Методы и приемы формирования навыков чтения у детей с задержкой психического развития


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Обучение чтению учащихся младших классов с задержкой психического развития является наиболее трудным разделом обучения русскому языку.
Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития школьников с ЗПР вносят некоторые коррективы в применение аналитико-синтетического метода. Удлиняется срок обучения грамоте: на изучение каждого звука и буквы отводится большее количество времени для лучшего закрепления их; сходные звуки и буквы изучаются с определенным перерывом и после твердого усвоения каждого из них.
Каждый этап обучения чтению отличается решением каких-либо определенных задач. Но задачи предыдущего этапа остаются актуальными и на всех последующих этапах. На первом этапе основными задачами являются умение выделить звук, соотнести пройденные звуки и буквы, овладение обратным слогом и знакомством с прямым открытым слогом. На втором этапе все перечисленные задачи остаются, особенно задача соотношения звука и буквы, но центр тяжести переносится на овладения прямым открытым слогом и знакомства с закрытым слогом. Основной задачей третьего этапа является овладение чтением прямых слогов с мгновенными согласными, а также прямым открытым и закрытым слогом в мягком варианте. Задачи четвертого этапа на ряду с предыдущими включают в себя овладение чтением слов с йотированными гласными, когда они стоят в начале слова и составляют слог. Выработка навыка чтения происходит сложным путём, состоящим из ряда последовательных этапов.
Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков, обозначаемых буквами. Процессу слияния необходимо специально учить. Особенно это относится к умственно отсталым школьникам, у которых все навыки формируются со значительными затруднениями.
Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста.
Конкретными их задачами являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков эти упражнения, прежде всего, готовят детей правильному прочтению слов текста.
Детей с ЗПР приходится специально учить пользоваться двумя способами чтения (по слогам и целыми словами), так как только в этом случае они смогут постепенно переходить от послогового чтения к быстрому «узнаванию» слова.
В процессе проработки связного текста учителю рекомендуется показать учащимся образец правильного чтения и затем неоднократно читать материал вместе с детьми.
Тренировка в чтении должна занять большую часть урока. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда (особенно в младших классах) к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, учитель, планируя повторное обучение, каждый раз модифицирует задания.
Учащиеся читают по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют товарища, который продолжает чтение), выборочно. Прием выборочного чтения дает возможность варьировать: школьники почитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, на вопрос учителя, на конкретное задание. Повторное чтение можно проводить при делении текста на части или озаглавливании их, при чтении по ролям, при подготовке к выразительному чтению и т. д.
Заинтересованность учащихся при повторном чтении достигается за счет постоянной вариативности заданий и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовать наблюдение учащихся за чтением своих товарищей. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда школьники читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из учеников класса.
Для организации таких наблюдений можно использовать приемы предварительно спланированного чтения или контроля за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ими ошибок. Причем каждый ребенок должен читать не более одного - двух предложений, так как в противном случае школьники забывают ошибки и начинают придумывать их, добиваясь поощрения учителя.
Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения:
Звуко-буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной азбукой. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.
Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.
Чтение небольших текстов, написанных на доске. В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т. д.).Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.
Своевременное объяснение значения слова.
Хоровое чтение трудной части рассказа. В след за этим данную часть читают слабые учащиеся.
Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.
Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.
Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.
А.К.Аксёнова отмечает, что не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того, чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:
медленное чтение учителя;
комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором;
сопряженное чтение;
контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.
В развитии навыка сознательного чтения огромное значение имеют те виды занятий, которые проводятся в условиях школы, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения учителем, чтение текстом учащимися, анализ прочитанного при повторном чтение, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, творческая деятельность школьников. Эти виды работы приобретают ряд специфических черт в школе для детей с нарушениями интеллекта. Так, подготовка учащихся к восприятию текста не ограничивается только проведением предварительной беседы, как предлагает методика массовой школы, а проводится более углубленно, с использованием целого ряда других приемов и методов.
Подготовительная работа в младших классах часто требуется создания наглядной конкретной ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе которой актуализируется, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления, понятия, устанавливаются связи уже знакомого материала с предлагаемого в данный момент.
Не менее важной для понимания читаемого является словарная работа, которая может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, учитель объясняет в процессе подготовительной работы.
Значение других слов и образных выражений разбираются во время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются сами учащиеся. Более того, необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя или своих товарищей об их смысле.
Проведение подобной работы требует от педагога последовательности и терпения, так дети с ЗПР часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем развитие их самостоятельности способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.
Особенно сложным является анализ изобразительных средств художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей с ЗПР не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.
Простое объяснение значения и роли выразительных средств оказывается недостаточным для преодоления имеющихся затруднений. Сравнение (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий) слов, употребленных в прямом и переносном значении, составление картинного плана, широкое использование приема зарисовок - все это в значительной степени способствует преодолению недостатков в понимании младшими школьниками образных выражений.
Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для правильного восприятия текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе.
Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные произведения в начальных классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему недоступен и следить за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего.
Анализ текста идет в процессе повторного чтения. В младших классах текст, анализируется чаше всего индуктивным путем, т.е. от частного к общему. Этот путь для детей легче, так как в результате последовательного разбора содержания обращается внимание на отдельные, существенно важные, моменты читаемого материала, и учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом.
В некоторых случаях, когда основная мысль дана в готовом виде, при разборе произведения можно использовать метод дедукции.
Закрепление содержания прочитанного текста ведется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, диа- и кинофильмов на эту тему, как это принято в массовой школе, но и с помощью иных приемов и средств: соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; изготовление макетов, лепка и зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной жизненной ситуации. Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, четко установить связи явлений и действующих лиц, соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.
Чтобы повысить работоспособность детей на всех этапах урока, можно использовать следующие приемы:
предварительное спланированное чтение;
коллективное комбинированное чтение.
Учителю приходится чаще всего пользоваться дедуктивным методом, когда от общего вопроса учащиеся идут к выявлению деталей, которые могут помочь углубленному пониманию прочитанного.
Заключительной стадией работы над произведением являются творческие работы - рисунки к тексту, изготовление макетов, составление монтажей, альбомов, инсценировки, а в старших классах, кроме того, сочинения на различные темы, связанные с прочитанным, изложения коротких отрывков.Дети с нарушением работоспособности нуждаются в дополнительных стимулах, мобилизующих внимание: поощрении (если ученику удалось сохранить внимание хотя бы на небольшой промежуток времени), частых вызовов для ответа, проведении занятий в игровой форме.
На уроках чтения нужно специально заботиться о приёмах организации мыслительных процессов, помогать учащимся в осознании смысловой структуры текста.
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения заложены в следующих видах работ:
предварительная беседа;
беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом;
работа над планом и пересказом прочитанного;
словарная работа.
Способствует сознательности чтения также работа по составлению плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ.
Самым распространенным видом чтения для детей с ЗПР является чтение вслух. Только чтение вслух даёт возможность учителю выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.
Для детей с ЗПР значение чтения вслух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать, особенно на первых порах, его правильность.
У таких детей навык молчаливого чтения вырабатывается с большим трудом в силу его самостоятельности и меньшей мотивированности. Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи описываемых событий, установить их причинную зависимость.
Как бы ни были велики трудности обучения пониманию материала, прочитанного про себя, следует научить учащихся этому экономному и необходимому виду чтения.
На первых порах учащиеся не могут совершенно исключить голос при чтении про себя, поэтому сохраняется шепотное произведение. Учителю не следует торопиться исключать видимые и слышимые речедвигательные компоненты, однако необходимо постепенно ослаблять их.
После того как учащиеся овладеют процессом молчаливого чтения, оба вида чтения можно использовать одновременно: дети читают часть текста вслух, некоторые абзацы по заданию учителя - про себя; одну главу разбирают в классе, читая ее вслух, другая дается для самостоятельного молчаливого чтения дома.
Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений.
Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:
Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики.
Хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
Подражание образцу выразительного чтения.
Чтение по ролям, драматизация текста.
Упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.
Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декламации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью.
В развитии навыка осознанного чтения огромную роль играют следующие виды занятий: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала.
Под правильным чтением понимается чтение без искажения звукослогового состава слова и соблюдение правильного ударения в словах.
Учащиеся с ЗПР испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:
невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв) в результате несформированности синтеза слогов в слово;
побуквенное чтение;
замена слова другим несходным по буквенному составу;
замена слова другим, сходным по буквенному составу, родственным словом или формой одного и того же слова;
вставка согласных звуков;
добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
пропуск конечного гласного звука;
перестановка звуков;
замена гласных звуков;
взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих, твердых и мягких;
пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова асемантичным сочетанием;
нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.
Для преодоления и предупреждения возможных ошибок при чтении предполагает проведение работы по следующим направлениям:
Формирование умения осознавать механизм образования слоговой структуры слова.
Привлечение внимания учащихся к буквенному составу слова.
Привлечение внимания учащихся к морфемному составу слова.
В рамках первого направления большое внимание уделяется правильному прочтению учащимися слов, многосложных по составу или имеющих рядом несколько букв, обозначающих согласные звуки (слова со стечением согласных звуков). Такие слова даны перед текстом в послоговой разбивке и обязательно должны быть прочитаны до работы над текстом. Чтобы предотвратить у школьников снижение интереса к самому процессу чтения, учитель может предусмотреть использование на уроке различных вариантов чтения отдельных слов: а) хоровое, групповое или индивидуальное; б) чтение с поощрением жетонами или фишками; чтение – соревнование.
Для предотвращения побуквенного чтения и привлечения внимания детей к основной слоговой структуре – прямому открытому слогу (СГ), необходимо этот слог выделить полужирным шрифтом. Такой приём позволяет учащимся зрительно воспринимать данный комплекс букв, как своеобразное единство, которое следует читать слитно.
Ошибки, связанные с перестановкой или пропуском букв, чаще всего возникают в тех словах, где рядом находятся несколько букв, обозначающих согласные звуки. Основной прием работы по коррекции – чтение с подготовкой и чтение с наращиванием одной или нескольких букв. При чтении с подготовкой ученики начинают читать не с прямого открытого слога, а с произнесения гласного звука, обозначенного одной буквой. Это позволяет им сначала почувствовать положение органов артикуляционного аппарата при произнесении изолированного гласного звука, а затем уже произнести согласный в артикуляционном укладе данного гласного звука. После этого ученики читают полученный слог, добавляют еще одну букву, пока не получится слово.
Прием наращивания состоит в том, что к прямому открытому слогу постепенно присоединяются буквы, обозначающие согласные звуки. Этот прием может быть представлен в горизонтальном и вертикальном расположении слогов, так называемой “ пирамидой”.
Такой подход к расположению слоговых структур и слов способствует развитию гибкости чтения и помогает учащимся преодолеть механическое прочтение слов.
Второе направление работы по формированию правильности чтения – это привлечение внимания учеников к словам, различающимся по буквенному составу либо количеством букв и их последовательностью в словах, либо одной лишь буквой при совпадении количества и порядка буквенного состава. В этих случаях смыслоразличительные буквы также выделены полужирным шрифтом. Для того чтобы чтение этих слов было достаточно осознанным, учитель просит ученика объяснить значение слова. Например, вы-дох вдох , облетел облетал.
В рамках третьего направления предлагаются упражнения на привлечение внимания школьников к морфемному составу слова, без называния терминов. С этой целью перед текстом даны слова, которые отличаются какой-либо частью слова, например, имеют разные приставки, но одинаковый корень, суффикс и окончание.
за-сы-патьна-сы-патьпо-сы-патьТакой подход к презентации слов необходим для того, чтобы ученики, на основе зрительного восприятия, могли фиксировать внимание на отличных по буквенному составу частях слова, определяющих лексическое значение всего слова в целом.
ля подготовительной работы над техникой чтения широко используются упражнения, в которых даны однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи.жел-тая хрус-тит соседпо-жел-те-ла хруст-ка-я со-сед-ска-я по-жел-тев-ша-яПод беглым чтением понимается темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного. Основная причина, затрудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия учащихся с недоразвитием интеллекта – они зачастую не могут “ схватить” слово целиком или даже часть слова. Чтобы помочь им преодолеть это затруднение, предусмотрена определенная последовательность в послоговой разбивке слов. Сначала представлены двусложные слова без деления на слоги:
из двух прямых открытых слогов (рано, мама)
из обратного и прямого слога (окна);
из трехбуквенного закрытого слога и одной буквы (урок).
Затем, слова без деления на слоги, даны в следующей последовательности:
трехбуквенный закрытый слог и прямой открытый слог: СГС + ГС; ГС + СГС (назад,)двусложные слова из трехбуквенных закрытых слогов: СГС + СГС (волков);
трехсложные слова, состоящие из одной буквы, прямого открытого и трехбуквенного закрытого слога: Г + СГ + СГС; СГС + СГ + Г (увидал, черная);
трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: СГ + СГ + СГ (молоко);
трехсложные слова, состоящие из двух прямых открытых слогов и трехбуквенного закрытого слога: СГ + СГ + СГС; СГ + СГС + СГ (вытащить, корешки);
трехсложные слова, состоящие из прямого открытого слога и двух трехбуквенных слогов: СГС + СГС + СГ; СГС + СГ + СГС (собрался, поднимет);
четырехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: Г + СГ + СГ + СГ; СГ + СГ + СГ + Г (увидели, хорошая);
четырехсложные слова, состоящие из прямых отрытых слогов: СГ + СГ + СГ + СГ (закатали).
Далее следуют различные варианты слов, основанные на чтении отработанных слоговых структур.
Для того чтобы облегчить ученикам переход от аналитического чтения к глобальному – целыми словами, – следует отрабатывать модели слов непосредственно перед чтением текста. Например,тряс-ти
проч-ти
про-чи-тай
про-чи-тать трясти
прочти
прочитай
прочитать
Затем формирование навыков беглого чтения осуществляется в следующих направлениях:
чтение слов сложной структуры;
чтение фрагментов текста с опорой на иллюстрацию;
чтение фрагментов текста по вопросам к нему;
чтение текста в соответствии с пунктами плана к этому тексту.
К словам сложной структуры относятся:
слова со стечением 3–5 согласных;
лексемы, в составе которых 4–6 слогов;
языковые единицы с 2 основами.
Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.
Однако у школьников обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:
в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное;во фрагментарном понимании текста;
в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе;
в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.
Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений, фразеологизмов.
Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.
С целью формирования интереса к прочитанному произведению, для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они еще активизируют их творческие возможности.
В процессе работы по развитию буквенного гнозиса можно использовать такие задания: найди букву среди ряда других букв, сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным) и т.д. При формировании слитного чтения осмыслению принципа слияния помогают такие приемы, как:
• Протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный.
• Чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука (а-ма)
• Чтение по подобию (ма-са-ха)
• Запоминание слога – постоянное чтение слоговых таблиц
• Узнавание «в лицо» слоговых структур, цветовая маркировка слогов
• Чтение слога по следам анализа – т.е. предварительный разбор слова, в котором есть изучаемый слог.
Очень эффективны приемы, направленные на развитие слухового внимания: выкладывание кубиков по мере произнесения звукового ряда или звуков слова, записи по памяти слова, проанализированного и воспринятого ранее зрительно, отгадывание слова по слогу, т.е. идет опора на более сохранные анализаторы. При делении слова на слоги использую приемы:
• счет движений нижней челюсти (опускание) сколько раз подбородок тукнет о кулачок;
• хлопки;
• отрезание слогов;
При обучении чтению слогов со стечениями согласных можно использовать приемы наращивания согласных (ра-бра-брат), различного деления слов на слоги (рос-ли, ро-сли), отрезание их, изменение формы слова (лис-ты, лист).
При чтении слогов, где йотированные гласные обозначают мягкость согласного (Коля,Колю) тоже постепенно наращиваются синтагматические связи: Лю-ба, люк, клюк-ва. Чтение их отрабатывается практически. Гласные неоднократно прочитываются изолированно, попарно, сравниваются слоговые структуры, слова с оппозиционными согласными.
При чтении слогов и коротких слов используюется прием сопряженного проговаривания, когда ученик и учитель вместе произносят речевой материал, также эффективен прием дирижирования – когда учитель и ученик дирижирует рукой вслед за произнесением или прочитыванием слова.
При работе по совершенствованию навыка чтения используется чтение «зашумленных слов и слоговых таблиц» - слоги и слова заштрихованы.
Можно использовать прием обучения глобальному чтению – чтение по табличкам целыми словами, в которых единицей чтения является слово. С помощью данного приема можно создать представление у ребенка о том, что такое «слово», связать освоение чтения с важными личностными смыслами. Прием глобального чтения предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. Ребенок запоминает слово как целостное изображение, более того, он запоминает и графический рисунок букв. Вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает концентрацию его внимания. Когда ребенок осознает смысл чтения, можно переходить к освоению аналитического чтения.