Урок — праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.


УРОК-ПРАЗДНИК
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Разработан и проведен учителем высшей категории Козельской И.Н.
Цель:
Познакомить с традиционным русским хлебосольством, с историей разнообразной московской кухни.
Воспитывать уважительное бережное отношение к хлебу.
Познакомить с разнообразием продуктов, данных природой и наиболее часто употребляемых в еде.
Познакомиться с устным народным творчеством по теме: пословицами и поговорками, потешками и играми, скороговорками и загадками.
Через конкретный дидактический материал на уроках русского языка и математики дополнить и расширить содержание темы.

ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок. Я знаю, что все вы очень любите путешествовать. Вот и сегодня нам предстоит очутиться в древней Москве. Там мы познакомимся с москвичами, увидим, где и как они жили, что ели и что пили, как одевались. Но это будет не простая прогулка, наша с вами задача выяснить, а осталось ли что-то общее между людьми, жившими в Москве несколько веков назад и нами, живущими в Москве сегодня.
Начнем же наше путешествие.
(П.И.Чайчовский №1983)
На экране картинки старой Москвы А.М.Васнецов)


Учитель:
Город чудный, грод древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты как хартия, развит
И над малою рекой
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не хватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Учитель. И вот мы с вами, ребята очутились на улице древней Москвы. Ох и много люду снуют! А вот на встречу нам семья молодая: москвич и москвичка. Давайте представим себе, ребята. Как же выглядели москвичи в старину. Во что одевались мужчины?рубаха,штаны, сапоги или лапти на ногах).
(кае)
Учитель. - Каких деталей не хватает в одежде молодых мужчин ? (орнамента на рубахе и пояса)
- Для чего нужны эти детали? )обереги и для красоты).
-Хороши молодцы получились!
А раньше говорили так : «Молодец в кафтане, а девка в сарафане».
- Посмотрим же теперь на москвичку. Каких деталей не хватает в женской одежде?
(заслушиваются ответы детей).
Учитель. - Скажите, ребята, а похожа эта одежда на ту, что мы носим с вами сейчас? (Похожа).
Учитель. - А вы знаете, что еще в те давние времена народ сложил много пословиц и поговорок про одежду, и многие из них дошли до наших времен. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
Учитель. - Соедините начало пословицы с окончанием.
Работа в парах с последующей проверкой на доске (пара детей работает на крыльях доски) . На экране :По одежке встречают, а друг старый.
Одежда лучше новая, а добрые дела.
Не одежда красит человека, а по уму провожают.
Учитель. - Знаете вы эти пословицы ? Да, всем они хорошо знакомы. Что-то долго мы про одежду разговорились. Пора посмотреть, куда же идут наши москвичи.
Учитель. - А подошли они к дому новому, недавно срубленному. Не иначе скоро здесь будут отмечать новоселье.
Учитель. - Но для начала, давайте заглянем в дом, да посмотрим на внутреннее убранство. Вот только без приглашения хозяев как-то не удобно.
Выходят хозяин с хозяюшкой.:Учитель. _ Здравствуйте, гости , дорогие! Добро пожаловать к нашему хлебу да соли1 Хоть не богаты, а гостям всегда рады!
- Учитель. Дозволь . хозяюшка, на убранство дома твоего посмотреть.
Хозяюшка:
- Заходите, милости просим.
(На экране . в избе)
- Учитель. Ой. Ребята, а все ли правильно обустроено в доме-то ? (Нет «красного угла»).
- А что такое «красный угол» ? Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Да, место это было важное и почетное, не зря раньше говорили : Дорогого гостя принимают, за обе руки берут, да в «красны угол сажают» .- Учитель. Ребята. А вы видели где-нибудь «красный угол» ? Заслушиваются ответы детей.

- Учитель. Да, во многих домах, особенно там, где живут люди верующие, есть «красный угол». А вот такой «красный угол» в моем доме.
Учитель. -Чего же еще в нашем доме-то не хватает?
- Печки!

- Учитель. Ребята, а для чего нужна была печь в доме? (дети называют «профессии « русской печки)
Печь занимала очень важное место в доме. Говорили так: «Кто сидел на печи, тот уже не гость , а свой».
Учитель. - Где же в наши дни мы можем увидеть печь? (В деревне, на даче)
Учитель. - А какие «профессии» русской печки сохранились и по сей день?
Заслушиваются ответы детей.
Учитель:
Ну вот, посмотри хозяюшка, каким стал твой дом.
Хозяюшка:
Уж больно дом хорош, а печь-то, печь! Сейчас я около нее тарелочку с хлебцем да кашкой поставлю.
Учитель:
- Ребята. А для кого наша хозяюшка тарелочку к печке поставила?
Дети: Для домового.
Учитель. И действительно, считалось, что в каждом доме был свой домовой. А кто же это такой?
Заслушиваются ответы детей.
Учитель. -Что ж, давайте познакомимся с нашим домовым.
И пришел он к вам не с пустыми руками. Где любят жить домовые?
Правильно, за печкой. Там всегда тепло и сытно. Вот загадки о припечных жителях он вам принес.
Смотрите на картинку и отгадывайте:
«Крюкова царица по миру ходила,
Золото собирала, сыта не бывала». (Кочерга)
«Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает». (Ухват)
Учитель. Да, кочерга и ухват самые нужные «припечные» жители.
Без кочерги огонь в печи не наладишь. Без ухвата горячих душистых щей из печи не достанешь.. Кочерга и ухват ближе всех к огню родного очага.
Учитель. А еще Афанасий приготовил для вас задачку, из которой вы узнаете о традициях русского стола.
Смарт-доска« С древних времен и до наших дней сложилось четкое разделение русского стола на постный (растительный –грибной – и иногда рыбный) и скоромный (молочно-яичный- мясной).
Посчитано,что в году постных дней на 65 больше, чем скоромных.
Сколько дней в году разрешалось есть яйца, мясо, молоко, а сколько дней было постных?»
Составьте схему, решите задачу.
Учитель:
Я знаю, что в наше время многие люди соблюдают посты.
Учитель: Спасибо тебе,Афанасий,за задания интересные. Но пора тебе за печь, а то хозяюшка возвращается, пришло время еду готовить, да стол для гостей накрывавть.
Хозяюшка: А знаете ли вы, что любили есть москвичи в старину? Вот я сейчас и проверю. Вписав слова в кроссворд, вы узнаете какое блюдо было одним из самых любимым.
Смарт-доска, кроссворд.
Овощ, который очень любили в старину. Ее и парили, и тушили, и пекли, и фаршировали. (Репа)
Горячий медовый напиток. (Сбитень)
Сдобный хлеб на молоке, масле, с большим количеством яиц, с добавлением изюма, орехов. Так еще называется детская игра. (Каравай)
Его тоже выпекали из пшеничного теста, а в одной русской народной сказке студили на окошке. (Колобок)
Кашу, сваренную из этой крупы, называли матушкой. (Гречка)
В одной из русских народных сказок из него были целые берега, так как в старые времена его резали ножом . (Кисель)
Какое же слово получилось? (Пироги)
РЕ ПА С Б И Т Е Н Ь К А РА В А Й К О Л О Б О К Г РЕ Ч К А
К И С Е Л Ь Учитель. Ребята, а есть ли среди блюд старой русской кухни такие, которые мы любим сейчас? (Есть)
Ну, что ж, пора и гостей встречать.
Учитель:
В старину, на Семенов день , принято было переезжать в новые дома. На новоселье приглашали дорогих гостей: тестя с тещей, сватов, кумовьев. Каждый гость приносил подарки «по усердию и состоянию».
Хозяин:
В новом дому, на широком двору,
В светлой светлице поставлены столы
С хлебом и солицей.
Хозяюшка:
На столы постланы скатерти бранные,
На новоселье приглашены гости званые.
Вместе:
Приходите, люди добрые,
Приходите православные,
Хоть не богаты, а гостям рады.
Просим в дом:
Красному гостю – красное место!
Тесть:
А это любимому зятю.
Добрый конь, тесмяная узда, булатные стремена.
Он головушкой помахивает, черной гривушкой потряхивает;
Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!
А бубенчики-то звяк, звяк, звяк!
Теща:
А от меня прими коровушку для внучат,
Чтоб на столе для них всегда было маслице,
И творожок, и кружка молока!
Хозяева кланяются.
Кума:
А я для вас,хозяюшки,
Наварила-напекла
Тешки-тетешки,
Овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок,
Сахарный рожок.
Кум:
А это наш подарок – мыльце душистое
И полотенце расшитое.
Чтобы черное к белому не приставало,
Чтобы в доме все чисто было, как солнце сияло!
Хозяева с поклоном принимают подарки.
Сват:
С радостным днем новоселья!
Пожелаем самого лучшего:
И здоровья, и настроения,
И семейного благополучия!
Сватья:
Примите от нас серо-белого гуся,
А еще уточку, к уточке курочку,
А к ним петушка!
Хозяева:
Милости просим, гости дорогие, к столу.
Гости вместе:
Храни вас Бог от житейских невзгод,
От всяких болезней, житейских тревог!
Пусть в новом доме будет всегда
Побольше счастья и добра!
Хозяюшка:
Отведайте, гости дорогие, русских пирогов, а вот напиток мы для вас приготовили заморский, диковинный, из далекого Китая привезенный. Угощайтесь на здоровье!
Учитель:
О каком таком напитке говорит хозяюшка? (О чае)
Учитель:
Скажите, ребята, а сохранились ли сейчас традиция отмечать новоселье да многие другие праздники: свадьбы, именины? (Да).
Учитель:
А так же хлебосольно вы встречаете гостей?
Финал.
Что ж, как ни жаль, но путешествие в нашу древнюю столицу закончилось. Нам удалось протянуть невидимые ниточки из прошлого в настоящее. И мы с вами очень хорошо увидели, что многие традиции и обычаи народ наш сберег, сохранил и донес до наших дней, то есть до нас с вами.
А наша с вами задача – так же бережно относиться ко всему хорошему, что досталось нам от бабушек и дедушек, пап и мам, и этот бесценный дар донести и передать своим детям и внукам, чтобы связь времен никогда не прекращалась!