Конспект занятия кружка Юный исследователь по теме Обитатели пресных водоёмов

Мини-исследование «Обитатели пресных водоёмов»
Цель: исследовать проблему: кто живёт в пресных водоёмах, провести исследование в данной области.
Задачи:
Активизировать знания, полученные школьниками при изучении темы «Животные»;
Развивать умение размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
Развивать умение использовать ИКТ при проведении исследований;
Формировать навыки работы в парах;
Воспитывать бережное отношение к водоёмам

- Здравствуйте, девочки!
-Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте те, кто хмур!
- Здравствуйте те, кто встал сегодня с хорошим настроением!
- Здравствуйте те, кто рад видеть меня и готов получить новые знания!
- Садитесь!

Начинаем очередное заседание учёного совета.
Вспомните, на прошлом занятии мы с вами говорили о(воде)
Слайд:1
Давайте вспомним, что вы знаете о ней.
Какую пользу приносит вода человеку?
А только ли для человека важна вода?( для животных)
Чем же важна она для животных? (вода- дом)
Предположите, какова тема нашего сегодняшнего заседания. (обитатели пресных водоёмов)
Слайд:2
Какие водоёмы находятся в нашей местности?(пресные: озеро, болото, река)
Кто в них живёт?
Слайды:3-
Как вы думаете всех ли обитателей пресных водоёмов мы назвали?
Предположите, кто ещё может жить в них?
(Предположим, что там обитают мелкие животные, которые мало заметны для глаза человека)
Давайте проверим ваше предположение.
Как вы думаете, а для того, чтобы узнать кто ещё обитает в водоёме, что мы с вами можем сделать? ( подумать, спросить у другого человека, прочитать в книге, посмотреть в интернете)
Какие задачи мы можем решить на занятии сегодня? (понаблюдать, спросить, прочитать в книге)
В воде, которую я набрала в пресном водоёме много мелких животных: а кто же они?
Капните капельку воды на своё стекло. Я вам сейчас в эту капельку помещу животное. Вы внимательно рассмотрите его под микроскопом и найдите его изображение на экране.
Слайд:

Предположите кто же это? Это(бокоплав)
Что вы о нём знаете? Где можем найти информацию о нём?
Откройте энциклопедию по первой закладке, найдите статью о бокоплавах, прочитайте её и выберите самое главное и интересное.
(дети читают)
Что же интересного вы узнали? Слушайте внимательно друг друга, постарайтесь не повторяться.
Большинство бокоплавов всеядные животные, поедающие живые и мертвые растения, гнилье, трупы и остатки животных. Они откусывают жвалами куски пищи и измельчают их, причем челюсти задерживают мелкие частицы, не давая им вывалиться в воду. Некоторые виды могут добывать пищу путем фильтрации. Когда волна начинает отходить от берега, рачки сидят в грунте, высунув из него передний конец тела, при обнажении грунта они зарываются в него целиком. Бокоплавы рачки величиной 1020 мм, тело их сплюснуто с боков и дугообразно изогнуто. Плавают в самых различных положениях, но на мелких местах лежа на боку, что и послужило поводом к их названию. Питаются растительной и животной пищей, в том числе и мертвыми животными. Местами нападают на запутавшихся в сетях рыб и сильно портят их. Некоторые виды бокоплавов сами служат превосходной наживкой для ловли рыбы
Отпустите бокоплава в воду, протрите стекло салфеткой.

Давайте рассмотрим ещё одно животное.
Вновь капните каплю воды на стекло.
Рассмотрите, внимательно и определите под каким номером на слайде находится это животное.
Слайд:
Как вы думаете а это кто?
Слайд:
Это- дафния.
Вы что-то знаете о ней? Опять найдём в энциклопедии. Откройте, найдите статью: дафнии, прочитайте, выберите самое главное и интересное.
(дети читают)
Дафнии- обычные обитатели пресных водоёмов. Длина тела 1-3мм. Хитиновая раковина прозрачная, овальной формы. Дафнии словно толкутся в воде, постоянно взмахивая ветвистой парой усиков. Ноги у них развиты слабо и в передвижении не участвуют. Ориентируются они при помощи одного сложного и одного простого глаза. Питаются бактериями, одноклеточными водорослями и взвешенными в воде органическими остатками. Около 60 видов. Осенью после откладки яиц дафнии погибают. Яйца зимуют в защитных капсулах. Дафнии служат ценным питательным кормом для рыб. При кормлении аквариумных рыб Дафнии используются в живом состоянии, а так же в сухом виде или как компонент комбинированного корма. Дафнии на рыборазводных заводах обычно выращивают в специальных бассейнах.
Посадите животное в воду. Вытрите стекло салфеткой.
Как вы думаете, подтвердилась наша гипотеза о том, что в пресных водоёмах ещё обитают мелкие животные, которые мало заметны для глаза человека.
Как вы думаете, а только в каких водоёмах могут жить животные? ( в чистых)

Слайд:
Как сохранить водоёмы чистыми? (не бросать мусор, не мыть машину, на фабриках и заводах должны быть очистные сооружения)
Я уверена, что вы будете всё делать для того, чтобы обитатели водоёмов чувствовали себя комфортно.
Решили ли мы задачи, поставленные в начале нашего заседания?
Наше заседание подошло к концу.
Закончите предложения:
Слайд:
Я сегодня узнал
Мне понравилось
Мне было трудно
Я могу поблагодарить своих коллег за
Слайд:
Я благодарю вас за очень хорошую работу. Спасибо.


15