«Практическая грамматика и развитие речи для детей с неродным русским языком»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко – Сале, Пуровского района


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по ОП Директор МБОУ «СОШ № 2»
___________/ / ___________/ / ___________/ Л.В. Дюшко /
Протокол № __4__ от «10» сентября 2013 года Приказ №
« » 2013 года от « 15 »сентября 2013 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Практическая грамматика и развитие речи для детей с неродным русским языком»
(с билингвизмом)

для обучающихся класса
6-7,8-9 классов
Учитель: Кузнецова Евгения Владимировна



Программа Просвещения Ленинградское отделение.
Учебник русский язык для 5-6, 7-8, 9 класса национальных школ
Н.З.Бакеева, А.Т.Басиева.





Пояснительная записка.
Данная программа составлена для учащихся 5-6, 7-8, 9 классов является факультативной, модифицированной, носит прикладной и развивающий характер. Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая, во-первых, определяет цели, содержание и структуру учебного предмета «Русский язык»; во-вторых, изучает и описывает наиболее рациональные методы и приёмы обучения русскому языку; в-третьих, исследует условия и пути усвоения учащимися точно очерченного круга знаний, овладения определёнными умениями и навыками.
Издавна существует выражение, что методика даёт ответ на вопросы «чему учить?» (содержание обучения) и «как учить?» (методы и приёмы обучения.. Требуется добавить ещё один вопрос «кого учить?» и ответить на него.
Учащиеся должны получить не только знания , но и овладеть практически языком в коммуникативных целях
Обучение русскому языку – это развитие мышления детей, совершенствование и обогащение выражения мысли новыми средствами. Процесс овладения учащимися вторым языком – это процесс познания ими новых явлений реальной действительности в педагогически организованных условиях.
Овладение нерусскими учащимися русским языком имеет свою специфику, которая вытекает из соотношения структур русского и родного языка учащихся и имеющихся у них навыков по родному языку. Иноязычные реалии, имеющие ряд свойств и признаков, воспринимаются учеником как сложные единицы.
Изучение второго языка представляет собой двуединичный процесс: усвоение новых языковых явлений и приобретение умение преодолевать привычные навыки родного языка при пользовании русской речью.
Для учащихся с нерусским языком является учение о двух формах речи – устной и письменной – в их взаимосвязи. Дифференцированный подход к устной и письменной речи, а также усиление внимания к развитию устной речи дают заметные положительные результаты в практическим овладении языком. Благоприятно влияя на произношение, устная речь способствует повышению качества письменных работ учащихся.
Школьное обучение второму языку обычно не создаёт противоречия между потребностью и средствами общения. Оно выдвигает требования и цели изучения языка. Если требования совпадают с желаниями учащихся, то научение протекает на основе познавательных интересов.
Цель курса: овладение определённым кругом знания о языке, приобретение практических умений и навыков, определяющих речевую деятельность учащихся на русском языке.


Примерное распределение часов по курсу:
1.Повторение 12ч.
2.Фонетика 8ч.+2 Р.Р.
3.Лексика 7ч.
4.Синтаксис и пунктуация 14ч.+1Р.Р.
5.Имя существительное 8ч.
6.Имя прилагательное 4ч.
7.Глагол 12ч.



дата
Содержание и тема урока
Формирование и отработка навыка
Развитие речи, словарные слова
Виды работ
Домашнее задание




Повторение 12 ч.





1.
1.

Орфограмма.
Написание букв в словах, их объяснение
Орфограмма
Нахождение орфограммы в словах
Упр.1

2.
2.

Правописание безударных гласных в корне слова.
Подбор однокоренных слов, проверка безударных гласных в корне
Атмосфера
Объяснить значение слов Родина, родной
Упр3

3.
3.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Сомнительные согласные в корне
Специальный
Письменный разбор предложения по членам
Упр5.

4.
4.

Буквы И.У.А после шипящих.
Орфограмма гласные после шипящих
Брошюра, жюри, парашют
Составление предложений со словами
Упр6.

5.
5.

Раздельное написание предлогов со словами.
Раздельное написание предлогов со словами
Словарные слова
Предлоги из-за, из-под, составление предложений
Упр8

6.
6.

Р.Р.Текст
Отличие текста от набора предложений
Составь план
Составление собственного текста
Упр.9

7.
7.

Части речи.
Уметь различать части речи в тексте
Инструмент
Описание рисунка
Упр11

8.
8.

Глагол. Тся, ться в глаголах.
Уметь правильно ставить вопрос, определять часть речи.
Счёты
Задать вопросы друг к другу
Упр.12

9.
9.

Имя прилагательное.
Признаки прилагательного
Словосочетание
Составление словосочетаний
Упр 14.

10.
10.

Р.Р. Тема текста. Основная мысль.
Признаки текста, умение строить свой текст
Текст
Чтение художественного текста
Составление текста

11.
11.

Имя существительное
Признаки существительного.
Существительное
Нахождение существительного
Упр 15

12.
12.

Обобщение материала по разделу: «Повторение».
Обобщить знания по пройденному материалу
Перескажи текст
Работа с текстом, составление плана.





Фонетика. 8+ 2 р.р.





13.
1.

Фонетика. Гласные звуки.


Звуки русского языка; элементы транскрипции
Словарный диктант
Фонетика
Подбор односложных слов русского языка;
Упр42

14.
2.

Согласные звуки.




Особенности образования согласных звуков
Произношение согласных звуков
Смыслоразличительная роль согласных и гласных звуков
Упр43

15.
3.

Р.Р. Повествование. Обучающее сочинение с элементами сочинения.
Составлять предложения
Описание своих наблюдений
Составление плана
Упр46

16.
4.

Согласные звонкие и глухие.
Образование звонких и глухих согласных
Чтение слова по слогам
Найти в тексте согласные звонкие и глухие
Упр52

17.
5.

Графика. Алфавит.
Устная и письменная речь, о звуках и буквах, их значение.
алфавит
Правильное произношение букв алфавита, орфоэпические упражнения
Упр53

18.
6.

Р.Р. Описание предмета. Сочинение – описание.



Уметь строить предложения
Описание любимого предмета
Составление плана
Упр54

19.
7.





Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Обозначение условия выбора мягкого знака

Способ обозначение мягкости согласного
Упр60

20.
8.

Двойная роль букв Е,Ё, Ю, Я.

Роль разных фонетических позиций е ,ё, ю, я.
Бакен, бакенщик
Составь связный текст по теме, обозначение слов при помощи ь
Упр68




Лексика. 7ч.






21.
1.

Слово и его лексическое значение.
Знакомство со словом «лексика», «лексикология»
Баня, инкассатор, лексика
Найти в словаре значение слова
Упр.124

22.
2.

Однозначные и многозначные слова.
Находить в словаре однозначное и многозначное слово
Однозначное, многозначное слово
Значение слов: полотно, свежий, хвост
Упр125

23.
3.

Прямое и переносное значение слова.
Определять слова в переносном значении
Переносное значение слова
Составь предложения со словами в переносном значении
Упр126

24.
4.

Омонимы.

Отличие омонимов от многозначных слов, находить слова – омонимы в стихотворении
Омонимы
Омонимы в художественном тексте, неосложнённое списывание
Упр129

25.
5.

Синонимы.
Работа со словарём
Синонимы
Найти синонимы к словам: бессердечный, бесчеловечный, заманчивый, нисходить, недоумение
Упр137

26.
6.

Антонимы.
Слова с противоположным значением
антонимы
Составление по картинкам предложений
Упр136

27.
7.

Повторение по теме : «Лексика»
Обобщить знания по теме

Работа с текстом, составление плана
Упр140




Синтаксис и пунктуация. 15 + 1Р.Р.





28.
1.


Словосочетание. Разбор словосочетаний.
Разбор словосочетания
Гирлянда, портрет, компьютер фонарь
Составление словосочетаний со словами

Упр122


29.
2.

Предложение.
разбор предложений.

Схемы предложений
Упр135

30.
3.

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.
Предложения по цели высказывания; роль восклицательных предложений.
Подлежащее, сказуемое.
Опознавательные признаки пунктуации, строить схемы предложений, находить предложения в тексте
Словарные слова

31.
4.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Различать слова и выражения в тексте.
Словарный диктант
Строить смысловой рассказ, используя при этом все члены предложения.

Упр140


32.
5.

Определение. Дополнение.
находить дополнение, определение.
выпускать
Роль определений, дополнений в тексте
Разбор предложений по членам

33.
6.

Обстоятельство.
Ставить точно смысловые вопросы обстоятельств
выпустить
Уметь ставить смысловой вопрос

Упр158

34-35
7-8









Предложения с однородными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
январский
Составлять схемы с однородными членами, ставить правильные вопросы, умение отличать однородные члены от других членов
Упр165

36.
9.

Р.Р. Письмо.

Знакомство с различиями писем, написанных разными адресатами

Написание письма, с указанием адресата
Упр168



37-38.
10-11

Синтаксический разбор простого предложения.
Сопоставить предложения и увидеть разницу.
русский
Разбор предложений, чтение схем
Упр172конструирование
предложений

39.
12.

Пунктуационный разбор предложения.
Знаки препинания, уметь объяснить
сибирский
Запятая в предложении
Упр179

40.
13.

Простые и сложные предложения.
Разбор простого предложения, схема разбора, порядок разбора
дешёвый
Разбор предложений

Упр182

41.
14.

Разбор сложного предложения.
Знакомство со сложными предложениями
ледяной
Порядок разбора сложного предложения
Упр191читать схемы

42.
15.

Прямая речь. Диалог.

Чужая речь, прямая речь, оформление диалога, отличие прямой речи от диалога
Оформление диалога
Составление предложения с прямой речью, составление диалога

Упр195
Чертить схем

43.
16.

Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Обобщить знания по теме, полный разбор предложений

Работа с текстом

Упр209




Имя существительное.8ч.





44.
1.

Имя существительное как часть речи.




Лексическое значение имени существительного, уметь различать существительное как члены предложения.
День Победы, Куликовская битва, Северная Америка
Морфологические функции существительного
Упр241

45.
2.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Различать существительные , которые отвечают на вопросы : кто? что?
железнодорожный
Сочетание слов ,имя и название
Упр256

46.
3.

Имена существительные собственные и нарицательные.
уметь различать имена существительные собственные и нарицательные.
Тарко-Сале
Собственные имена существительные, которые обозначают устойчивые сочетания.


Упр255

47.
4.

Морфологический разбор имени существительного
Образец устного и письменного разбор существительного
аллея
Работа с текстом
Упр261


48.
5.

Род имён существительных.
Уметь определять род имён существительных
группа
Подбор названия слов, которые обозначают названия животных
Упр263

49.
6.

Падеж имён существительных
Уметь определять падеж имён существительных
простой и простоватый
Работа с текстом
Проанализировать текст

50.
7.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
Обобщение правила правописания Е, И в окончаниях существительных;
пассажир
Склонение существительных, суффиксы существительных


51.
8.

Повторение по теме.
Обобщить знания по теме, уметь правильно писать окончания существительных
Отзывчивый, чуткий.
Работа с текстом
Упр269





Имя прилагательное. 4ч.







52-53.
1-2.

Имя прилагательное как часть речи.





Актуализация и углубление знаний об имени прилагательном.
лестница
Морфологические признаки имени прилагательного
Упр332

54.
3.

Прилагательные полные и краткие.
Сопоставление полных и кратких прилагательных, строение и морфологические
галерея
Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных
Упр323

55.
4.

Повторение по теме:«Имя прилагательное»


Связный рассказ об имени прилагательном
Описание картин природы.

Упр331




Глагол.12ч. +1Р.Р.






56.
1.

Глагол как часть речи
Углубление знаний о глаголе, синтаксическая роль в предложении
Личные впечатление от увиденного, используя глаголы.
Различие между однокоренными глаголами и существительными
Упр558

57.
2.

Не с глаголами
Не с глаголами, слова – исключения.
тротуар
Составь предложения с глаголами, данными на полях
Упр561


58.
3.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола, отличительные признаки, суффиксы, окончания
планета
Составь описание действий : «Как посадить яблоню»
Упр567

59.
4.

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ
Выбор написания тся, ться в глагоах
результат
Правильно ставить вопрос к глаголам, работа с текстом
Упр568

60.
5.

Виды глагола
Уметь правильно задавать вопрос, определять совершенный и несовершенный вид
троллейбус, надеть
Работа с текстом, составление плана
Упр578

61.
6.

Р.Р. Создание спортивного репортажа по серии рисункам

Репортаж
Конструирование предложений
черновик

62.
7.

Буквы Е, И в корнях с чередованием.
В каких корнях происходит чередование звуков
выжечь, жернова, одеть, канал, вокзал
Навык применения правила, произношение корней
Упр596

63.
8.

Время глагола

какое бывает время у глагола

Работа с текстом, ответить на вопросы
Упр599

64-67
9-12.

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием
Отличать спряжение 1 от 2; уметь правильно задавать вопрос, ставить слова, уметь сохранять вид глагола при определении спряжения
Расцвести
рассветать
Правильно писать безударные личные окончания у глаголов, глаголы – исключения, работа с текстом
Упр642

Упр652
Упр674

68.
13.

Повторение по теме: «Глагол».
Обобщить знания по теме
Словарные слова
Работа с текстом, составление плана









Программно-методическое обеспечение:
1.Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова, Санкт-Петербург «Просвещение» 1992г.
2.Подготовка учителя русского языка для национальной школы Н.М.Шанский, Г.Г.Городиловой, Москва, «Просвещение»1989г
3.Урок русского языка в национальной школе под редакцией М.Б.Успенского, М.В.Головановой, Москва «Педагогика», 1986г.
Заголовок 1 Заголовок 215