Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»


Конспект НОД по изобразительной  деятельности в старшей группе
«Золотая хохлома»
Программное содержание:
Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
 Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
 Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
 Формировать знания об особенностях росписи посуды.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, силуэты тонированной посуды из бумаги жёлтого цвета, акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.Ход НОД
 В горнице сидит хозяйка в красивом платке на плечах .Входят дети встают около хозяйки, здороваются.
-Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная ,светлая, всем места хватит, рассаживайтесь на лавках. ( дети садятся)
На столах стоят изделия из Хохломы.
-Сижу, расписываю посуду  для продажи на ярмарке. Ярмарка завтра, а посуды не расписанной много осталось, коли в гости пришли – помогите  мне. Как на Руси водится, вместе и дело спорится.
Солнце яркое встает,Спешит на ярмарку народ.А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары.
Поставцы, розетки, чаши.
Ложки золочёные,
Бочата кручёные.
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
- Ребята кто знает какой росписью украшены эти предметы?
Дети: Хохлома
- Посмотрите сколько разной посуды, украшено яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
- Что у нее общего? 
Дети : Она сделана из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, травка, веточки.
-Это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
-Сейчас я вам немного расскажу об этой росписи.
 
Жил когда – то в Нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду . Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет золотой посуды жителям села Хохлома, а сам исчез.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно.
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи?
Дети: Красный, жёлтый, чёрный, зелёный.
-Какой цвет используют мастера для фона?
Дети :Красный, жёлтый, чёрный
- Назовите элементы узора в хохломской росписи
Дети: Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки, ягодки.
-А какие ягоды рисуют художники?
Дети: Малину, клубнику, чёрную и красную смородину, рябину, крыжовник, бруснику.
-Посмотрите, вот алые гроздья рябины, спелая ягодка землянички, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем  рисовать такие узоры
-Кто скажет, из каких элементов состоит хохломской узор?
Дети: Ягоды, листья, завитки.- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? 
Дети :Черный, красный, зеленый- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Потом на ветке изобразить ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными)- Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой, желтый фон.- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите посуду узорами.- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии).
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .Дети расписывают свои работы.
Хозяйка: Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Спасибо вам за помощь. И запомните, не то дорого , что красного золота, а то что доброго мастерства. Ну, что ж, кончил дело – гуляй смело. Солнце разгорается, наша ярмарка открывается.