Методическая разработка для проведения занятия по теме «Борьба с курением»

Внеклассное мероприятие



Название работы: Методическая разработка для проведения занятия по теме «Борьба с курением»




Автор работы
Трубицина Анжелика Викторовна, преподаватель


Место выполнения
ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный колледж», Кемеровская область г. Мыски






2014 г










Методическая разработка для проведения занятия по теме «Борьба с курением»

Тема урока: «Борьба с курением».
Возраст: 14 – 15 лет (1 курс)
Форма: комплексный классный час (беседа + игра)
Цели урока:
- Методическая - продемонстрировать методику проведения
комплексного классного часа;
- Обучающая - научить предвидеть последствия вредных привычек для
человека;
- Воспитательная - показать негативное влияние курения на здоровье
человека.
Задачи урока:
Образовательная – получение, обобщение и систематизация знаний о вреде курения, влияние курения на здоровье человека.
Воспитательная - формирование у ребят таких качеств личности, как уважение, внимательность, доброта, дружелюбие, самоконтроль, тактичность, деликатность.
Развивающая – привить детям ответственное отношение к своему здоровью.
Междисциплинарные связи: биология, химия, география.
Средства: голос., игровые сит, демонстрационный опыт..
Методы воспитания: словом, игрой.
Литература:
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. -64с.
Генкова Л. Л., Славков Н. Б. «Почему это вредно?»
Ягодинский В. Н. «Уберечь от дурмана», «Школьнику о вреде никотина и алкоголя»
Перечень используемых наглядных пособий: 5 – 6 листов белой бумаги, ватные тампоны, прозрачная пластиковая бутылка, сигарета, спички.
План урока:
Не прописана организация внеклассного мероприятия
Не прописаны наглядные пособия, отсутствуют ТСО
Не используются современные образовательные, том числе информационные технологии 1. Организационная часть 23 мин. 2. Сообщение материала 40 мин. 3. Завершение урока 2 мин.
До начала занятия с помощью дежурных - подготавливаю класс к уроку: раскладываю на учительском столе учебно-методический материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока. После звонка навожу должный порядок и начинаю урок:
Ход классного часа:
Студент: Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка – тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы отдавая по часам.
Преподаватель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об опасности вредных привычек для организма. Но сначала немного истории.
Студент: Курение табака является одним из «молодых» пороков. В 1498 году Христофор Колумб, вступив на землю Америки, получил в дар от аборигенов душистые листья многих растений, среди которых был и табак. К нам, в Россию, табак был завезен Петром I. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей – курить, он стал активно, вводить ее в стране, и российским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие «села» простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.
Преподаватель: Почему люди начинают курить? Если курильщика спросить: «Как ты начал курить? Зачем?» Он ответит: «По Глупости». Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знают, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.
Студент: Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал её рабом.
Спасенье видишь в ней
От жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Преподаватель: Есть такая присказка «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить Марк Твен на вопрос: «Трудно ли бросить курить?» отвечал: «Совсем нетрудно, я раз сто бросал».
Преподаватель: Давайте посмотрим и сопоставим, что положительного и отрицательного есть в курении. (Фиксируется на доске то, что дети говорят)
Позитив:
Элемент комфорта
Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет)
Похудение
Снятие нервного напряжения
Желание казаться взрослее
Негатив:
Старит кожу
Желтеют зубы
Плохой запах изо рта
Голос становится хриплым, прокуренным (особенно у женщин)
Склонность к простудным заболеваниям
Пальцы рук, ногти желтеют
Замедляется рост
Страдают дети курильщиков
Рак легких, губ, горла
Лишняя трата денег
Преподаватель: По данным Министерства здравоохранения:
пульс курильщика в среднем на 10 – 20 ударов в минуту чаще пульса некурящего, то есть у первого в три раза больше шансов заработать сердечный приступ;
курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболеваниями;
курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние;
курение оказывает неблагоприятное влияние на слух;
у курящего человека шанс заработать рак поджелудочной железы в 2-5 раз выше;
причиной 19% всех пожаров с человеческими жертвами является сигарета.
Преподаватель: Ребята, как вы себе представляете легкие курильщика? (Ответы детей) Почему они черного цвета? Давайте проведем опыт (проводит учитель или подготовленный заранее ученик).
Представим, что прозрачная пластиковая бутылка – это легкие. Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажжем её, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор «выкурил» сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричневый налет; ощущается неприятный запах.
Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.
Преподаватель: Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет. Предлагаю составить «Рецепт долголетия».
Формируются группы. В течение пяти минут каждая группа из шести человек должна придумать 10 заповедей долголетия. Представитель каждой группы зачитывает, а остальные голосуют, принять этот пункт или нет.
Преподаватель: Итак, мы с вами убедились, как влияет никотин на организм человека, и выписали себе рецепт долголетия. А умеете ли вы сказать «нет»? Наверное, многие попадут в такое положение, когда кто-то будет уговаривать вас попробовать закурить. Представим такую ситуацию.
Выбираются действующие лица предлагаемого этюда: ученик, агитирующий закурить сигарету; ученица, которая отговаривает от курения; ученик, который должен будет сделать выбор, и проигрывается данный сюжет.
Преподаватель: Кому из ребят было тяжелее всего? Да, согласна, тому, кто убеждал отказаться от курения. Вот это и будет домашним заданием. Попытайтесь убедить папу, друга бросить курить.
Студент: Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –
Ты вправе сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти.
Подумай, может ты на правильном пути.
Но если все-таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье вернуть!




Анализ классного часа
Для разработки классного часа использовалась различная литература. Отбор информации осуществлялся в соответствии со следующими критериями: интересно, познавательно, соответствует возрастному уровню учеников. Мною была выбрана комплексная форма проведения классного часа, т. к. именно она способствует более эффективному достижению поставленных целей и задач. Не было никаких сомнений в актуальности выбранной темы, т.к. курения является огромной проблемой в наше время. Использовались следующие методы воспитания: слово и игра. Для проведения игр заранее были подготовлены: 5 – 6 листов белой бумаги, ватные тампоны, прозрачная пластиковая бутылка, сигарета, спички. Благодаря игре удалось заинтересовать детей, результатом чего стало эффективное «безбарьерное» общение.
В процессе проведения классного часа дети активно шли со мною на контакт, отвечали на поставленные вопросы. Иногда они увлекались, начинали шуметь, выкрикивать хором. Но с восстановлением дисциплины проблем не было, на призывы к взаимоуважению дети реагировали адекватно и самокритично.
Ребята с большим интересом и энтузиазмом принимали участие в предложенных играх. Ожидаемых мною затруднений не возникало. В целом все запланированные элементы классного часа были осуществлены. Я считаем, что поставленные цель и задачи были достигнуты.

15