Как помочь агрессивному ребенку


КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ?
 
Что такое агрессия?                            
Слово "агрессия” произошло от латинского "agressio”, что означает "нападение”, "приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.   Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим "ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
 
Критерии агрессивности
Младшие школьники:
         часто теряют контроль над собой;
         часто спорят и ссорятся с окружающими;
         отказываются выполнять просьбы взрослых;
         намеренно вызывают у других чувство раздражения;
         обвиняют других в своих ошибках;
         могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
         часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
         долго помнят обиду, стремясь отомстить;
         мнительны и раздражительны.
Средний школьный возраст и подростки:
         угрожают другим людям словами, жестами, взглядом; выступают инициаторами драк;
         не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
         не считаются с мнением родителей, их запретами;
         прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.
Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен,ему (и семье) необходима помощь специалиста.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми.1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за определённые поступки.4. Наказания не должны унижать ребёнка.5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустирующего события.7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.8. Развивать способность к эмпатии.9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.11. Учить брать ответственность на себя.

 Правила работы с агрессивными детьми.
   Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
   Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
    Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать заопределённые поступки.
    Наказания не должны унижать ребёнка.
   Обучать приемлемым способам выражения гнева.
    Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустирующего события.
   Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
    Развивать способность к эмпатии.
    Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
    Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
   Учить брать ответственность на себя.
Упражнения, направленные на обучение ребенка способам разрядки агрессивности и гнева:
1.     Комкать и рвать бумагу.
2.     Топать ногами
3.     Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем бумагу скомкать и выбросить.
4.    Втирать пластилин в бумагу.
5.     Бить подушки или боксерскую грушу.
6.     Громко кричать, используя «стаканчик» для криков