Использование методов срочной информации для оценки физического состояния в учебно-тренировочном процессе

УДК 796

Использование методов срочной информации для оценки физического состояния в учебно-тренировочном процессе
ст. преподаватель Э.В. Боброва.

При работе со студентами ставятся задачи: Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата, научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
During the work with students tasks are set: To strengthen muscular groups of all motive device, to teach rationally to use muscular force in various conditions.

Ключевые слова: система тестов для определения и контроля физических качеств, методы срочной информации, определение оценки физического состояния.
Key words: system of tests for definition and control of physical qualities, methods of urgent information, definition of an assessment of a physical state.

E.V. Bobrova


Use of methods of urgent information for an assessment of a physical state in educational and training process

В настоящее время все более актуальным становится принцип оздоровительной направленности занятий физической культурой. Здоровье человека относится к числу глобальных проблем современности.
В этой связи в последнее десятилетие развернулись интенсивные исследования и методические разработки, направленные на обновление теории, методики, а также содержание физической культуры и спортивной подготовки.
В результате этих исследований и разработок обоснованы и экспериментально апробированы новые подходы, интересные методики и форма занятий физическими упражнениями, что привело к усилению роли и значимости физической культуры в жизни каждого человека и обществе целом.
Информационные средства в области физической культуры включают в себя компьютерные, аудио и видеопрограммы, печатные материалы, с помощью которых можно решить основные задачи:
приобретать базовый набор знаний, расширяя кругозор по информационным технологиям
развивать творческие способности
знакомится с современными научными исследованиями
Тренажер (инерционная дорожка), удачно совместимый с ЭВМ, позволяет оперативно оценивать эффективность различных тренировочных факторов и определять уровень развития физических качеств, таких как быстрота и выносливость. Система измерения мгновенной скорости на контрольных отрезках, система оперативной оценки ЧСС и давления позволяют определить физическое состояние и подготовленность занимающегося, а самое главное позволяют контролировать динамику этих показателей для внесения соответствующих коррективов в учебно-тренировочный процесс.
При дефиците свободного времени у студентов необходимо совершенствование методики занятий по физической культуре, чтобы с наименьшими затратами получать наибольший эффект от выполнения того или иного спортивного упражнения. Это в полной мере относится к занятиям в тренажерном зале атлетической гимнастикой.
Атлетизм (атлетическая гимнастика) – это система упражнений с различными отягощениями; направленная на укрепление здоровья, силы, выносливости, на формирование красивого телосложения.
При дефиците свободного времени у студентов необходимо совершенствование методики занятий по физической культуре, чтобы с наименьшими затратами получать наибольший эффект от выполнения того или иного спортивного упражнения. Это в полной мере относится к занятиям в тренажерном зале атлетической гимнастикой.
Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.
При работе со студентами ставятся задачи:
Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
Научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
На начальном уровне подготовки, когда тренировочная программа включает в основном, базовые многосуставные движения применяется однодневный сплит. При однодневном сплите все мышечные группы прорабатываются в один день в одно занятие. Уровень иннервации мышц и величина применяемых отягощений не велики, что позволяет мышцам достаточно быстро восстанавливаться, поэтому три тренировки в неделю по программе однодневного сплита не вызовут перетренированности мышц и организма в целом. Высокая эффективность занятий возможна при наличии достаточного количества инвентаря: дисков здоровья, массажеров, велоэргометров, тренажерных устройств, наборов гантелей, гирь и т.д. При комплексном использовании тренажерных средств следует обращать внимание студентов на основные характеристики, варианты комплексных упражнений, использование их в сочетании друг с другом.
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
Необходимо соблюдать ряд методических правил:
Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, за счет:
Увеличение частоты занятий
Увеличение продолжительности занятий
Увеличение плотности занятий
Увеличение темпа занятий
Расширением средств, чтобы оказать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы
Увеличение сложности амплитуды движений
Разнообразие применяемых средств
Систематичность занятий
Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебаний ЧСС.
Нижняя граница пульса определяется по формуле: (220 - возраст в годах) * 0,6.
Верхняя граница пульса определяется по формуле: (220 - возраст в годах) * 0,7.
Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120-130 уд/минуту является зоной тренировки для начального уровня.
Правильный подбор разнообразных средств и передовых методов их реализации в развитии физических качеств – неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно-тренировочного занятия.
При управлении тренировочным процессом необходим хорошо поставленный педагогический контроль.
Этапный контроль, при котором оценивается состояние спортсмена на определенных этапах подготовки.
Текущий контроль, основная задача которого – выявление изменений состояния спортсмена в течение определенных этапах подготовки.
Оперативный контроль, который проводится с целью экспресс-оценки реакции организма на нагрузку, а также прогнозирования изменений в состоянии организма.
Педагогический контроль включает методы оценки общей физической, специальной, тактической и технической подготовленности (видеозапись, тестирование, замеры усилий, темпа, хронометраж и др.). При психологическом контроле проводят анкетирование. При медико-биологическом контроле измеряют ЧСС, артериальное давление, МПК.
Необходимо постоянно контролировать тренировочные нагрузки и восстановление. Анализируя результаты контроля, можно оценить достоинства и недостатки системы контроля. Основные требования, предъявляемые к контролю – это объективность и доступность контрольных упражнений. ЧСС рекомендуется контролировать после прохождения отрезков.
Большое значение для повышения работоспособностью имеет контроль за восстановительными процессами.
Коллектив кафедры постоянно работает над вопросами оценки влияния занятий физической культурой на функциональное состояние студентов, для чего разработана определенная система тестов для определения и контроля физических качеств. В результате полученных данных в учебно-тренировочном процессе вносятся необходимые коррективы, в основном – в объем и интенсивность физических нагрузок.
В результате сравнения показателей функционального состояния студентов занимающихся физической культурой выявлено существенное отличие. Тренировка мышечной системы закономерно ведет за собой совершенствование регуляции других функций, и в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательных систем. При этом происходит перестройка функционального состояния центров регуляции сердечно-сосудистой системы, выражающаяся в снижении частоты сердечных сокращений, нормализации артериального давления.
Выявили, что наиболее отстающими качествами у студентов является общая выносливость. Важным фактором повышения работоспособности является переключение двигательной активности путем сменности величин интенсивности нагрузок. Двигательные переключения – эффективный метод, которым необходимо активнее пользоваться. Таким образом, управление процессом физической культуры – использование срочной информации, для оценки физического состояния – во многом определяется выбором наиболее эффективных средств и их оптимальных сочетаний.
Основной путь использования методов срочной информации – система управления процессом учебно-тренировочных занятий.
В заключении отметим, что комплекс учебно-тренировочных средств в тренажерном зале должен обеспечивать создание прочной базы общей физической подготовки, рациональное взаимодействие физических качеств и двигательных навыков, что способствует овладению занимающимися умением управлять своими движениями.
Указанная методика занятий атлетизмом сокращает сроки совершенствования отстающих физических качеств студентов, дает возможность избирательно воздействовать на студентов с разным уровнем физических качеств и тем самым более успешно и в сжатые сроки подготовиться к выполнению требований учебной программы и сдаче контрольных нормативов. Необходимо помнить, что каждая форма занятий характеризуется своим специфическим содержанием – направленностью на решение конкретных целей и задач, так можно готовить студентов не только на развитие физических качеств, но и на занятие корригирующей гимнастики, связанной с коррекцией телосложения или регуляцией массы тела.
В данной работе мы рассматриваем методы срочной информации, применяемые нами со студентами МАТИ, в учебно-тренировочном процессе при определении оценки физического состояния и функционирования основных систем жизнеобеспечения. Применение данной методики повышает КПД в освоении учебного материала, с учетом индивидуальных особенностей и наклонностей.
Для практической помощи с целью корреляции учебно-тренировочных занятий использованы автоматизированные программы по анализу нагрузки в учебно-тренировочном процессе, расчету тренировочных упражнений, их физиологических характеристик.



Литература

«Физическая культура» учебник 2013 г. – 176 стр. М: – Академия - Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л., Палтиевич Р.Л. (стр. 119-122).
«Основы физической подготовки студентов» учебное пособие 2005 г. – 134 стр. М: Москва МАТИ – А.А. Бобров, О.М. Боброва, Э.В. Боброва, Ан. Ан. Бобров.
«Технология оздоровительной физической культуры» М: Спорт Академ пресс 2001 – Селуянов В.Н.
Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые, программно-методические документы. Практический опыт. Рекомендации. М: Советский спорт 2002 г.
15