Разработка урока по литературе по теме: М.А.Шолохов Донские рассказы

Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова. Использование анимации в мультимедийных презентациях.

Цели:
выявить шолоховскую концепцию гражданской войны в «Донских рассказах»;
вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.
Формировать информационную культуру учащихся, дисциплинированность, усидчивость, культуру труда, положительную мотивацию учебного труда;
развивать общие учебные навыки, алгоритмическое мышление на примерах работы с аналогичными интерфейсами;
формировать:
знания по использованию анимации в презентации;
умение решать информационные задачи с использованием компьютера;
навыки работы с нужными элементами интерфейса программы.

(Сопровождается презентацией)






Оборудование:
Компьютеры; проектор; набор файлов к итоговым заданиям; презентации, подготовленные по теме урока; раздаточный материал.


Ход урока.

I Актуализация темы урока
Учитель литературы.
А.А Блок дал абсолютно точное определение своему поколению: «Мы – дети страшных лет России» Россия В этом слове заключено очень многое. Любовь, смысл жизни, родной дом. Но это еще и наше прошлое, наша трагедия.
Гражданская война для М.А. Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, брат идет на брата, сын – на отца.
Наша задача - на примере рассказов М. А. Шолохова осознать и прочувствовать общечеловеческий смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских заповедей.

Где происходят события? Что представляет собой этот уголок великой страны, куда когда-то приехали выходцы из купечества Шолоховы? Как сложилась творческая судьба М.А. Шолохова? В чем трагедия гражданской войны?

Учитель информатики
Ответы, на поставленные вопросы, можно сделать более яркими, красочными, наглядными, привлекающими внимание, сопроводив их презентацией. Сделать это можно с помощью специальных программ, предназначенных для создания презентаций. Одной из таких программ является программа Power Point, о которой мы уже говорили на предыдущих уроках информатики.



Рассмотрим поставленные вопросы, проиллюстрировав их возможностями презентаций (беседа сопровождается презентациями)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







II Анализ «Донских рассказов» М.Шолохова
Учитель литературы (сопровождается презентацией)



По плану подготовить сообщение «Художественные особенности «Донских рассказов» («Родинка», «Шибалково семя», «Чужая кровь»)

План анализа рассказа.
Смысл названия.
Главная тема.
Информация о героях.
Сокровенные мысли героев.
Авторская оценка героев.
Речь героев.
Художественные приемы.



Смысл названия.

Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.

Главная тема.
Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.

Информация о героях.
Николка – командир эскадрона в 18 лет, прекрасный боец, который должен стать коммунистом.
Атаман.
Ложное чувство свободы и власти, высокое самомнение и уверенность в правоте казацкой, жестокость.

Сокровенные мысли героев.
Николка.
«Учиться бы поехать куда-нибудь
Опять кровь, а я уж уморился так жить Опостылело все»
Атаман.
Тоска по утраченному. Пейзаж плодородной земли, увиденный глазами землепашца, ставшего атаманом банды.

Авторская оценка героев
Николка.
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Смотрят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая»
Атаман.
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной».

Речь героев.
Использование просторечных грубых выражений: брешешь, издохла, старый хрен;
диалектных слов: тутошний, заробел, музга;
слов с морфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение: неух, сосун, мертвяк, сынок, Николушка, кровинушка, жалкенький.

Художественные приемы.
Метафоры: «зачерствела душа», «сумерки густо измазали дедову хатенку, в молочных лоскутьях тумана застряла мельница», «степь глазами излапывает»;
эпитеты: «хрупкая тишина», «янтарными брызгами», «золотистое зерно»;
сравнения: «налетел коршуном», «как набедившийся волк»




Смысл названия.
Выполняя революционный долг, продкомиссар расстреливает отца.

Главная тема.
Тема страшного выбора, жестокости.

Информация о героях.
Игнат Бодягин – 20-летний продкомиссар. Измученный переездами и сбором зерна, он только около дома почувствовал, как «перехватило дыхание».
Отец – зажиточный казак, выгнал сына за непослушание из дому.

Сокровенные мысли героев.
Отец.
«Стежки нам выпали разные. Меня за мое ж добро расстрелять надо»
Игнат Бодягин.
«Не серчай, батя»
«Я – сирота по миру хожу»

Авторская оценка героев
Через поступки, действия – с помощью глаголов: «ударом кулака сшиб с ног», «ты первый батраков всю жизнь сосал», «пойдешь на распыл», «своими руками из тебя душу выну», «каруселит по округу»

Речь героев.
Использование просторечных грубых выражений: «сволочь ты, батя», «дарма хлеб давать», «повыбухали ямищи», «не шатался», «на распыл пойдешь», «чертячье отродье»;
диалектных слов: «не пущаю», «энтот»;
слов с морфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение: «малюсенький», «пацаненок», Игнашка.


Художественные приемы.
Сравнение: «бросил, будто звонкий обруч на кадушку набил»;
метафоры: «борода заковылилась сединой», «пришагала буря»;
фразеологизмы: «бисов сын», «из тебя душу выну», «по миру хожу»;
эпитеты: «разлапистый бугор», «надтреснутый крик колоколов», «ясным огнем», «черноусый ячмень».


Особенности сюжета.
Сюжет напоминает библейскую притчу о блудном сыне. Несовпадение с библейским сюжетом свидетельствует о том, насколько далеки принципы взаимоотношений людей.
Герои Шолохова встречаются как заклятые враги.




Смысл названия.
«Мой это сынишка, мое семя»

Главная тема.
Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.