Внеклассное мероприятие по литературе Евгений Онегин- энциклопедия русской жизни для учащихся 9-х классов

«Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни»
литературная эстафета среди девятиклассников
Подготовила и провела
педагог- библиотекарь С.А. Шилильо

Александр Сергеевич Пушкин! Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». В 2014 году 6 июня исполнилось 215 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе и дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с творчеством великого русского поэта, и именно, с его замечательным произведением

«Евгений Онегин»

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» роман мирового уровня. Произведение это довольно сложное. Во-первых, оно было задумано как, «свободный роман», свободный от всевластия заданных канонов. Во-вторых, в этом романе – судьбы поколений, а показать такое всегда трудно. Поэтому, несмотря на прославленную лёгкость стиха, известность сюжета, произведение к числу простых не отнесёшь. Но тем интересней проверить себя. И ответить на вопрос: «Насколько хорошо я знаю это сложное, но интересное произведение «Евгений Онегин»?
Итак, настало время вспомнить все. Сегодня я подготовила для вас литературную эстафету под названием «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни». Надеюсь, что роман прочитан вами, уважаемые друзья, «от корки, до корки». Желаю вам заработать как можно больше баллов и на старте нашей литературной эстафеты получить почетное звание победителя.
Жюри. Представить.

1-й тур- За правильный ответ- 1 балл.

1. Взаимоотношения каких двух главных героев составляют основу романа? Евгения и Татьяны +
2. Какая глава романа посвящена характеристике Онегина в большей степени? Глава 1 +
3. Место рождения Евгения Онегина?
Петербург +
4. Какой танец легко исполнял Онегин?
Мазурку + («Легко мазурку танцевал»)

5. «Здесь барин сиживал один». Около какого предмета любил коротать время Онегин?
у камина + («А вот камин, здесь барин сиживал один».)
6. О каком герое идёт речь? «С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». О Ленском +

7. Продолжите фразу: 1.«Мы все учились понемногучему-нибудь и как-нибудь»
2.«Блажен, кто смолоду был молод, блаженкто вовремя созрел»
3.«Учитесь властвовать собою»

8. Какие слова послужили эпиграфом к Главе 5? «О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана!» Жуковский +
9. «ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена». Дайте ответ на вопрос: «Гонялась за Онегиным..?» Ответ: хандра


10. «К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл» Что означает слово «Talon»? Ответ: Talon – известный в те времена ресторатор. Ресторан Талона на Невском проспекте относился к числу самых респектабельных заведений.

11. Способен ли был Онегин к стихотворству? Ответ: нет «Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить»



12. Стихотворство Онегину не удалось. Но может быть, ему удалось писательство? Ответ: нет «Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен, ничего Не вышло из пера его»

13. Отделяет ли Пушкин Татьяну от её собственной семьи? Ответ: да «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой»

14. Что пишет Пушкин по поводу имени «Татьяна»? Ответ: «Оно приятно, звучно, Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей!..»

15. О каком персонаже романа «Евгений Онегин» идёт речь? «Сосед наш неуч; сумасбродит; Он дамам к ручке не подходит; Всё да нет; не скажет да-с Иль нет-с»
Ответ: об Онегине.

Ведущий: Итак, первый тур позади. Каждая команда набрала определенное количество баллов. Уважаемое жюри сейчас огласит результат.

2-й тур. Тест. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. На каком языке главный герой «мог изъясняться и писал»?
1) на латинском 2) на немецком 3) на французском 4) на английском
2. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:
...она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.
1) Истомина 2) Павлова 3) Карсавина 4) Данилова
3. Сколько времени проводил Онегин у зеркала перед выходом в свет?
1) 20 минут 2) 1 час 3) 3 часа 4) 4 часа
4. Чем в своей деревне заменил барщину Онегин?
1) оброком 2) податью 3) налогом 4) денежными сборами
5. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:
Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привёз учёности плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёрные до плеч.
1) об Онегине 2) о Ленском 3) о Зарецком 4) о Ларине
6. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.
был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой И не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой.
1) отец Ларин 2) Зарецкий 3) отец Ленского 4) дядя Онегина
7. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.
Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь Всё это мужа не спросясь.
1) мать Ларина 2) Ольга Ларина 3) Татьяна Ларина 4) мать Онегина
8. Укажите отчество сестёр Лариных.
1) Александровна 2) Алексеевна 3) Сергеевна 4) Дмитриевна

9. Кто был секундантом Онегина?
13 HTM
·LCONTROL Forms.HTML:Option.1 14151) Зарецкий 2) Скотинин 3) monsieur Guillot 4) Буянов
10. На каком языке было написано письмо Татьяны?
1) на русском 2) на французском 3) на немецком 4) на латыни
11. Укажите, чьи это слова:
Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели.
1) матери Лариной 2) Ольги Лариной 3) Филипповны, няни Татьяны 4) Татьяны Лариной
12. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:
...некогда буян, Картёжной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам достался в плен.
1) о Ленском 2) об Онегине 3) о Зарецком 4) о Буянове
13. Что лежало под подушкой у Татьяны Лариной во время гадания?
1) гребешок 2) книга 3) письмо 4) зеркало
Ведущий: Истекло время, отведенное для второго тура. И мы приступаем к заданиям для 3 тура.
3-й тур - «Я к Вам пишу».
Ведущий: В этом туре литературной эстафеты команды работают по очереди. А это значит, что вам, уважаемым знатокам, нужно сразу ответить правильно на наибольшее количество заданных мною вопросов. Результат этого тура зависит от количества правильных ответов. Вопросы, на которые не ответили участники команды, передаются зрителям, болельщикам за эту команду. Правильный ответ болельщиков принесет балл команде.
1 команда:Конец формы


1. Объясните значение слова «картель» - Картель- короткий вызов на дуэль.

2. Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить Что за порядок новый, который ввел Евг. Онегин? - Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил

3. О ком идет речь: «Он был простой и умный барин» - О Д. Ларине.

4. А.С. Пушкин описывает достоинства Евг. Онегина:
Он знал довольно по- латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale Что означает vale? – пер. лат. «будь здоров».
5. О чем говорят эти строки?
Но нынепамятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветви нет - Ленский после смерти был забыт.

2 команда:

1. Объясните значение слова «фармазон» - Фармазон – вольнодумец.

2. А.С. Пушкин в роман вводит «Песню девушек»:
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые! Как эта песня связана с крепостничеством в России?
- Когда крепостные девушки собирали ягоды, их заставляли петь, чтобы те не ели ягоды.

3. Кого А.С. Пушкин в романе назвал «поклонником славы и свободы»?
-Ленского.

4. Что вдохновило П.И. Чайковского на создание оперы «Евгений Онегин»?-
Письмо Татьяны.

5. Описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, А.С. Пушкин пишет:
И скоро стали неразлучны
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья. Как вы понимаете последнюю строчку?
-А.С. Пушкин говорит о прочности дружбы Онегина и Ленского.

3 команда:

1. Объясните значение слова «облатка» - Облатка - покрытый клеем бумажный кружок, применяемый для заклеивания конвертов.

2. Пушкин в романе обращается к преданьям русской старины. Скажите о каком празднике идет речь в строках:
Когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три - Троица.

3. К какому герою относятся такие строчки?
В книгах не видал вреда,
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой - Д. Ларин.

4. Как звали няню Татьяны? – Филипьевна.

5. Она должна в нем ненавидеть
Убийцу брата своего
Почему Татьяна вспоминает о Ленском как о брате?
-Ленский с детства был своим в доме Лариных.

Ведущий: Закончился 3-й тур литературной эстафеты. Команды набрали определенное количество очков. И я передаю слово жюри.

4-й тур –
А сейчас тур 4-й – творческий. Вам, уважаемые игроки, нужно составить буриме. Буриме - в переводе с французского - «рифмованные строки». Это литературная игра, в которой сочиняют стихи, чаще шуточного характера, на различные темы. В эту игру очень любил играть А.С. Пушкин с друзьями лицеистами. А сейчас свои таланты с стихосложении покажете вы. Чья команда справится с заданием более талантливо, получит от членов жюри 5 баллов. Итак, дерзайте, вы талантливы!
ОДНА В идеале, у А.С. Пушкина, было так:
БЛЕДНА Княгиня перед ним, одна,
ЧИТАЕТ Сидит, не убрана, бледна,
РЕКОЙ Письмо какое-то читает
ЩЕКОЙ И тихо слезы льёт рекой,
Опершисьна руку щекой

Ведущий: Творческий тур закончился. Предоставляется слово жюри.

5й- тур – «Знакомые строки»
Итак, заключительный тур. Вам предстоит работа с текстом. За небольшое количество времени вы должны из разделенного текста составить единое целое в соответствии с оригиналом. Желаю всем удачи.

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
Ведущий: Подошла к концу литературная эстафета. Все вы хорошо и творчески поработали. Сегодня мы с вами еще раз прикоснулись к творчеству великого русского писателя А.С. Пушкина, а именно к роману «Евгений Онегин». Этот роман в стихах вечно юн и молод. Каждое новое поколение людей будет волноваться вместе с Татьяной, горевать над судьбою Владимира Ленского, пытаться понять Онегина, переноситься вместе с пушкинскими героями из Петербурга в деревню, затем в Москву, ехать вместе с Татьяной и её матерью на «ярманку невест», писать вместе с Онегиным «страстное посланье». И так же, как и много лет назад, читатель задумается над тем, что такое долг, верность, дружба и любовь.

А сейчас настало время для подведения итогов. Слово жюри. Награждение.








13PAGE 15


13PAGE 14215




Root Entry