Презентация на тему Обычаи и традиции осетин


МБУ ДОД «Станция юных натуралистов» МО - Пригородный район
Работу выполнилаАлборова ЗаринаТО «ГОРОД МАСТЕРОВ»Рук. Тедеева Фатима Махарбековна-2014-ГОРОД МАСТЕРОВ Тема работыОсетинская культура Цель: Познакомиться с материальным и духовным наследием осетинского народа. Изучить традиционную осетинскую культуру, связанную с обычаями. Задачи: Изучить историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру осетинского народа. Когда заходит речь о наших традициях и обычаях, почему-то всегда начинают с описания народных праздников, элементов застолья и т.п. Несомненно, они важны. Но есть и другая составляющая нашего бытия, которая на сегодняшний день актуальна, это – духовно-нравственный мир осетина, нормы его поведения и правила взаимоотношений с окружающим обществом. С них мы и начнем. Среди народов Северного Кавказа, осетины смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Во многом этому способствовала длительная изоляция народа в горах после монголо-татарских набегов. И хотя, территориальная близость и крепкие связи с соседними народами не могли не оставить свой след, осетины и сегодня в пределах возможного, бережно хранят Фарн предков и их духовно-нравственное наследие. Отличительные свойства всех Кавказских народов - порывистость, быстрая восприимчивость и непостоянство, всё это больше соответствуют прошлой воинственной, хищнической жизни кавказского населения. По отзывам некоторых исследователей-этнографов, характер осетин представляет значительную разницу с общим характером народов, населяющих Кавказские горы. Основные нравственные понятия осетин :уважение к чести женщины, почтительное отношение к старшим,Трезвость, скромность, неподкупность. За оскорбление осетин жестоко мстил своему врагу. В осетинском обществе презиралась трусость. Трусливый человек покрывал свою голову и весь свой род позором. В осетине было сильно развито чувство честности . Единственной гарантией во взаимоотношениях людей было слово. В общественной жизни осетин с древнейших времен «ныхас» играл важ­ную роль. В центре осетинского аула имеется определенное место, для сбора стариков, которые сидели на больших камнях.На «ныхасе» старики занимали места строго по старшинству. Сюда люди собирались для обсуждения важных общественных вопросов, и для того, что­бы послушать новости дня -«хабартта»... На «Ныхасе» каждый пользовался правом голоса. Молодые люди говорили кратко и внятно по интересующему всех вопросу. Осетин считал себя оскорблённым, если кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка по понятиям горца — символ мужества, силы, отваги и превосходства перед женщиной. Осетин за общим столом не чувствует себя свободно, так как он скован массой условностейЗа столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Старики за столом вели себя очень чинно. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть — стыдно, обжорство — позор. И до сих пор в осетинскомнароде говорят: «Хуындма арцу афсастай, да хадзарма бацу астонгай» Гостеприимство – особенность осетинского народа, традиция уходящая корнями вглубь веков. Осетин строго соблюдал законы гостеприимства Гостя (кунака) они принимали со следующими словами: «Мой дом — твой дом». С тем, кто находился под их защитой, они обращались как с родственником и не отдавали беглецов....Отказать путнику,постучавшему в дверь, никто не решался, какова бы не была его крайность. УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕТрудовая жизнь в семье, стеснённое положение в обществе, слабая природа дают ЖЕНЩИНЕ, особые права и преимущества, и личность ее неприкосновенна.В Осетии достоинством мужчины считалось почтительное отношение к женщине.Что касается женщины старшеговозраста, то она находиласьна особом положениии пользовалась большимвсеобщим уважением Тот считается в безопасности, кого взяла под защиту женщина. Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все пристыженно вкладывают сабли и расходятся. У осетин издревле существовал также обычай Усыновления кровника. К нему, как к единственному средству спасения и прекращения мести, прибегал убийца. Он проникал в дом потерпевшей семьи и добивался любым способом прикосновения губами к груди матери убитого. Если ему удавалось добиться этого, то он уже считался усыновленным. ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И СТАРШИХНа протяжении веков отношение аланов-овсов к старшему поколению постоянно менялось. У предков осетин - алан, скифов и сарматов было ярко выраженное негативное отношение к старости. Осетинский нартский эпос хранит предание о том, как нарты, не желающие стареть, по существующему обычаю бросались в море с высокой скалы. Они считали это блаженным видом погребения и отличными похоронами . Среди Нартов также был распространен обычай убивать стариков. Позже люди поняли, что старики обладают большим опытом и мудростью, нарты упразднили этот обычай. Спустя века, осетины уже почти с обожанием смотрят на пожилых людей. "Власть старшего равна власти Бога", - гласит кавказская поговорка. ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ.Осетинские обычаи выражаются в праздниках, обрядах, молитвословиях. Они поддерживают дух народа, объясняют смысл традиций, в которых проявляются национальные ценности Скифы, как и другие народы, также упорно избегали чужеземных обычаев, Верность своим богам, своим обычаям считалась непреложной обязанностью каждого скифа. Отступничество каралось строго. ЗИУ. В ряду национальных традиций, стоит и известный в прошлом обычай «зиу», который использовали для помощи вдовам, сиротам, больным, старым. чтобы выручать друг друга в беде. «Уайсадын». Интересны и взаимоотношения между старшими в доме и невесткой. Старшие – не позволяли никаких вольностей и непристойностей в присутствии невесты. Невестка тоже соблюдала дистанцию через обычай «Уайсадын». Она не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи. ОЧАЖНЫЙ ОГОНЬ И НАДОЧАЖНАЯ ЦЕПЬ. Каждая горская сакля имела центральное помещение, где находился очаг, он охранялся духом - покровителем дома. Вокруг очага собиралась вся семья, а цепь (рахыс), висящая над очагом, считалась священной. До неё мог дотрагиваться только самый старший в семье. Огонь для осетин - самый чистый и почитаемый дух. Огонь нельзя было ругать, тушить, переходить через него. Однако, в конце XVIII - начале XIX вв. происходит частичное выселение осетин на плоскость, в казачьи станицы. В доме горца появляется русская печь, на которой готовилась пища. Готовили на очаге только в особых случаях. Спасибо за внимание!