Творческие уроках окружающего мира задания на


Развитие творческих способностей на уроках окружающего мираКвалификационная работаУчитель МБОУ СОШ № 81Дегтярёва Ю.В. Актуальность Выбранная мною тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Уровни новизныуровень РЕПРОДУКТИВНЫЙ  Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ КАЖДЫЙ!«уровень РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ БОЛЬШИНСТВО!" 3. уровень ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ. Девиз уровня: 'ТАК МОГУТ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ!«4. уровень — ТВОРЧЕСКИЙ Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ ТОЛЬКО ОДИН!" Что такое творчество?Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Показатели творческих способностей Условия формирования творческой деятельности Выявление творческих способностей учащихся.Тесты:«Дорисуй»«Солнце в комнате»Анкета изобретателейВ творческом процессе можно выделить 4 характеристики:1. Скорость (как много идей дети выдвигают?)2. Гибкость (как много разных идей дети выдвигают?)3. Оригинальность (это их идеи или заимствованные?)4. Точность ( насколько их идеи детализированы?). Цели и задачи работы с детьмиЦель - разработать систематизированный комплекс творческих заданий для работы на уроках окружающего мира.Перед собой я поставила следующие задачи:используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности;учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения Требования  к усвоению дисциплины «Окружающий мир»Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; Сформированность  уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; Освоение доступных способов изучения природы  и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Классификация методов обучения и их применение в процессе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста1. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Представьте себе, что вы и есть та самая река , о которой мы только что говорили. Что сказала бы вода, если бы она умела говорить? (урок «Почему воду надо беречь?»- 3 класс автор Плешаков)Данный метод можно использовать накаждом уроке. 2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. - Посмотрите на стакан с водой. Опишите мне те образы. которые вы видите. А какую мелодию вы слышите, когда мы переливаем воду из одного стакана в другой? На что похожи частицы воды. Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении (Например, урок «Тела вещества, частицы».) 3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. 4. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, облако, дерево, стул, парта и др.). Растворяется в водеМного в морской водесолёнаяВ почве, удобренияДольше не тонут предметыСоляные озёразакладкаЗаписать номер телефонаРазжечь огонь«тайный»знак Креативные методы Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий.Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Креативные методы.3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. 4. Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег. Типы уроков.Урок – КВН Урок – сказка Урок – консультация Урок – экспедиция Урок – путешествие Урок – «Лесная газета» Урок – спектакль Урок – соревнование Урок - викторина Урок – «Следствие ведут знатоки» Урок – ярмарка Интегрированный урок Урок – аукцион Урок – эстафета Урок – лекция Урок – «Клуб почемучек» Урок – экзамен Урок – «Эврика» Коллективный урок Урок творчества Урок – встреча Урок – конференция Урок – игра Урок – деловая игра Ожидаемый результат применения творческих заданий - развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе-развитие элементов творческой деятельности, как качества мышления -развитие навыков устной речи.-развитие «умения учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности-развитие памяти-развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся-развитие интеллектуального мышления (на основе усвоения учащимися причинно – следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формировать свои мысли. Промежуточные результаты (1,5 учебных года). Анализ по высокому уровню Заключение Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.