Презентация Современный урок с использованием проблемного метода обучения


Современный урок с использованием проблемного метода обучения Предпосылки цели УД1.Нужда Дискомфорт2.Потребность (внутреннее состояние)- понимание чего не хватает 3.Мотив (внутреннее состояние)– осознанная потребность + понимание способов ее удовлетворения 4. ЦельЗадание: Приведите примеры, как, используя предпосылки цели УД, сформировать положительную мотивацию к непопулярному виду учебной работы. Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс это осознанный, запланированный результат деятельностиЦель должна содержать указание на:общее действие установление качества результата объект действия установление количества результата установление времени выполнения установление средства достижения результата Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс это осознанный, запланированный результат деятельностиЦель должна содержать указание на:общее действие (Обеспечить …)установление качества результата (общее представление, понятие, первичное умение, умение применять в знакомой, новой ситуации…)объект действия (УУД, структурный компонент УУД ….)установление количества результата установление времени выполнения ( 1 урок) установление средства достижения результата (через совместную деятельность, самостоятельную работу с разными источниками информации, проектную деятельность, постановку и решение учебной проблемы….) Итак, триединая цель урока должна отвечать следующим требованиям:1.Конкретные (понятно, какой минимум содержания должен быть усвоено до конца урока).2.Диагностичные (можно измерить достижение цели в конце урока).3. Отражают специфику ООП ( три цели: образовательная – предметный результат, развивающая – метапредметный результат, воспитательная – личностный результат).4. Неформальные (подкреплена содержанием урока – есть вопросы и задания для ее реализации).5.Корректно сформулированы (см. вышестоящий слайд) . Теория проблемного обучения Работы М. И. Махмутова , А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, Е.А. Мельниковой Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов 1)научного познания, системы знаний, но и самого 2) пути, процесса получения этих результатов, формирование 3)познавательной самостоятельности ученика и развитие его 4)творческих способностей. Главный психологический смысл постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Проблемная ситуация – это спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи недостаточно имеющихся у него предметных знаний и умений. В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без усвоения нового материала.При этом учитель побуждает ученика словесно выразить или охарактеризовать то знание или способ, которые ему необходимы.Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение. Уровни проблемного обучения 1. Проблемное изложение материала (НИМ)Индуктивное, вопросно-ответное изложение 2. Учитель создает проблемную ситуацию (УСПС)Учитель и учащиеся совместно разрешают проблемную ситуацию Проблемный диалог3. Учитель создает проблемную ситуацию (УСПС)Учащиеся самостоятельно разрешают проблему (частично-поисковый подход) 4. Учащиеся по материалу учителя сами осознают проблемную ситуациюсамостоятельно разрешают проблему (поисковый подход) Приемы создания проблемной ситуацииПроблемная ситуация с «удивлением». Подводящий к проблеме диалог:1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или взаимоисключающие точки зрения;2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;3.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью; 4. Предложить выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий;6. Побудить учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Проблемная ситуация с «затруднением». Выполнение практического задания.В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, удивления или затруднения. II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития). IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся. УрокЛогическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.