Сказка братьев Гримм «Заяц и еж»

Урок литературного чтения 2 класс (школа 2100)
Учитель Ларина Наталия Николаевна МОУ «СОШ № 8»

Тема: Сказка братьев Гримм «Заяц и еж»
Цель: развитие умения антиципации ( умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, группе ключевых слов); обогащение словарного запаса учащихся; совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное, не только на уровне содержания, но и на уровне смысла ( основной мысли текста, подтекста); учить работать детей в группах ( умению слушать других, высказывать и доказывать свою мысль).


Ход урока:

Организационный момент
Актуализация изученного материала
Вводная беседа:

- Послушайте стихотворение:
В мире сказок грустных и смешных
Нам нельзя без света, нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?
- На какие группы мы делим сказки?
- В чем особенность сказок о животных?
- Назовите известных вам животных-героев сказок.

Работа с опорными словами:

- Прочитайте слова, записанные на доске:
Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква
- Что вы можете предположить по данным словам?

Работа с текстом сказки

Чтение 1ой части сказки (про себя)

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась и еж в том числе тоже.
И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел на нее, как на свою. Сказано – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом – посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:
-- Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?
-- Гуляю , -- говорит еж.
-- Гуляешь? – засмеялся заяц. – Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какогонибудь более полезного дела.
Это ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, -- уж очень они были у него кривые.
-- Ты видно, воображаешь, -- сказал еж зайцу, -- что своими ногами ты можешь управлять лучше?
-- Я думаю, -- ответил заяц.
-- Это надо еще проверить, -- сказал еж. – Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим в запуски, я прибегу первым.
-- Да это прямо смешно – тыто , со своими кривыми ногами? – сказал заяц. – Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй согласен. А на что мы будем спорить?
-- На один золотой луидор, -- говорит еж.
-- Идет! – ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

- Какие из ваших предположений оправдались?
- О чем договорились заяц и еж?
- Что значит в запуски?
- Кто предложил соревнования? Почему?
- Как по-вашему будут развиваться события дальше?

Чтение 2ой части сказки (по цепочке)

-- Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, -- говорит еж, -- ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.
Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».
Пришел еж домой и говорит своей жене:
-- Жена, скорее одевайся, придется тебе вместе со мной на поле идти.
-- А что случилось? – спрашивает жена
-- Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.
-- Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. – Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?
-- Да ты уж, жена, лучше помолчи, -- говорит ей еж, -- это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.
Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.
Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:
-- А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело – только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему на встречу: «А я уже здесь!»
С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел заяц был уже на месте.
-- Давай, что ли начинать? – говорит заяц.
-- Ладно, -- отвечает еж, -- начнем.
И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.
Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:
-- А я уже здесь!


- Что решил сделать еж?
- Почему еж решил перехитрить зайца?
- Что сделает заяц после слов ежихи?

Чтение 3ей части сказки ( шепотом)

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, -- а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут чтото неладно» -- и крикнул:
-- Давай побежим еще раз назад!
И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:
-- А я уже здесь!
Разозлился заяц и крикнул:
-- Давай бежать еще раз назад!
-- Как хочешь, -- ответил еж, -- мне все равно, сколько тебе будет угодно.
Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:
-- А я уже здесь!

- Чему удивился заяц?
- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Чтение 4ой части сказки ( про себя)


Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.
Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.
Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.


Предполагали ли вы такую развязку?
- Кто в сказке положительный герой? Почему?
- Жалко ли вам зайца?

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы записанные на доске:

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.
В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Выше головы не прыгнешь.

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

Работа в группах

- Чему учит сказка?
- Какой вывод могли сделать авторы сказки?
*** заслушивание ответов детей, после их работы в группе
- А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя не почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

- Чем интересен вывод авторов сказки?

Итог урока. Рефлексия.

- - Захотелось ли вам познакомиться с другими сказками братьев Гримм?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Какое задание было наиболее интересным?

Домашнее задание по выбору учащихся

Чтение сказки по ролям
Рисунок к понравившемуся эпизоду
Подготовить вопросы к сказке


















15