Методика подготовки и проведения классных часов


Методика подготовки и проведения классного часа
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:
- Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками: (В. П. Созонов)
- Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя (М. Л. Маленкова)
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и условий. Классный час ― это не урок. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой ― целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности студента, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный ― содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный ― обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический ― в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
Составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
Уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения; определение времени и места проведения классного часа;
Определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
Определение участников подготовки и проведения классного час; распределение заданий между участниками и группами;
Проведение классного часа;
Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры, Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
Классное собрание:
- распределяет поручения;
- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
- слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа ― час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения ― это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения.
Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите "корзину проблем" и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
С уважением относиться друг к другу.
Любое мнение заслушивать внимательно.
Пока один говорит, все его слушают.
О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей группы, возраста детей, профессионализма педагога...
На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:
Беседа.
Дискуссия (диспут) ― позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
Сюжетно ролевая игра ― форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Методика проведения ролевой игры:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
- обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: "инсценированный суд", "пресс-конференция", "спрашивали ― отвечаем", инсценировка литературного произведения.
Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
Социально-культурный проект ― это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:
- изучение ситуации;
- сбор информации;
-планирование;
- формирование микрогрупп и назначение ответственных;
- практические действия;
-определение приоритетных результатов;
- групповой анализ выполнения поставленных задач.
6. Одним из способов быстрого решения проблемы является "мозговая атака". Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, "Как улучшить дежурство в группе". Правила проведения "Мозговой атаки" следующие:
- учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
- "мозговая атака" заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Преимущества часа общения над другими формами работы:
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми учащимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
З. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть возов в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь...
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Примерная тематика нравственных классных часов.
“Кто я? Какой я?" - игра.
“Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
“Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
“Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
“Мои интересы, мои увлечения” - аукцион увлечений и интересов уч-ся.
“Я - дома, я - в школе, я- среди друзей” - интерактивная игра.
“Окна моего дома. Что они значат” - час общения.
“Иметь своё мнение - это важно?!” - беседа.
“Мои "хочу" и мои "могу"” - диспут.
“Скажи, кто твой друг и ...”- интерактивная игра.
“Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности” - беседа.
“Умею ли я любить?” - аукцион мнений.
“Люди, без которых мне одиноко” - этическая беседа.
“Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?” - дискуссия.
“Страна, в которой мне хотелось бы жить” - защита фантастических проектов.
“Я имею право на...” - разговор на заданную тему.
“Всему начало любовь...” - праздник.
“Счастливый билет моей судьбы” - нравственный экзамен.
“Прекрасное и безобразное в нашей жизни” - дискуссия.
“А если не получилось?.. Что дальше?” - диспут.
“Я среди людей, люди вокруг меня” - деловая игра.
“Чувство взрослости. Что это такое?” - эпическая беседа.
“Моя будущая профессия. Какой я её вижу?” - экскурсия в мир профессий.
“Какие воспоминания оставлю я о себе в школе” - классное собрание - разговор.
“Есть только миг между прошлым и будущим...” - дебаты.
“Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?” - презентация.
“Моя миссия в мире” - конференция.
Организация и проведение тематического классного часа.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Учитель выписывает на доске разные темы, например: "обычаи и традиции", "времена и страны", "великие люди мира", "психология человека", "границы человеческих возможностей", "страны, изучаемого языка", "история этикета", " азбука открытия мира", " песни в истории моей семьи и страны", "мир человеческих увлечений", "кино в жизни человека", " праздники нашего дома", "кем быть и каким быть?", "музыка нашего времени и прошлого" и д. т.Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
Организация и проведение информационного классного часа.
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.
Главное значение информационного часа - формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) - 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) - до 45 минут, но не более.
Основные формы во время информационного часа:
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
- работа со словарём и справочной литературой;
- работа с политической картой;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
- интеллектуальные марафоны;
- дни творчества;
- интеллектуальные. ринги и викторины;
- заседание психологического клуба "зеркало" и т.д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Мои сильные и слабые стороны.
Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
Мои "почему?" и ответы на них.
Глубинные тайны человеческого познания.
Внимание и внимательность. Слова одного корня?
Как научиться управлять собой.
Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
Тренировка памяти - залог будущего успеха.
Человек и творчество. Великие творения человечества.
Разговор с самим собой по душам.
Как научиться властвовать собой?
Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
Пока я мыслю, я живу.
Юмор в жизни человека.
Итак, классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для "галочки", то полезней будет сэкономить время - своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

Методика проведения классного часа
Классный час как форма организации воспитательного процесса
Воспитание в коллективе и через коллектив - это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие дня подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, Л.И. Маленкова составила определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.
Определение целей и задач.
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
Создание психологического настроя
Предварительная подготовка.
Проведение самого мероприятия.
Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, -анализ воспитательного результата.
Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту - классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то...
Субъектом его проведения обязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены м другие правила.
КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;
содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;
формирование и развитие классного коллектива.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГОИ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н. Степанову)
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-
центрированный классный
час
Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребёнка.
Содержательный Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему классного часа.
Организационно-
деятельностныйГлавным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, совместная деятельность жёстко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа. Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создаёт ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.
Оценочно-
аналитический При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребёнка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н.Степанову)
Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
ПЕРВЫЙ ШАГ
Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год
В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся н их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих детей» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).
В определении классики часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
ВТОРОЙ ШАГ
Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными н слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (иди актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.
ТРЕТИЙ IIIAГВыбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов
Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
ПЯТЫЙ ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
ШЕСТОЙ ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо. Технология и методика ситуационного классного часа
Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
Тема.
Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
Информация (по материалам предварительной подготовки).
«Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
«Я - позиция» и общественно значимая норма.
Дискуссия.
Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
Свободный выбор.
Мотивация.
Реальный результат.
Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».
Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудачи ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) - провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, метающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) - закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.
Технология классного часа Методика классного часа
Размещение учащихся в круге.
Информация (3 мин). Демонстрация сравнительной таблицы уровней облучённости (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год)
Изложение «Я – позиция».
Причина «Я – позиция» (7 мин). Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
Что каждому из вас мешает лучше учиться?
Что может помочь вам в учёбе?
«Я – позиция» и общественно-значимая норма.
Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин). Группам даётся задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:
В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, но можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите её.
Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.
Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?
Дискуссия (10 мин). Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.
Рефлексия (5 мин).
Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении? Почему?
Что понравилось, почему?
Что не понравилось, почему?
Свободный выбор.
Речь классного руководителя (2-3 мин). Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти также и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернёмся к обсуждению промежуточных результатов и повторим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.
Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению. Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своём поведении.
Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей. Наблюдение.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ СОБРАНИЙ И ЧАСОВ.
Формы внеклассной работы сегодня – это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога существуют игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т.д.
Главной формой внеклассной работы является классный час. Тема классного часа, его содержание определяется классным руководителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет различные функции:
просветительскую функцию – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье;
ориентирующую функцию – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;
направляющую функцию – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем;
формирующую функцию – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении или иной темы классного часа.
При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:
определить тему классного часа и сформулировать его конкретные мысли;
подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т.п.;
составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость;
распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся;
пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.
Для того, чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимися, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.
Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.
Ни для кого не секрет, что можно увидеть классные часы, на которые ученики, как младшие школьники, так и старшие, идут с небольшой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актёра, минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие и для взрослого, и для ребёнка.
Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна конкретная совместная деятельность классного руководителя и учащихся.
Классное собрание является высшим органом самоуправления в классном коллективе. Оно может проводиться 1-2 раза в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом классного часа являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание может быть посвящено:
выбору актива класса;
распределению поручений в классе;
обсуждению результативности деятельности учащихся;
обсуждению итогов внеклассных мероприятий.
Классное собрание может быть как очередным, так и экстренным. Последнее связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация или инцидент и т.д.). Тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит младших школьников собранности, ответственности за себя перед другими, перед самим собой, понимать значение коллектива в жизни человека.
Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:
как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями;
как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Классный руководитель голосует вместе с учащимися в ходе классного собрания за принятые решения и вместе со всеми несёт за них ответственность.
Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает изменения.
В начальной школе классный руководитель учит ребят говорить логично и чётко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно.
В начальной школе целью классного собрания является не только решение внутренних проблем, но и создание традиций и правил проведения самих собраний.
Значение классных собраний состоит в том, чтобы развить коммуникативные возможности младших школьников: преодолеть неуверенность и застенчивость при подготовке публичного выступления, нежелании говорить вслух нелицеприятные вещи и др.
Классное собрание не должно превращаться в нотацию учащимся. Оно должно быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний использует некоторую ритуальность (определённую музыку, отдельные фразы в начале и в конце собрания и т.д.).
Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами оно должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать педагога и друг друга.
Кто-нибудь может сказать, что такие серьёзные собрания в начальной школе проводить не нужно. Но с этим можно поспорить. Дети должны учиться рассуждать не только на школьном уроке. Обсуждение проблем класса, выработка умения совместно радоваться успехам ребят класса и огорчаться в связи с их неудачами, отвечать за свои ошибки и промахи – всё это способствует тому, что ребята к пятому классу вырабатывают в себе потребность и привычку жить среди людей.
Ещё одна задача классного руководителя в начальной школе – максимальное вовлечение учащихся в обсуждение общих проблем. Это поможет многим учащихся класса в обсуждение общих проблем. Это поможет многим учащимся легче и быстрее преодолеть проблему адаптации к школьной жизни, тревогу и страх, неуверенность, почувствовать себя взрослым человеком. Такая последовательная работа приведёт к тому, что в пятом классе дети не буду ждать, когда он им предложит что-то делать в коллективе. Многое они смогут сделать сами: организовать дежурство, распределить поручения, проявить свою инициативу в различных делах школы. Проще говоря, они смогут сами себя занять и организовать. Это вовсе не значит, что им не нужен классный руководитель. Но это значит, что они смогут поддержать его и стать надёжными помощниками во всех делах школы.
Примерная тематика классных собраний в начальной школе
1-й класс
Права и обязанности школьника.
Что такое поручение?
Как надо вести себя в библиотеке?
Как вести себя в столовой?
2-й класс
Школьный дневник. Как с ним работать?
Режим дня школьника.
Наш класс на перемене.
Как мы выполняем свои поручения?
3-й класс
Домашние задания и как мы к ним относимся.
Традиции класса.
НОТ школьника и проведение праздника.
Итоговое собрание.
4-й класс
Наши читательские умения.
Как мы дежурим в классе и школе.
Наш класс в жизни школы.
Мы переходим в 5-й класс.

СЦЕНАРИИ КЛАССНЫХ СОБРАНИЙ ДЛЯ 1-го КЛАССА
Сценарий классного собрания «Права и обязанности школьника»
Цели:
Познакомить первоклассников с правами и обязанностями школьников.
Учить учащихся определять, что такое «Можно» и что такое «нельзя» в школе.
Формировать коммуникативные умения школьников.
Ход собрания:
Вступительное слово учителя.
Учитель. У нас сегодня торжественный день. Впервые мы с вами, ребята, проводим собрание всего класса. Это наш общий сбор. Я очень прошу вас запомнить этот день в своей жизни. Когда мы с вами будем собираться все вместе, мы будем говорить о наших трудностях и горестях, удачах и неудачах, победах и поражениях. Мы будем учиться дружить и говорить правду, учиться исправлять свои ошибки и радоваться успехам ребят класса. А теперь я прошу вас всех встать и выйти из-за парты, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошку другому и пожать её. (В это время звучит музыка «Ты да я, да мы с тобой…». Затем ребята садятся на свои места.)Учитель. Во время собрания мы с вами будем учиться принимать коллективные решения, обсуждать их, обсуждать вашу школьную жизнь. А что собой представляет человек, которого называют школьником? Чем отличается школьник от тех, кто не ходит в школу? (Ответы учащихся.)
Учитель. Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строчки:
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается
То значит он (вернее – я),
То значит он (вернее – я),
Он в школу собирается.
Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счётных палочек? (Ответы учащихся.)
Учитель. А какие обязанности есть у школьника? (Ребята по цепочке говорят о том, что должен делать школьник в школе.)
Учитель фиксирует на доске те утверждения, которые называют учащиеся.
Школьник не имеет права:
опаздывать без уважительной причины;
не выполнять домашние задания;
плохо учиться;
пропускать уроки без уважительной причины;
врать старшим;
обижать младших и своих сверстников;
драться;
молчать, если его обижают.
Учитель ещё раз зачитывает те предложения, которые дают дети, просит ребят объяснить ещё раз что значит то или иное положение, записанное на доске.
Дискуссия.
Учитель. Ребята! Когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагается за эти предложения голосовать. Сегодня мы с вами тоже будем учиться голосовать.
Голосовать – значит отдать свой голос, своё мнение. Мы с вами обсудили вопрос о том, что должен делать ученик. Давайте проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе. (Дети голосуют.)
Учитель. А какие права есть у школьника? И есть ли вообще у него права? (Ответы учащихся: право на учёбу, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях, право на общение друг с другом, право на помощь в учёбе.)
Учитель записывает ответы учащихся на доске. Ребята голосуют за эти права по предложению учителя.
В конце собрания ребята встают, поворачиваются друг к другу и пожимают друг другу руки.
Сценарий классного собрания «Распределение поручений в классе»
Цели:
Распределить поручения учащихся класса.
Создать условия для свободного выбора учащимися поручений.
Воспитывать ответственность за выбранное поручение.
Предварительная подготовка:
Учитель
Учитель вывешивает в классе плакат, на котором обозначены возможные поручения учащихся. Каждому учащемуся даётся возможность заранее познакомиться с плакатом и подумать над тем, какое поручение ему хотелось бы выполнять в классе. Плакат может выглядеть так:
Староста класса
Медицинская служба класса
Библиотечная служба
Фотографы
Режиссёры
Актёры, артисты
Группа озеленения
Учащимся класса предлагается посоветоваться с родителями, расспросить, какие поручения в своём классе выполняли мамы и папы.
Пригласить в класс старших школьников, которые выполняют в школе различные поручения.
Ход собрания:
Объявление темы собрания.
Выступление учащихся школы с рассказом о своих поручениях и о значимости выполняемых дел в их жизни.
Обсуждение плаката с поручениями, выступление самих первоклассников. Они определяют, какие поручения в классе они хотели бы выполнять.
Рассказ классного руководителя об отношении к выполнению поручений учащихся её бывшего класса, о значении хорошо выполненного поручения в жизни всего коллектива учащихся.
Обсуждение правил к выполняемому поручению.
Правила можно записать на доске, к примеру:
Относись к выполнению порученного дела ответственно.
Старайся выполнять поручения с удовольствием.
Помни о том, что выполнением своего поручения ты помогаешь учителю, школе, всем своим одноклассникам.
Обращайся за помощью в выполнении порученного дела к классному руководителю и одноклассникам, если тебе одному трудно.
Спеши делать добро!
Голосование учащихся «За» или «против» правил выполняемых дел.
Подведение итогов собрания.
Вклеивание в дневник правил выполнения порученного дела.

Сценарий классного собрания «Как вести себя и как работать в библиотеке»
Цели:
Познакомить учащихся класса с традициями школьной библиотеки.
Воспитывать культуру и ответственность, умение работать в библиотеке школы и города, села.
Ход собрания:
Объявление темы собрания.
Вступительное слово учителя.
Представьте себе, ребята, ситуацию, что в нашей школе не было бы библиотеки. Какой была бы наша жизнь? К счастью, библиотека наша работает и для нас с вами она открыта всегда. Мы с вами умеем читать, а значит, мы с вами на законных правах получаем почётное звание – читатель. С этого дня мы с вами можем не только листать книгу, читать её, но и работать в школьной библиотеке. А помогать нам в этом будут люди, которые работают в ней.
Представление работников школьной и городской (районной) библиотек учащимся класса.
Выступления библиотекарей (рассказ о принципах работы библиотек, демонстрация интересных книг, которые ребята могут взять в библиотеке).
Знакомство с правилами поведения в библиотеке, с читательским формуляром, мероприятиями, которые будут проводиться школьной библиотекой и в которых могут принять участие учащиеся первого класса.
Вручение приглашения классу для участия в самом большом библиотечном празднике в школе (если такой проводится).
Знакомство с ребятами, которые будут в классе классными библиотекарями.
Они рассказывают о том, как они будут выполнять своё поручение (проверять читательские формуляры, оповещать о мероприятиях, которые будет проводить библиотека и класс, проводить акции «Самый аккуратный учебник».Подведение итогов собрания.

Нравственный классный час
В начальной школе провести нравственный классный час непринято. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьёзных усилий педагога, умения обращаться с детьми легко, интересно и свободно.
Главные цели классного часа:
Нравственное просвещение учащихся с целью выработки их собственных взглядов, суждений, оценок.
Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Готовясь к нравственному классному часу, классный руководитель может провести предварительную диагностику нравственного развития учащихся. Для этого можно предложить учащимся обсудить какую-либо нравственную ситуацию. Способность учащихся младших классов анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло, обязательность и ответственность, дают возможно определить тему нравственного классного часа.
Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у младших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся должны не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.
Основой для подготовки нравственного часа у младших школьников могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства. Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
Примерная тематика нравственных классных часов
1-й класс
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
О невежах и вежливости.
Что значит быть ответственным.
Поговорим о том, как мы выглядим.
2-й класс
О лени и лентяях.
Об аккуратности.
Об обидах и причинах обид.
Эгоисты. Кто они такие?
3-й класс
Правда и ложь – какие они?
О жадности и жадных.
Что такое характер?
Что значит в жизни похвала.
4-й класс
Мои мечты и мои пожелания.
Друг в моей жизни.
Душевность и бездушность.
Что значит быть счастливым.

СЦЕНАРИИ НРАВСТВЕННЫХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Сценарий нравственного классного часа
«Что такое “хорошо” и что такое “плохо”» (1-й класс)
Цель:
Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Крошка-сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам. А вам они известны?
(Учащиеся дают ответ на вопрос учителя. Если ребята знают стихотворение, то могут его рассказать.)Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.
Плохо, когда…Хорошо, когда…
(Учащиеся продолжают предложения, записанные на доске.)
Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы, прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали что будет дальше…
Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ.
(Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)
Что мы можем сказать об этих мальчиках?
Встречались ли вы с подобными ситуациями?
А теперь выслушаем продолжение рассказа.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали, – удивились мальчики.
Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Почему женщина была возмущена?
Почему удивились мальчики?
Пересказ рассказа.
Учащиеся пересказывают текст, но изменяют окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).
Составление сказки.
Учащиеся составляют сказку про Плоха и Хороша. Сказку ребята составляют по цепочке. Первый учащийся – первое предложение, второй – второе и т.д. (К своим сказкам дети могут также нарисовать рисунки.)
Подведение итогов классного часа.

Сценарий классного собрания«Наш класс в жизни школы»
Цели:
1. Обсуждение с учащимися участия коллектива класса в жизни школы.
2. Подготовка учащихся к переходу на среднюю ступень обучения.
Предварительная подготовка:
Сочинение «Наш класс. Какой он?»
Создание портретной галереи «Герои нашего класса».
Создание общей характеристики класса.
Общая характеристика создаётся следующим образом: огромный лист бумаги (10 листов А4, склеенных между собой) пускается в классе по цепочке. Учащиеся должна продолжить фразу «Наш класс…» Нужно добавить 3-4 прилагательных, которые определяют характеристику класса. Предыдущее высказывание закрывается (чтобы не повторяться).
Ход собрания:
Начало собрания.
Вступительное слово учителя.Анализ сочинений о классе.
Учащиеся зачитывают их и анализируют.
Экскурсия в портретную галерею «Герои класса».
Анализ общей характеристики класса.
Совместное обсуждение, определение линий развития классного коллектива в будущем.
Подведение итогов собрания.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Тематический классный час должен демонстрировать младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования людей. Главными темами классных часов для всех четырёх годов обучения учащихся должны стать следующие: семья, родные и близкие люди, одноклассники, государство, в котором живет ребёнок. Вселенная и существование человечества на планете Земля, собственный мир ребёнка, интересы и увлечения, способности и возможности.
Главное назначение классного часа состоит в том, чтобы показать положительный опыт, достижения, возможности людей и стимулировать развитие младших школьников.
Тематические классные часы требуют серьёзной и деятельной подготовки, они могут быть объединены определённой тематикой в течение длительного времени. Тематический классный час должен быть эмоционально насыщенным, его полезно использовать в начале работы над определённой темой и в завершении какой-нибудь темы. Планируя тематические классные часы, целесообразно классному руководителю совместно с детьми определить темы классных часов, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий , объединённых одной темой.
Предварительное планирование тематических классных часов можно превратить в интересное и увлекательное путешествие или игру. Это можно сделать следующим образом.
Вариант 1. Классный руководитель предлагает учащимся отправиться в страну Знанию, которая только что появилась на карте мира. Страна эта – класс, а все ребята – жители этой страны. Ребятам предлагается дать названия улицам, городам этой страны. Например, переулок Музыкальный, улица Мировых открытий и т.д. Классный руководитель предупреждает учащихся о том, что названия которые мы даем улицам должны в будущем стать темой изучения, разговора, обсуждения. поэтому , называя улицу, переулок, проспект, нужно учитывать свой интерес к данному названию.
Вариант 2. Ребятам 3-4-го классов можно дать возможность подумать и выбрать интересную тему для обсуждения из тех, которые предлагает учитель. Для этого на доске классный руководитель вывешивает различные темы, а учащиеся определяют то, что им интересно. Ребятам можно предложить такие темы: «Разные страны», «Путешествие во времени», «Любимые книжки детства», «Писатели и поэты, которых читают в моей семье», «Страны изучаемого языка», «Учёные и изобретатели мира», «Спортивные и неспортивные рекорды», «Песни в истории моей страны и моей семьи», «Праздники нашего дома», «Кем быть, каким быть?», «Музыка нашего времени и прошлого». Классный руководитель организует выбор учащихся и определяет те темы, которые станут основой будущих классных часов.
Вариант 3. Для определения тематики часов педагог может провести классный час «Что мне интересно». В ходе такого классного часа классный руководитель даёт малышам возможность рассказать о своих интересах, увлечениях, хобби. Ребята с удовольствием рассказывают об интересах и увлечениях своей семьи. Ребята говорят и том, что им хотелось бы узнать на классных часах.
Примерная тематика тематических классных часов
1-й класс
1. Кто я? Какой я?
2. История моей дружбы.
3. Страна, в которой я живу.
2-й класс
1. О чём я мечтаю.
2. День рождения нашей семьи.
3. Красные даты нашего календаря.
3-й класс
1. Я умею, я могу, я хочу..2. Моя семья - это..
3. Мир вокруг меня. Какой он?
4-й класс
1. Кем я хочу быть?
2. Люди мира и их открытия.
3. Что я чувствую, когда рядом нет родных.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Назначение информационного классного часа сегодня – это формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся, а у младших школьников – принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, деревни.
Информационный час в школе должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, стране, городе.
Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в истории страны. В начальной школе такие часы должны быть 20-25 минут. Этого времени достаточно, чтобы ярко, интересно и занимательно обсудить самые значимые события и явления.
Правила подготовки:
1. Информационный час должен быть актуальным и современным.
2. Информация, которую обсуждают ребята, должна быть интересной и занимательной, учитывая возраст учащихся.
3. Информация должна быть всему классу заранее неизвестной.
4. Информация, которую предлагает классный руководитель учащихся, должна быть беспристрастной.
5. Информационный час должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение сравнивать, обобщать, делать вывод).
Основные формы работы:
Газетные сообщения;
Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;
Путешествие по картам и глобусам;
Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
Просмотр и обсуждение материалов.
Информационный час должен проходить в виде:
Викторины;
Информационного ринга;
Конкурса эрудитов;
Конкурса карикатуристов и плакатистов;
Встреч и экскурсий (типографии, редакции);
Праздников газет и журналов,
Путешествий по времени.
Примерная тематика информационных часов1-й класс1. Газеты и журналы нашего дома.
2. Газета нашей школы. Что в ней можно прочитать?
3. Как читать газету. Советы читателей.
2-й класс
1.Профессия журналист.
2. Редакционная коллегия школы.
3. Путешествие по карте мира.
4. Новые страны на карте мира.
3-й класс
1. «Газетные» профессии.
2. Газеты и журналы для детей.
3. Это интересно знать.
4. Что? Где? Когда?
4-й класс
1. Чем живет планета Земля?
2. Как читать газету.
3. О чём говорят, о чем пишут газеты?
4. Газетное слово в борьбе за мир.
5. Интересные факты из газеты и журнала.
6. Газетные полосы прошлого.

План проведения информационного часа
«Это интересно знать»
Цели:
Знакомство с интересными фактами из газет и журналов, о жизни стран и народов.
Развитие любознательности учащихся, познавательной активности.
Предварительная подготовка:
Подбор интересных фактов из периодической печати для чтения с учащимися.
Определение заданий учащимися для обсуждения на информационном часу. Ребятам предлагается найти ответ на следующие вопросы:
Когда впервые появился карандаш?
На чём писали люди до появления бумаги?
С помощью каких птиц люди передавали необходимую и срочную информацию?
Когда впервые появились чернила?
Ход информационного часа:
Вступительное слово учителя.
Знакомство с интересными фактами из жизни предметов, окружающих учащихся.
Открытия учащихся.
Ребята отвечают на вопросы заданий, которые получили заранее.
Чтение интересных фактов, предложенных учителем, самими учащимися и обсуждение их с учащимися.
Рефлексия информационного часа.
Изучение мнений учащихся об информационном часе. Вручение сувениров – «волшебных» карандашей учащимся, которые подготовили интересные ответы на вопросы учителя.
Распределение заданий учащимся на следующий информационный час (ребята выбирают задания по своему желанию).

Сценарий нравственного классного часа «Лучшее слово о дружбе» (3-й класс)
Цели:
Развитие умений учащихся вести дискуссию.
Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Ход классного часа:
Классный час начинается под музыку песни «О дружбе».
Вступительная беседа.
На доске написано предложение: «Друг – это тот, кто…»
Ребята по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они называют своими друзьями.
Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».
Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд  у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной - стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади,
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка – на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».
Беседа.
На доске – слова «друг», «приятель», «товарищ». Ребята анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга.
Ребята обсуждают, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Учащиеся получают огромный цветок-ромашку, и на каждом лепестке пишут по одному самому главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества втайне, а затем прикрепляют эти качества к цветку.
Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет моего друга).
Работа в группах.
Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, описание которых находится в конвертах.
Нравственные ситуации могут быть такими:
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.
Вопросы классу.
Почему распадается дружба? По каким причинам это происходит чаще всего?
Работа в группах.
Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дружбы.
Итог классного часа.
По результатам классного часа оформляют газету о дружбе.