Разработка урока по обществознанию Класс, дата, предмет: 5 класс, 10.10.2017 г., обществознание Тема урока: «Семья и государство»


Разработка урока по обществознанию
Класс, дата, предмет: 5 класс, 10.10.2017 г., обществознание
Тема урока: «Семья и государство»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный (сочетание видов на одном уроке – беседа с элементами практических заданий)
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли семьи для всей жизни человека, показать, как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, раздаточный материал.
Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Форма урока: традиционный с элементами дискуссии и работы в группах
Формы организации познавательной деятельности урока: групповая, фронтальная.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- формирование познавательного интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний;
Метапредметные:
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме;
- формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
Предметные:
- познакомить с государственной поддержкой семьи;с семейными ценностями и традициями;
- воспринимать семью как главную ценность;
- уметь объяснять значение понятия семья.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент
Цель:
Организация обучающихся на основную учебную деятельность
на личностно-значимом уровне
Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация учащихся.






Просмотрвидеофрагмента из мультфильма «Король Лев»
- Посмотрев видеофрагмент, можно ли догадаться какой теме мы посвящаем сегодня урок?

- А знаете ли вы, что такое семья? Как она появилась на свете?
Зачитывает стихотворение «Как появилась семья»
Как появилось слово «семья»?  
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто  деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.    
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье? 
Ответь на вопрос мне, подруга моя!
- Я, я, я, я, я Ева молвила: - Я.
 Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.
Семья – это близкие и родные люди, те,  кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Составьте определение понятию СЕМЬЯ
Слова на слайде: Группа, это, людей, родством, связанных.




Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
(Семья)























СЕМЬЯ – это группа людей, связанных родством

IV.Изложение новой темы
Цель:
обеспечение восприятия, осмысления учащимися темы урока.
(работа в группах)























(у каждой группы на столе лежат по две разрезанные пословицы)
Приложение 1




































































































Физминутка















(работа в группах)




Учитель рассказывает и показывает при рассказе слайды презентации
- На земле существует огромное количество семей.
И каждая семья может быть счастливой. Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас нам расскажут о том, кокой она должна быть.
Поэтому первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений, заботу младших о старших. Этот лепесток мы назовем  (крепит первый лепесток на доску)
Каждая семья стремится, чтобы каждому было уютно, комфортно и спокойно. В таких семьях обычно взрослые и дети дружат, скучают друг без друга. Помогают друг другу. Существует очень  много пословиц о семье. А вы, ребята,  их знаете?
У вас на столах лежат разрезанные пословицы, вы должны правильно их сложить:
1) Вся семья вместе -
2) Муж без жены -
3) Где любовь да совет -
4) На что и клад, коли -
5) Семья сильна, когда -
6) Семейный горшок -
7) Согласную семью -
8) Родители трудолюбивы -
9) Мать кормит детей -
10) Семья в куче -
11) Семья - печка, как холодно
12) Дружная семья и землю

 Итак, второй лепесток будет называться
     (крепит второй лепесток на доску)
3. А кто живет в вашей семье? Каких еще родственников, кроме папы, мамы, сестер и братьев вы знаете? 
Итак, оказывается, семья – это родственники, поэтому наш следующий лепесток будет называться
(прикрепляет третий лепесток)
4. В хорошей  и дружной семье все любят друг друга. А когда любят, то свою любовь  выражают ласковыми словами.
Какие ласковые и добрые слова звучат в вашей семье? 
Теперь мы знаем, что любовь и уважение к своим близким наши семьи выражают такими  теплыми словами. Наш следующий лепесток будет называться...
(прикрепляется лепесток)
5.  Чтобы семья была счастлива, необходимо еще всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится.
У каждого из нас есть любимое дело. Вот и следующий лепесток  раскрылся –
(крепит лепесток)
6.Я думаю, что вы очень любите свой родной дом. Не  важно - большой он или маленький, в городе или в деревне. И, наверное,  каждый из вас хочет, чтобы в вашем доме было  красиво и  уютно.
А это еще один лепесток-
(крепит лепесток)
В старину на Руси говорили: «Где много песен поется – там весело живется». Я думаю, в каждой семье любят песни и знают их огромное количество. Вот и седьмой лепесток
(крепит лепесток)
Раскрылся наш красивый цветок – «Цветок семейного  счастья». Берегите его!. Мы теперь знаем,  что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников,  все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать.

Как вы думаете, нужны ли в принципе семьи?

Семья полностью самостоятельно решает, как ей действовать или есть какие-то силы, которые её защищают и контролируют?

А как государство защищает семью?
Какие документы оно для этого использует?

Работа со статьями Конституции РФ (ст.38, 39, 41 п.1, 43 п.1,2; 45 , 46 п. 1)
Работа со статьями Семейного кодекса РФ (54 п.1, 2, 63 п.1, 2, 64 п.1).

Ребята, о чём в целом говорится в статьях?

Что из написанного вы считаете важным?












1. «Забота»
























1) так и душа на месте
2) что гусь без воды
3) там и горя нет
4) в семье лад
5) над ней крыша одна
6) всегда кипит

7)и горе не берет
8) и дети не ленивы
9) как земля людей
10) не страшна туча
11) все к ней собираются

12) превращает в золото


«Дружба»






Тети, дяди, бабушки, дедушки





«Родство».









(ответыобучающихся)






«Любовь»













«Увлечение»











«Уют»








«Веселье» 
















(Да, чтобы...)




(Государство)




(Конституция, Семейный кодекс)










(ответыобучающихся)





V. Первичное применение и закрепление новых знаний
Цель:
Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и проведение коррекции.


Семья – обязательная часть любого общества.
В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства
Единственным документом, закрепляющим права в семье, является конституция
За невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей суд имеет право лишить родителей родительских прав
В семейном кодексе закреплено право ребёнка жить и воспитываться в семье
Ученики отвечают на вопросы: «да» или «нет».
( да)



(да).



(нет)





(да)





(да)


VI. Рефлексия
Цель:
Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
А сейчас я предлагаю  вам немного порисовать. Рисовать мы будем на ладошках. Ведь открытые ладошки – это символ чистых мыслей. Искренних мыслей. Если вам сегодня понравился урок – нарисуйте улыбку на всю ладонь. Если же нет – злую усмешку или грусть. Если же вас урок никак не затронул – нарисуйте ровный ротик.


Учащиеся рисуют на ладошках улыбки

VII. Домашнее задания
Цель:
Дать инструкции учащимся по правильному выполнению домашнего задания.
Объясняет домашнее задание.
§ 23

Учащиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.


Используемая литература:
1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
2.Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
3.Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
4.Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя. - М-, 2003.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. - М., 2000
6. Методика преподавания обществознания в школе: Учебник для студентов педагогических высших учебных заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2002











Приложение 1
Вся семья вместе  -
так и душа на месте

Муж без жены -
что гусь без воды

Где любовь да совет
там и горя нет

На что и клад, коли
в семье лад

Семья сильна, когда
над ней крыша одна

Семейный горшок
всегда кипит

Согласную семью
и горе не берет

Родители трудолюбивы
и дети не ленивы

Мать кормит детей
как земля людей

Семья в куче -
не страшна туча

Семья – печка, как холодно,
все к ней собираются

Дружная семья и землю
превращает в золото








Приложение 2
Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).




Заголовок 115