. Проявляют интерес, пробуждающий любознательность Домаш-
нее задание
по желанию - Предлагаю поучиться дома рисовать рыбу, учитывая особенности её строения. Постарайтесь нарисовать рыбу, которая существует на самом деле. На следующем уроке мы сделаем выставку ваших рисунков и попробуем отгадать названия изображенных рыб. Принимают учебную задачу, проявляя эмоциональный интерес.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные:
ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться.
Познавательные:
использовать полученные знания для решения задачи.индивидуальнаяРефлек-
сия
(подве-дение итогов) -Подведём итоги урока.
-Какая была цель на уроке и достигли ли мы её?
- Какие новые тайны раскрыли?
- Что вас удивило?
- Что вызвало затруднения?
- Чему хотели бы поучиться дома?
-Оцените свои знания на листах самооценки, крестик теперь ставим ручкой.
(Приложение 2) Сравните с оценкой, поставленной в начале урока. У кого крестик в конце урока стоит выше?
-Я вас поздравляю с новыми знаниями!
Спасибо за урок! Отвечают на итоговые вопросы урока, осуществляют самооценку своей работы и приобретенных знаний. Регулятивные: соотносить свою деятельность с её целью, оценивать ход деятельности и её результат, сопоставлять предыдущую и последующую оценку, ставить задачу.
Личностные: осознание ценности имеющихся знаний, смысла учения, мотивация.
Познавательные: делать и аргументировать выводы.
Коммуникативные:
излагать своё мнение, принимать иное мнение. фрон-
таль-
ная,
инди-виду-альнаяЗаключение
В ходе урока достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового знания. Его структура полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание, формы организации учебной деятельности, педагогические приёмы, оборудование способствуют достижению цели урока. На всех этапах обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Развивается познавательная активность учащихся, память, мышление, совершенствуются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, коммуникативные и регулятивные качества. Интенсивность урока оптимальна с учётом физических и психологических особенностей детей.
Список литературы для учителя
Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А. А. Плешакова / авт.-сост. Н. Н. Черноиванова. Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
Акимушкин И. И. Причуды природы. – М.: Юный натуралист, 1992. – 128 с.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / авт. – сост. А. Е. Чижевский. Под общ. ред. О. Г. Хинн – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 432 с.
Список литературы для учащихся
Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч 1 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 68 с
Приложение 1 Задание для работы в парах
381092773500
Приложение 2 Материал из учебника
Страница 34 Страница 35 Справочник на странице 90