Презентация по бурятской литературе Народные танцы и игры


МБОУ Аларская средняя общеобразовательная школа им. П.П.Баторова Народные игры и танцы.Тема работы: Массовый танец ёхор.Руководитель проекта: Марактаева Светлана Николаевна


Из глубины веков дошли до нас народные игры, танцы, которые непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Среди большого количества игр, танцев и развлечений до недавних пор имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению. Главная особенность песен – наадана – коллективность исполнения, их хоровой характер.
Я думаю, это, во-первых, потому, что у всех поколений велика тяга к родникам жизнеутверждающего народного творчества. Он привлекает внимание самых широких слоёв населения своей простотой, сочетанием пения и танца, вечным зовом любви к прекрасному. И в этом, пожалуй, заключён социальный и гносеологический корень «ёхора». Применительно к ёхорному творчеству бурят можно сказать словами Гегеля, что «поэзия… есть нечто сделанное, произведённое человеком, то, что он воспринял, переработал в своём представлении, а затем посредством собственной деятельности выявил вовне». В ёхоре танцующие и исполнители хорового пения образуют общий круг. Участники его, взявшись за руки, постепенно убыстряют приставные шаги, а запевала заводит песню. Её подпевает весь ёхор, подпрыгивая в унисон с ритмом запева.

В каждую историческую эпоху ёхорные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение отражает в танце своё мироощущение, свою культуру. Поэтому народный танец всегда современен. ( Ёхор в деревне Ныгда – саламатный ёхор). Самый большой ёхор-Ердынские игры. Ёхор во время Сагаалгана в Тальцах.(фото автора) Фольклорные группы постоянно имеют в своём репертуаре разные варианты ёхора и ёхорных песен.В приангарских улусах Аларского и Осинского районов Иркутской области танец «Дэрбээшэн»превращается в шуточную игру, напоминающую русскую народную игру с хоровым исполнением шуточной песни «А мы просо сеяли». Первые голоса, приплясывая, поют шуточную песню «Шогой дуун».--Хаанаhаа ерээбши?(Откуда ты пришла?)--Хадамhаа ерээб.(От мужа пришла).--Юугээрээ ерээбши?(На чём приехала?-- хулэгѳѳрѳѳ ерээб.( На лошади приехала).--Хулэгшни ямар бэ?(Какова твоя лошадь?).-- хурин зээрдэ морин.(Каре-рыжая лошадка)и т.д. Массовый танец «ёхор» На всех молодёжных увеселениях самым распространённым является самобытный массовый танец «ёхор». Из всех древних народных игр он представляет собой уникальное, гармоническое сочетание поэзии и пластики, мелодии и ритма телодвижения. По сравнению со многими увеселительными играми «ёхор», переживший целые века, имеет наиболее широкое распространение в общественном быту бурят. Ёхор танец есть не что иное, как внешнее выявление, переработанное представление о деятельности людей. Оно в ёхорном танце образно выражено единством поэзии и пластики. В нём одухотворённая поэзия, облагороженная самобытным танцем, воспринимается как своеобразное отражение реальной деятельности. Бурятский народный танец на ёхоре носит название хатар. Приступая к танцу, участники ёхора начинают распевать ритмическую песню. Танцующие то приподнимаются на носочки, то полуприседают, продолжая петь плясовую песню. Одни певцы , исполнив один-два танцевальных куплета, пускаются в пляс, а другие которые только что плясали, начинают подпевать им. Ёхорные песни одноголосные. В них обычно чередуются одна и та же мелодия с новыми мотивами.


Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать. Особым даром импровизации, необычайно красивым голосом ёхора владела М.Б.Шамбуева - моя землячка, первая бурятская женщина – режиссёр. У меня особый интерес вызвал тот факт, что по этнографическим наблюдениям в новое время родиной ёхора является Аларь-долина, берущая своё начало у подножья отрогов Саянского хребта. Отсюда география его распространения идёт по направлению движения солнца. Из Алари он шествует в Унгу, Каху, затем через тайгу к подножью Берёзового хребта в Янгуты, Шаралдай и Кудинскую долину. Отсюда, с западного побережья Байкала, ёхорные напевы переходят в Забайкалье, доходят до баргузинских бурят.(Аларь – родина ёхора нового времени.

Все исследователи едины во мнении, что «ёхор» - сугубо молодёжный хороводный танец. В нём не принимали участие люди даже среднего возраста, тем более пожилые. Ещё перед войной в нём участвовали только здоровые юноши и девушки. (Вот так танцуют ёхор у нас в Алари. Зѳѳхэйн наадан и Сагаалган.) Участница фольклорного ансамбля, старейшина -Хинхаева Екатерина Оболовна рассказывала: «В прежнее время, когда в бурятских улусах проводили зимой нааданы или в чьём- нибудь доме или юрте, бывало очень много молодёжи. У нас в Алари различали многие разновидности «наадана»: «нэрьеэрэй хуурай», «хиhиин хуурай», «басаганай наадан», «тухэрѳѳн или зѳѳхэйн наадан». …. «Нэрьеэрэй хуурай» – это наадан, имеющий обрядовый характер, устраивался он после сильной грозы. ….. «Хиhиин хуурай» – носил также обрядовый характер. Этот вид наадана устраивали кузнецы без приглашения шаманов. ….. « Басаганай наадан» – затевался родителями (родственниками) в честь дочери, выходящей замуж». Составным элементом наадана является ёхор. Как я понимаю, это плясовое отделение наадана. Любая вечеринка молодёжи начиналась с хоровой части. Значительно позднее хоровое пение переросло в массовый танец хатар. Ёхор как и хатар на наадане, известен у западных бурят с древнейших времён. Он претерпел много изменений, но в своей основе сохранился до наших дней. Ёхор до Октябрьской революции бытовал только у иркутских бурят. Ёхор как культурный феномен. (массовый танец на стадионе)
Ёхор как культурный феномен, как непреходящая ценность, которая передаётся из поколения в поколение, изучался в разные годы, исследователями. В конце 19 – начале 20 века бурятский учёный этнограф М.Н.Хангалов написал статью, в которой дал, в основном, её внешнее описание, причём вместо термина ёхор автор называл танец словом «хатарха»(рысить, бежать рысью). Начало ёхора, состоящее из скользящих шагов, а затем переход к скачкообразному движению – всё это напоминает танго. Ёхорный танец, где левая нога каждого танцора движется впереди правой, имеет общее направление, повторяющее движение солнца. По медлительности песни в её начальной стадии ёхор сравнивают с негритянским танцем блис, но без его грустного напева. В ёхорных песнях нарочито подчёркивается то, что увеселение происходит не в закрытом помещении, а на лоне природы, в широкой долине реки или в слегка всхолмленной степи. В такой обстановке хороводная песня и танцы отзываются далёким эхом на горной вершине или в ущелье, где трубный мужской голос оттеняет нежные девичьи напевы, где земля содрогается от топота десятка, сотен ног. Добуун, добуун газарые Сотрясая холмы-горы,доhолсо хатарая. Будем ёхор танцевать.Долоон суурайн газарта До переката семикратного эха дуулдасарнь хатарая. Будем «хатар» танцевать.
Известный исследователь и собиратель бурятского танцевального фольклора И.А Манжигеев посвятил ёхору краткий этнографический очерк, рассматривая его как искусство, как танец с элементами пантомимы. Кроме ёхора, автор описал народные и танцы-игры: дурбэлжэн, гуйбэл, наадан дээрэ ерээбди – на игрища мы пришли, дуун наадан – хоровод. (Подготовка к саламатному ёхору) Познавательное значение древнего, самого распространённого искусства бурятского народа. Ёхорные напевы недвусмысленно указывают, как люди определяли страны света. Ёхорный напев гласит: Урагшаа мании харахада, үүр сайжа харахада. Хойшоо мании харахада , наранай толон ялалзана. Когда смотрим вперёд, видим, как рассветает. Когда же смотрим назад, солнечный луч отражается. В эстетическом понимании мира отложились астрономические познания мира нашими предками. Они в своём ёхорном творчестве воспевает начало дня – (үүр сайха) на Востоке, где восходит солнце(наран гараха). В их представлении эта сторона света должна быть впереди (урда тээ). Человек, стоя лицом к восходящему солнцу, понимал, что смотрит вперёд, а его правая рука (баруун гар)указывает на южную сторону, а левая (зүүн) – на северную. За спиной его находится запад. Так определяли стороны света – четыре главные точки горизонта – родовые группы, относящие себя к протабурятскому племени булагатов. Буряты, живущие за озером Байкал, к востоку и югу от него, ныне танцуют тот же ёхор, что и их западные и северные сородичи. К ним частично переходят то же ёхорные напевы, рождённые у западных и северных бурят. Однако, к забайкальцам не перешла важная познавательная черта ёхора, бытующая по сей день у пробурят Приангарья и северного предгорья Саян.







Ёхор – это сочетание поэзии и пластики, мелодии и ритма телодвижения. Исполнение ёхора детским фольклорным коллективом из Агинска.(фото М.С.Н.) За долгие годы народ создал множество ярких ёхорных движений, выработал разные стили в пластике, напеве, характере и манере исполнения, создавая свои местные, локальные варианта. Но при всём многообразии движений можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространённых движений. Д.С.Дугаров по типам напева и движения выделяет 8 вариантов кругового танца бурят:аларо-унгинский, эхирит-булагатский, идинский, тункинский, закаменский, байкало-кударинский, баргузинский и заимствованный у западных бурят в 1920-хгодах востчно-бурятский. (ёхор творческих коллективов Аларского района на открытии РДК) Основными темами для песен, ёхора могли стать окружающая среда человека: его работа, семья, скот, орудие труда, родной край, народ, любовь, известные люди, исторические события которые имели место. Вот что об этом поведала Дамбинова Е.С: Хуhан соогуур ябахадаа Ходо нажар байhай даа.Холшор залуу ябахадаа Ходо наадан бай hай даа (фото из архива Марактаевой С.Н) При исполнении песни, ёхора человек передаёт свои чувства – радости, силы, стремления, отвагу, или тоску, обиду, скорбь. В этом случае песня рождает в сердце человека гордость или скорбь. Обновление переживает бурятская песня с её многослойным образным миром и неповторимым мелодичным богатством. Она всегда жила с создавшим её народом, формируя его душевный мир. У нас в Алари «наадан» устраивался по случаю приезда в улус молодого гостя или гостьи. Но чаще всего по инициативе молодёжи он проходил как увеселительное самодеятельное зрелище, которое называлось «тухэрѳѳн наадан». Этот наадан у нас называется «Зѳѳзэйн наадан»(Саламатный ёхор). Молодёжный ёхор на открытии фестиваля «Алтаргана» Гуугэл : Алайраhаа наашаа Осоо: Сагаан hарын гарахада аягалhан гуугэл. Сагаалгамнай ерэбэ. Алтан мунгэн хударгаа Сайдуудай ерэхэдэ, Яларгаhан гуугэл. Осоо наадан болоно Ааб шамай гуугэл, ааб шамай хяагал Кутулик 2012г, открытие ДК, общий ёхор. hайгуур: Ээдуусээ нарай эртэ нааруулая даа Айдуусай наhан залуу зугаалая даа Ээдуусээ – айдуусай элэрьюулаас. ( четыре больших круга – ёхор) Известный русский путешественники этнограф 19 века Г.Н. Потанин, описывая свадебный обряд аларских бурят, упоминает о ёхоре как названии хороводного танца. ( Варится саламат, пекут блины на сурхарбане) Песни, под которые исполняют ёхор, имеют различные содержание и тематику. В них отражены темы воспевания природы, труд, любовь. Ёхорные песни, игры и танцы, распространившись повсюду, откликаясь на те или иные события времени, приобретают агитационный и пропагандистский характер. Появились новые ёхорные танцы:»колесуха», «осоо», «аэ, комсомол».Районный Сурхарбан в п. Кутулик, 2011г , Сводный ёхор . Ёхор как особая форма народной хореографии был теснейшим образом связан с важнейшими обрядами родоплеменных культов и имеет уйгуро-курыканское происхождение. Являясь важным элементом ритуального комплекса белого шаманства, был занесён к нам извне пришлыми индоиранскими и индоевропейскими племенами, у которых он бытовал с древнейших времён, тогда как аборигенам Сибири и Центральной Азии он был совершенно чужд»Дугаров Д.С. 42.с.118) В настоящее время «ёхор» показывают как театрализованное представление. Такой ёхор в нашем районе показывают фольклорные коллективы»Амар сайн», «Ургы», «Булжамуур» и т.д. Среди западных (иркутских) бурят наиболее выразительным танцем является «дэрбээшэн».Вплоть до социальных преобразований в бурятских улусах Предбайкалья различали многие разновидности наадана: «нэрьеэрэй хуурай», «хииhиин хуурай», «басаганай наадан», «тухэрѳѳн или зѳѳхэйн наадан». Ещё одной из массовых игр, исполняемых на «наадане» является «мушхаралдаан». Суть её заключается в том, что играющие, подпрыгивая продолжают быстрое движение по кругу. Игра эта сопровождается отрывочным пением.
С древних времён буряты занимались охотой, добывали еду в тяжёлых климатических условиях. Очень много зависело от погоды, местности. Будь это ранняя весна, тёплое лето, осень – богатая урожаем – всё это отражали в песне – ёхоре: Нажарай саг ерэжэ Заhаландаа нуубэбди, Зуhаландаа ороhон хойноо Залуу, утэлhэнтэеэ зугаалнабди…Ёхор рождается основываясь на жизнь людей, и показывает его внутренний мир, его мироощущение. Например, раньше девушек выдавали замуж без их согласия – продавали . И свои внутренние переживания, своё отношение к этому она изображала в песне:Хуhан хурээ хотолзоо,Хухархаяа хотолзоо.Хатархаяа нахилзаа. Кустовой Сагаалган - 2010 год. Фольклорный коллектив МО «Аларь». Древний ёхор – это сочетание поэзии и пластики, мелодии и ритма телодвижения. Всенародное хороводно – танцевальное искусство сейчас переживает новый этап своего возрождения, ибо танцем народ украшал свой быт, свою жизнь. В ёхоре человек танцует не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовольствия. Итак, заканчивая о круговом танце ёхор, можно сделать следующие выводы: истоки национального своеобразия в хореографическом искусстве бурят исследователи видят в богатом пластическом фольклоре – сюжетных танцах, а также в наиболее популярном хороводе – ёхоре. В настоящее время, когда круговой танец стал общебурятским, а не только западно-бурятским, как это было в дореволюционное время, общенациональным названием этого танца стал термин «ёхор», который означает хороводный танец(Бурятско - русский словарь.-М., 1973)

Использованная литература: 1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. У-У., 2008г; 2. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят. У-У, 3. Махачкеева С.Ц. Сэбэрхэн сэнхир яас.У-У, 2004г. Об ёхоре можно говорить много, толковать его всесторонне, с разных аспектов. В ёхоре, в этой народной хореографии, органически слитой хоровым искусством, какчерез магический кристалл мы познаём духовный мир народа, в нём ,на мой взгляд, как бы просвечивается его история, его мечты о своей судьбе, его миропонимание.