Рабочая программа элективного курса по мордовскому фольклору (7 класс)

Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждаю
методического объединения Директор МОУ «Средняя школа №27»
Председатель М/О ________/ Елдина Ю. Н __________/Москаев И. М.
«___» ____________ 2013 г

















Рабочая программа
элективного курса по мордовскому фольклору
на 2013-2014 учебный год в 7 классе







Составитель: Девятайкина Г. А.






Саранск 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам. Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим программа предлагает ознакомить школьников с образцами мокшанского и эрзянского фольклора. Курс рассчитан на 1 год обучения – 7 класс. Количество часов на год по программе: 34. Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану. Курс рассчитан на учащихся 7 класса в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.
Основные цели дисциплины:
дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
привить любовь к «малой» Родине – Мордовии;
познакомить детей с мордовским устным народным творчеством;
воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона;
формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику,
создавать благоприятные условия для межэтнического общения.
Основные задачи дисциплины:
формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу;
формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику;
создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности;
знакомство с историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию;
знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор;
формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.
Программа опирается на принципы:
Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.
В результате изучения эрзянского фольклора ученик должен знать:
значение термина «фольклор»;
виды фольклорных жанров;
известных фольклористов Мордовии;
названия обрядовых праздников;
отличительные особенности русского, мокшанского, эрзянского национальных костюмов;
названия народных инструментов;
различные виды народных промыслов мордвы;
различные виды мордовского народного искусства;
фольклорные традиции в мордовской литературе;
особенности детского фольклора.
В результате изучения эрзянского фольклора ученик должен уметь:
пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;
исполнять народные (русские, мордовские) песни;
различать национальный орнамент костюма;
анализировать творчество выдающихся фольклористов Мордовии;
находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров.
Тематическое планирование по мордовскому фольклору в 7 классе
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них




Теоретическое обучение, ч.
Лабораторные и практические работы, ч.
Контрольная работа, ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, ч.

1.
Фольклор
3
2
1




2.
Календарно-обрядовый фольклор
4
3
1




3.
Семейно-обрядовый фольклор
2
1
1




4.
Речевые жанры
3
2
1




5.
Песенные жанры
9
7
2




6.
Жанры народной прозы
4
3
1




7.
Мордовское народное искусство
5
4
1




8.
Детский фольклор
2
1
1




9.
Фольклорные традиции в мордовской литературе
2
1
1





Итого
34
24
10















СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Фольклор. (3 ч.)
Фольклор. Специфика жанров. Известные фольклористы Мордовии.
Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю быт. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д. Это подтверждает его синкретический характер.
Календарно-обрядовый фольклор. (4 ч.)
Календарно-обрядовый фольклор. Мордовское устное народное творчество имеет обрядовые и необрядовые формы.
Календарно-обрядовый фольклор делится на три больших цикла: зимний, весенне-летний и осенний.
Семейно-обрядовый фольклор. (2 ч.)
Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.
Речевые жанры. (3 ч.)
Пословицы и поговорки. Они возникали из трех основных источников: 1) сочинялись кем-либо как общие суждения, выводы из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом и бытом народа; 2) выделялись из фольклорных произведений; 3) заимствовались из литературных произведений в процессе фольклоризации. В зависимости от происхождения пословицы имеют следующие стилевые разновидности: собственно пословицы, приметы, афоризмы, максимы.
Загадки. Мордовские загадки бытуют в трех видах. Среди них самыми распространенными и типичными являются загадки-метафоры. В них «предметы загадывания», названные в отгадках, полностью заменяются другими предметами или явлениями путем уподобления, сравнения их признаков, качественных свойств или функций.
Другой, менее распространенный вид – загадка-вопрос. В этих загадках вопрос, выраженный, в сравнительной или превосходной степени, называет какое-либо качество или свойство предмета.
Существует и третий, совсем малочисленный вид загадки – загадка-задача, которая также носит шутливый характер: «Ащихть колма катот, эрь катоть инголе кафта катот. Мзяра эздост?» («Сидят три кошки, против каждой кошки – две кошки. Сколько их всего? »);
Заговоры. Заговоры являются одним из самых древних жанров народного творчества. В зависимости от функций заговоры получили следующие названия: кортавтомат (наговоры), сюдомат (заклятия, заклинания), шятямат или эждемат (привороты), кельмевтемат (отвороты), уфамат (обдувание), озолмат (мольбы) и т.п.
Песенные жанры. (9 ч.)
Обрядовые песни. Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую: зимние святочные песни, колядки, таунсяи, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую: свадебные песни (парявтнемат, плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры, полустихотворные импровизации), похоронные причитания.
Трудовые песни.
Исторические песни. В мордовской исторической песне можно выделить несколько циклов: песни о взятии Казани, о вхождении мордвы в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного, многочисленные песни о борьбе народа с иноземными захватчиками, песни о Разине, песни о Пугачеве, песни о крещении мордвы, песни о Павле I.
Лирические песни. Мордовская лирическая песня возникла на национальной основе, однако на обогащение лирического репертуара заметное влияние оказало и ее взаимодействие с русской песенной культурой.
Исходя их идейно-тематического принципа мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи и любви, семейной жизни, бурлаках, рекрутчине и солдатчине, разбойниках, переселенцах и отходничестве и песни социального протеста.
Мифические песни. Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания – песни-мифы.
Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли.
В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика – Молнии.
Частушки. Из всех жанров народно-песенного творчества в наше время наибольшее распространение получила частушка. В народе ее называют по-разному (нурька морот – «короткие песни», сиде морот – «частые песни», кштима морот – «плясовые песни», морамань колга морот – «песни под гармонь»). Пение сопровождается игрой на музыкальных инструментах – гармонике, балалайке, гитаре.
Причитания. Причитания – это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны вызвать чувства сострадания, любви и гнева.
Причитания органически связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.
Колыбельные песни. Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» – «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» – «Мур, мур, кисонька»).
Хороводные, игровые, плясовые песни.
Жанры народной прозы. (4 ч.)
Мифы. Истоки мифологии мордвы (мокши и эрзи) восходят к эпохе общности финно-угорских народов (примерно II – III тыс. до н.э.). Представления мордвы о мире, Вселенной во многом близки представлениям большинства индоевропейских и сибирских народов. Ряд вариантов зафиксирован и в мифах этнографических групп мордвы: шокши, терюхан, каратаев, существенно отличающихся друг от друга в языке, обрядах, костюме и т.д. В традиционных мифах у эрзи Верховным Богом – демиургом – является Чипаз (Бог Солнца), у мокши – Шкай, Шкабаваз (Бог Времени, Бог Солнца); у эрзи в роли демиурга позднее стал выступать сые Чипаза – Нишкепаз.
Сказки. Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические сказки, бытовые сказки.
Легенды. Легенда есть устный мифологический или фантастический рассказ о каком-либо событии. Разнородные и сравнительно немногочисленные мордовские легенды можно сгруппировать в две основные тематические группы: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми; о животных, растениях и их свойствах.
Предания. Предание – это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.
Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования – действительные или фантастические факты – и как они изображаются в предании или легенде. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность.
Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические и топонимические.
Мордовское народное искусство. (5 ч.)
Мордовское народное искусство. Ювелирное искусство. Резьба по дереву. Народная одежда. Керамика.
Детский фольклор. (2 ч.)
Детский фольклор. Эрзянские и мокшанские народные игры. Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей
Фольклорные традиции в мордовской литературе. (2 ч.)
Фольклорные традиции в мордовской литературе. Повторение пройденного материала.









Календарно-тематическое планирование по мордовскому фольклору
в 7 «Б» классе

№ п/п
Наименование тем и разделов
Вид занятия
Количество часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия






Планируемая
Фактическая

1
Фольклор

3




1.1
Фольклор
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



1.2
Специфика жанров
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



1.3
Известные фольклористы Мордовии
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



2
Календарно-обрядовый фольклор

4




2.1
Календарно-обрядовый фольклор
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



2.2
Зимний фольклор
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



2.3
Весенне-летний фольклор
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



2.4
Осенний
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



3
Семейно-обрядовый фольклор

2




3.1
Свадебные обряды
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



3.2
Погребальные обряды
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



4
Речевые жанры

3




4.1
Пословицы и поговорки
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



4.2
Загадки
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



4.3
Заговоры
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



5
Песенные жанры

9




5.1
Обрядовые песни
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.2
Трудовые песни
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.3
Исторические песни
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.4
Лирические песни
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.5
Мифические песни
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



5.6
Частушки
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.7
Причитания
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.8
Колыбельные песни
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



5.9
Хороводные, игровые, плясовые песни
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



6
Жанры народной прозы

4




6.1
Мифы
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



6.2
Сказки
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



6.3
Легенды
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



6.4
Предания
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



7
Мордовское народное искусство

5




7.1
Мордовское народное искусство
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



7.2
Ювелирное искусство
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



7.3
Резьба по дереву
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



7.4
Народная одежда
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



7.5
Керамика
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



8
Детский фольклор

2




8.1
Детский фольклор
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



8.2
Эрзянские и мокшанские народные игры
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа



9
Фольклорные традиции в мордовской литературе

2




9.1
Фольклорные традиции в мордовской литературе
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос



9.2
Повторение пройденного материала
Формирование практических умений
1
Индивидуальная работа




Итого

34











Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Диски:
Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
Мы – Мордва!
Писатели Мордовии.
Мокшень ёфкст.
Аудиозаписи мордовских народных песен.
Стенды:
Мордовский национальный костюм.
Символика Мордовии.
Карта Мордовии.
Портреты:
Писатели и поэты Мордовии.
Уголки:
Предметы быта и утварь древней мордвы.
Украшения мордвы.
Журналы:
«Мокша».
«Сятко».
«Якстерь тяштеня».
«Чилисема».






Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература:
Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971.
Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.
Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М.Е. Евсевьев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с.
Кевбрин, Б.Ф. Мотивы родной земли: духовная культура жителей Зубово-Полянского района Республики Мордовия: хрестоматия народной культуры / Б.Ф. Кевбрин, В.И. Рогачёв, А.Д. Шуляев. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. – 356 с.
Лузгин, А.С. Промослы Мордовии / А.С. Лузгин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 144 с.
Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня / А.И. Маскаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.
Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.
Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки / Н. Ф. Мокшин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. – 248 с.
Мордва: Историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.
Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев; под ред. В.М. Беляева. - М.: Наука, 1957.
Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К.Т. Самородов; [сост.: А.А. Долгачёв и А.Д. Шуляев]. – 2-е изд. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 384 с.
Мордовское устное народное творчество: учеб. пособие. / редколл.: А.В. Алёшкин и др. – Саранск: Мордов. ун-та, 1987. – 288 с.
Обряды и фольклор мордвы-мокши: теорияи практика проблемы / В.И. Рогочёв, А.Д. Шуляева, С.В. Богдашкина; под. ред. Б.Ф. Кевбрина, О.Е. Полякова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 381 с.
Пинясов, Я.М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я.М. Пинясов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.
Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
Шуляев, А.Д. Народть мяляфтомац пефтома / А.Д. Шуляев. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993. – 256 с.
Дополнительная учебно-методическая литература:
Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануфриева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.
Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. – №3.
Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. – Ковылкино, 2006.
Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. – М.: русский язык, Дигора, 1998.
Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. – Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002.
Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. – Саранск, 2009.




15