В статье рассматриваются методы и критерии оценки персонала предприятия

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ


И.М. Токарчук
Государственное автономное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»

В условиях рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия огромное влияние оказывает конкурентоспособность персонала. Какие бы новые технологии не внедряли на предприятии, как бы положительно не влияли факторы внешней среды на деятельность организации, без высококвалифицированного персонала, готового к этим изменениям, предприятие не может добиться желаемых результатов.
Конкурентоспособный персонал организации - это только часть конкурентоспособности самой организации. Но именно конкурентоспособность персонала в условиях растущей конкуренции между предприятиями имеет решающее значение для успешной деятельности организации, в связи с чем, необходимо уделить особое внимание факторам, которые влияют на конкурентоспособность персонала.
Конкурентоспособность работника это способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение организационных целей. Конкурентоспособность работника определяется качеством рабочей силы, соответствующим рыночной потребности в функциональном качестве труда. Конкурентоспособность работника рассматривается как показатель «селекции» наемных работников по уровню их потенциальной и фактической эффективности труда и способности к профессиональному развитию. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения соответствия их человеческого капитала качеству труда.
Система показателей конкурентоспособности работника включает (рис. 1):
- базовые показатели, определяющие потенциальную и фактическую эффективность труда, т.е. показатели, связанные с социально-демографическими, психофизиологическими и мотивационными особенностями рабочей силы, а также определяющие уровень и содержание знаний, умений, навыков, полномочий работника;
- частные показатели, отражающие желания и предпочтения работодателей в рабочей силе и качестве труда, т.е. показатели характеризующиеся мерой рыночной востребованности качественно определенной способности к труду, а также обусловленные возможностями обеспечения доходности труда, восприятия новой информации, приращения профессиональных знаний, самоинвестирования в человеческий капитал, потенциалом коммуникативных связей в определенном виде деятельности.

Рисунок 1. Система показателей конкурентоспособности

Конкурентоспособность персонала определяется конкурентоспособностью отдельных работников и их групп и в значительной мере зависит от механизма функционирования человеческого ресурса в производственно-коммерческом процессе. В процессе формирования и развития конкурентоспособности персонала проявляется единство экономических и социальных процессов: работодатель ориентируется на достижение своих целей (повышение конкурентоспособности организации, получение прибыли) путем наиболее полного использования конкурентных преимуществ наемных работников. А работники, в свою очередь, заинтересованы в повышении организационной конкурентоспособности в той степени, в какой они находят в ней возможность для повышения своей индивидуальной конкурентоспособности.
Конкурентоспособность персонала характеризует взаимосвязь трех групп переменных рынка труда:
- переменные, связанные со средой существования внутреннего рынка предприятия и восприятием персоналом стабильности своего существования, т.е. переменные, характеризующие особенности и структуру предприятия, виды деятельности, особенности выпускаемой продукции, а также нестабильность, давление и враждебность коммерческого и технологического окружения предприятия;
- переменные, связанные с человеческими ресурсами, которые делают внутренний рынок труда более или менее уязвимым по отношению к внешним непредвиденным изменениям (сокращение или увеличение потребности в рабочей силе, изменение структуры работающих, гибкость компетенции персонала,
- гибкость в структуре должностей и рабочих мест, степень быстроты реакции персонала на внешние возмущения, мотивация и открытость персонала внешней среде, падение/возрастание эффективности труда, необходимость значительных вложений в персонал и в другие ресурсы, т.д.), а также определяют конкурентные преимущества персонала на рынке;
- переменные, связанные с трудовой деятельностью, которые характеризуются факторами, не зависящими от персонала, но влияющими на стратегию и тактику его деятельности. Эти переменные меняются эволюционно под воздействием целого ряда причин, складывающихся постепенно, а могут изменяться резко во время кризисов и под целенаправленным регулирующим воздействием. Они могут быть благоприятны для всех видов трудовой деятельности, могут быть выборочно или частично благоприятны.
Вопрос конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции в современной научной литературе рассмотрены достаточно широко, но вопросы, связанные с конкурентоспособностью персонала как одного из важных составляющих конкурентоспособности предприятия, нельзя считать до конца решенными. Следовательно, не существует единой схемы для повышения и оценки конкурентоспособности персонала. Кроме того, предложенные методики не являются достаточно комплексными и зачастую не учитывают большинство факторов, влияющих на этот показатель. Именно поэтому, оценки и повышения конкурентоспособности персонала предприятия является актуальным научно-практической задачей, требующей решения.
Рассматривая конкурентоспособность человека на рынке труда как экономическую категорию, можно столкнуться со сложностью и неоднозначностью данного понятия. Поэтому, конкурентоспособность человека необходимо рассматривать с разных точек зрения: как источник максимального удовлетворения работником рыночной потребности в товарах и услугах, как свойство способности к труду, как свойство человеческого капитала, как способность субъекта управлять своими конкурентными преимуществами.
Конкурентоспособность характеризует качественную сторону трудового потенциала работника, следовательно, от уровня конкурентоспособности зависит специфика трудового поведения, степень развития личного трудового потенциала.
Конкурентоспособность работника - это способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющие вклад в достижение организационных целей. Конкурентоспособность работника определяется качеством рабочей силы, соответствующим рыночной потребности в функциональном качестве труда; уровнем потенциальной и фактической эффективности труда рабочих и способности к профессиональному развитию. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения соответствия их человеческого капитала качества труда.
Но говорить только о качестве рабочей силы как, единственный и основной компонент конкурентоспособности рабочей силы нецелесообразно, поскольку наравне с качеством существуют очень важные количественные и стоимостные характеристики рабочей силы такие как, например, производительность труда, вклад работника в финансовых результатах предприятия, эффективность использования рабочей силы, стоимость рабочей силы, затраты на развитие рабочей силы.
На конкурентоспособность работника на внешнем рынке труда влияют различные факторы, которые непосредственно связаны со следующими характеристиками рынка труда:
предложением на рынке труда - с количеством кандидатов на должность, их профессионально-личностными качествами и условиями предложения;
спрос на рынке труда - с количеством требуемых работников на должность с необходимыми профессионально-личностными качествами, а также с условиями найма;
оценками и решениями работодателя - с оценочными технологиями, используемыми работодателем при подборе, отборе и приеме на работу.
И все же необходимо остановиться на понятии «конкурентоспособность персонала», включающая в себя совокупность конкурентоспособных преимуществ всех работников организации.
Конкурентоспособность персонала - это умение каждого работника предприятия, как отдельно, так и вместе, своевременно реагировать на внешнеэкономические изменения среды, быстро адаптироваться к ним и создавать изделия, отвечающие всем требованиям потребителя с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
Именно поэтому, каждая организация должна быть заинтересована в обучении и развитии своего персонала и рациональному использованию их компетенций, чтобы достичь поставленной цели, сохранить конкурентные преимущества и завоевать лидирующие позиции на внешнем рынке.
Для этого необходимо не только наиболее полно использовать своих работников, но и развивать корпоративную культуры и корпоративный дух, чтобы, в свою очередь, работники были заинтересованы в повышении организационной конкурентоспособности в той мере, в какой они находят в ней возможность для повышения своей индивидуальной конкурентоспособности. Человек может проявить свои способности, успешно их развить в процессе обучения, а затем и реализовать их во время трудовой деятельности лишь в том случае, когда она заинтересована в работе, осознает и принимает к исполнению цели компании.
Развитие персонала должно быть непрерывным, включая в себя профессиональное обучение и повышение квалификации. Одним из основных направлений развития персонала предприятий является организация взаимосвязанных процессов развития конкурентоспособных и личностных способностей наемного работника. Развитие персонала способствует росту умений, навыков, знаний работника, повышает его интеллектуальный, духовный, профессиональный уровень, все это в свою очередь повышает конкурентоспособность наемного работника на рынке труда. Одной из причин недостаточного уделения внимания развитию персонала является то, что подготовка кадров в рамках предприятия требует собственных средств, которых не хватает у предприятия.
Роль конкурентоспособности в конечных результатах предприятия для обеспечения конкурентоспособности предприятий очень важно решать организационные и технические вопросы. Однако этого далеко недостаточно. Выпуск конкурентоспособной продукции может быть обеспечен только конкурентоспособным персоналом. Поэтому каждое предприятие должно уделять этому большое внимание.
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что конкурентоспособность персонала является одним из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.
Конкурентоспособность персонала - это умение каждого работника предприятия, как отдельно, так и вместе, своевременно реагировать на внешнеэкономические изменения среды, быстро адаптироваться к ним и создавать изделия, отвечающие всем требованиям потребителя с наименьшими затратами всех видов ресурсов, от этого зависит стратегическое развитие предприятия на современном рынке.
Заголовок 215