Презентация по литературе на тему: Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Война и мир (I том, 1 часть). (10 класс)


Лев Николаевич ТолстойРоман-эпопея «Война и мир» Илья Репин Портрет Льва НиколаевичаТолстого Авторский замысел и история создания романа Над романом «Война и мир» Л. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Первоначально была задумана повесть «Декабристы». Затем роман «Три поры». Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г.; тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810 - 1820-х годов; прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны; встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы; посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск.«Везде, где в моём рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг». Л. Толстой Из дневниковых записей Льва Николаевича Толстого «… В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством (женой, сыном и дочерью) в Россию … Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, … примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России…» Л. Н. Толстой Крымская война (1853 – 1856)  Крымская война 1853 – 1856 – война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Осм-анской империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. Россия проиграла войну. «… Невольно от настоящего я перешёл к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. мой герой был уже воз-мужалым человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к егомолодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г». Л. Н. Толстой Санкт-Петербург. Сенатская площадь. 1825 г. Восстание декабристов Восстание декабристов 14 (26 декабря) 1825 г. – попытка государственного пере-ворота. Было организовано группой дво-рян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии.Они попыта-лись использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон (после смерти Александра I) крайне непопуляр-ного среди высшей военно-чиновничьей элиты Николая I. Отечественная война 1812 г. «… Я другой раз бросил начатое и сталписать со времени 1812 г. <…> Но и в третий раз я оставил начатое <…> Мне совестно было писать о нашем торжествев борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама <…> Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года», - писал Лев Николаевич Толстой. Жанр и композиция романа Характерные особенности романа-эпопеи Роман-эпопея- наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеикак жанра является то, что она вопло-щает в себе судьбы народов, сам исто-рический процесс. Для эпопеи харак-терна широкая , многогранная, даже всесторонняя картина мира, включаю-щая и исторические события, и облик и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьба-ми мира, и интимные переживания. Отсюдабольшой объём романа, чаще несколько томов. «Война и мир» – одна из немногих в мировой ли-тературе XIX века книг, к которой по праву при-лагается наименование роман-эпопея. Событияисторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляют основу её содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнутнеобычайно широкий охват русской жизни во всех её слоях и вследствие этого так велико чис-ло действующих лиц*, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт». Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987 г. *569 персонажей ЧЕРТЫ ЭПОПЕИ В РОМАНЕ: картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение); события общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов); отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников); огромное количество человеческих характеров; показ различных слоёв населения (помест-ное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне); широкая панорама бытовых сцен дворянскойжизни (балы, великосветские приёмы, обеды. охота, посещение театра и др.); широкий охват пространства ( Петербург, Москва, поместья Лысые горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);большая протяжённость во времени (15 лет) Смысл названия романа Заглавие романа передает его смысл«Мир» – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.«Война» – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды». Группировка образов в романе Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростов, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) – «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущие разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность). Назовите основные события 1 части I тома? Июль 1805 г. Санкт-Петербург. Салон Анны Павловны Шерер. Знакомство с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все всяческих масок».Пьер Безухов и Андрей Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.Глупый «анекдот» князя Ипполита в конце вечера, все встретили как светскую любезность. Нормы жизни представителей петербургской молодёжи (компания Долохов - А. Курагин): кутежи, разврат, нелепые и злые шутки (история с медведем – венчание с куклой).Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны. Французский язык – норма светского общества. Толстой подчёркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т. е. французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией.Борьба за наследство умирающео графа Безухова (истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия; корыстолюбивая княгиня Анна Михайловна Друбецкая и её расчётливый сын Борис). Москва. Семья Ростовых. Именины.Связь эпизода с предыдущими (сцены именин вперемежку со сценами болезни и смерти графа Безухова). Ощущение сложности и многообразия жизни.Приём хозяевами гостей. Семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера Шерер.Графиня Наталья Ростова и Анна Шерер одного возраста. Шерер – «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни, а графиня Ростова – глава семьи, жена и мать 12 детей. Граф Илья Ростов всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим» гостям говорил: «Очень , очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Сцена приветсвия контрастирует с «иерархией приветствий», заведённой у Шерер.Приход молодёжи. Поведение контрастно поведению петербургской молодёжи. Шутки носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой даёт представление об интересах и взаимоотношениях молодёжи.Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Знаменита прямотой ума и откровенной простотой. Лысые горы, имение генерала-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну Андрея Болконского.Сходство семей Болконских и Ростовых: взаимная любовь членов семьи, глубокая сердечность, естественность поведения, близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу. Различия между семьями. Болконских отличает от Ростовых аристократизм, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. Роль 1 части I тома в общем развитии действия Эта часть играет роль экспозиции: Толстой знакомит нас с основными героями; основными сюжетными линиями – историями семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких и салоном Шерер. Действие в 1 части происходит в июле – августе 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но ещё не показан конфликт с Наполеоном. Вокруг каких событий в 1 части группируются герои? Четыре эпизода: вечер у Шерер; именины у Ростовых; смерть графа Безухова; приезд князя Андрея в Лысые Горы Какие слои русского общества были показаны? Разные группы дворянства в Москве и Петербурге, в городе и поместье, старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и – пока частично – Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дворянства, видим слуг, гувернёров, компаньонку, доктора, архитектора, т. е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни. Что повторяется во всех эпизодах, скрепляя их в единое целое? Сквозное действие – разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются взгляды героев. Исторический комментарий В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине – острове Корсика – фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку. В 1793 г. в Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне. Итак, уже в 1 части I тома намечается сложность и стройность композиции романа. Изображение войны 1805 – 1807 гг.I том, 2-3 части Историческая конкретность в изображенииТолстым войны.Многогранность изображения войны.Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение её «в крови, в страданиях, в смерти. Сюжетная линия Николая Ростова, её роль.Описание Шенграбенского сражения: изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина; поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне».Описание Аустерлицкого сражения: кем и как оно было задумано; ироничное отношение Толстого к «диспозициям»; успех или неуспех сражения; как природа влияет на ход сражения; Кутузов и император Александр I; бегство русских; подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах; Аустерлиц - эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей. Итоги: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов – каждый терпит свой «Аустерлиц». Использованная литература: Л. Н. Толстой. Война и мир. - М.: Художественная литература, 1957. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, II полугодие. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.